Главные вкладки

    Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»
    материал по русскому языку (1 класс) на тему

    Паршина Татьяна Петровна

    Цель: расширение  знаний о  разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка,  поговорка).

     

     

     

     

    Задачи урока:

    ·        обеспечить условия  для совершенствования техники чтения (осознанное, выразительное чтение целыми словами);

    ·        формирование  у детей интереса   к чтению книг;

    ·        развивать речь учащихся, творческое  воображение, умение работать

    с  художественным текстом;

    ·        способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим,

                создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и

    навыков взаимодействия;

    ·        закрепить умение отличать авторскую (литературную) сказку от народной сказки, сравнивать их;

    ·         способствовать формированию нравственного понятия о добре.

     

     

     

     

    Оборудование:

    ·        Учебник «Букварь», Т. М. Андрианова, 1 класс, УМК  «Планета знаний», АСТ «Астрель», Москва: 2013год;

    ·        Текст со сказкой Г. Цыферова «Маленький тигр»;

    ·        Модель «Цветик-семицветик»;

    ·        Карточка с пословицей;

    ·        Карточки с «Солнышками» и «Тучками»

    ·        Презентация

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МАОУ СОШ №24 города Тамбова

    1 класс «Д»

    Обучение грамоте «Букварь»

    Урок-игра "Цветик-семицветик"

    по  тексту  сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр»

    И

     русской народной сказке «Сказки в сказке»

     

                                                                         

                                                                                                   Паршина Т. П.,

    учитель начальных классов

                                                                                МАОУ СОШ №24

    2014

    Цель: расширение  знаний о  разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка,  поговорка).

    Задачи урока:

    • обеспечить условия  для совершенствования техники чтения (осознанное, выразительное чтение целыми словами);
    • формирование  у детей интереса   к чтению книг;
    • развивать речь учащихся, творческое  воображение, умение работать

    с  художественным текстом;

    • способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим,

                создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и

    навыков взаимодействия;

    • закрепить умение отличать авторскую (литературную) сказку от народной сказки, сравнивать их;
    •  способствовать формированию нравственного понятия о добре.

    Оборудование:

    • Учебник «Букварь», Т. М. Андрианова, 1 класс, УМК  «Планета знаний», АСТ «Астрель», Москва: 2013год;
    • Текст со сказкой Г. Цыферова «Маленький тигр»;
    • Модель «Цветик-семицветик»;
    • Карточка с пословицей;
    • Карточки с «Солнышками» и «Тучками»
    • Презентация

    Ход урока

    1. Организационный момент.

                Мы приветствуем гостей,

    Дорогих  учителей!

    Всех  знакомых, незнакомых

    И серьезных, и веселых.

    • Вы  здороваетесь как?
    •   Вот  так!
    • Вы  садитесь тихо как?
    •   Вот  так!
    • Настроение,  какое?
    •   Вот такое!

    (  показывают   сигнальные  карточки: «солнышко», « туча»)

    1. Актуализация опорных знаний учащихся

    • К какому уроку приготовились?
    • Мы приготовились к уроку  чтения!
    • Чем бы вы хотели сегодня  заняться на уроке?
    • читать новые сказки, фантазировать…
    • Пригодятся ли вам эти умения  в жизни?
    • Будем уметь читать – будем  много знать и  правильно

                                       поступать…

    • Откуда можно узнать о новом,  интересном, полезном?..
    • О многом можно узнать из  книг.

        Сегодня все ваши желания исполнятся – мы будем учиться читать целыми словами,  грамотно и выразительно,

    определять  жанры произведений,  находить главное и важное

    в  сюжете, фантазировать…

    • Вспомните,  пожалуйста, о ком мы читали  вчера?

    («Медвежонок»)

    • Кто написал  произведение?

    (Г.Снегирёв)

    • Каков  жанр этого произведения?

    (Сказка)

    • О чем  это произведение?

    (О  том,  как   Сладков  играл с медвежонком.)

    • А  в какие игры любите  играть  вы?
    • А хотите ли вы поиграть сейчас на уроке?

           Если вы  во время урока  будете  дружны и  прилежны,  то

     сумеете  ответить на трудный  для  взрослых вопрос:

    • Легко ли быть добрым?

     III. Работа над темой урока 

     На  дворе стоит зима…

    В нашем классе уж  весна!

    Вот расцвел цветочек нежный.

    Он чудесный и прелестный!

    Что же это за  цветок?

    Назови его дружок!

    ( на доске модель цветика-семицветика)

    • Почему цветик называют семицветиком?

    Число 7 – волшебное  число. Оно  приносит удачу, везение.

    • Где  вам встречалось это  число?

    1. Игра «Доскажи  словечко»

    Лепесток красного цвета -  игра «Доскажи словечко»

    Только тот, кто очень  дружен,

    Нам  в игре сегодня … (нужен)!

    Раз,  два, три, четыре,… (пять)!

    Начинаем  мы … (играть)!

     

    2. Фонетическая  зарядка –  чистоговорка

       Лепесток  оранжевого  цвета  «Классный хор»

    Ра-ра-ра  –  начинается  игра!

    Ре-ре-ре – собрались уже  мы все!

    Ри-ри-ри  – поиграем – раз,  два, три!

    Ры-ры-ры – будем  дружными все мы!

    Ро-ро-ро – победит  игре добро!

    Ру-ру-ру – продолжаем  мы игру!

    Ра-ра-ра – вместе смело в  путь пора!

    3. Скороговорная  5-минутка

     Лепесток  жёлтого  цвета  - игра «Очень умелый язычок»

    Кот ловил мышей и  рыс.

    роли  лист  апустный  грыз.

     

    Этапы  работы:

    • попытка  самостоятельного чтения;
    • восстановление  текста;
    • осмысление  прочитанного текста.

    • О  ком эта скороговорка?  
    • Какой   согласный звук  пропущен?

     Игра-соревнование между девочками и мальчиками:

    • чтение с удивлением (?);
    • чтение с радостью (!);
    • чтение «с талантом» ()

     

    4. Работа с  текстом произведения

     

    Лепесток  голубого  цвета   -  Игра «Живые картинки»

    А вот кто сегодня из животных позвал нас в сказку, вы узнаете, отгадав загадки.

    Кто-то на огромной кошке,
    Взял и начертил полоски.
    Видно, просто так, для игр,-
    Долго возмущался… 
    (тигр)

    Послушайте следующую загадку.

    Кто с усами родится? (котёнок)

    • В чём  сходство и отличие этих животных?
    • Что подсказала вам  ваша фантазия?
    • О ком будем читать?

    5. Сказка  Г. Цыферова  «Маленький тигр»

    Лепесток   зелёного   цвета  -  «Говори и читай»

    • Предположите, к кому из этих животных относится название сказки?  
    1. Первичное восприятие сказки

    Текст читают дети с хорошим навыком чтения.

    1. Проверка первичного восприятия
    • Кто же такой «маленький тигр»?
    • Почему автор его так назвал?
    • Что значит «быть добрым»? Кого называют добрым?
    • Найдите и перечитайте последнее предложение.
    • Бывали ли случаи, когда вам было трудно «быть добрым»?

    5. Физкультминутка

    Лепесток   фиолетового  цвета - «Дорогою добра»            

    3) Повторное чтение. Работа над содержанием текста

    • Каким был Тигр до встречи с Котенком?
    • Какие слова доказывают, что Тигр был очень сердит? Прочитайте.
    • Почему при встрече с Котенком Тигр не зарычал?
    • Чему и как Маленький тигр учил Большого тигра? Прочитайте.
    • Как Маленький тигр повел себя при встрече с Лохматым Щенком?
    • Почему он рассердился?
    • Видел ли кто-нибудь из вас, чтобы собаки и кошки жили дружно? Где? Расскажите об этом.

    (Выясняется значение выражения «как кошка с собакой»)

    • Что общего заметили в поведении тигра и котенка?

    Вывод: Тигр  стал добрым, потому что  Котенок научил его

    замечать  хорошее  в других, но при этом научил котёнка дружить с собакой.  

             

    6. Работа  в учебнике

     Лепесток  синего  цвета    -  Игра «Сказка в сказке»

    1. Чтение сказки учителем, а дети следят или слушают.
    2. Беседа по восприятию

    • Эпизоды каких сказок приснились Лисе?
    • Что общего во  всех этих сказках?
    • Что их объединяет?

    7. Итог урока

    1)  Центр цветка «Сердечко»   

    • Что нужно  иметь, чтобы творить добрые  дела?
    • Добрую душу и доброе  сердце.

    Поздравляю  вас!

    Вы вывели формулу Доброты:  Сердце  + Душа  = Доброта

     

    2)  Игра «Строители»

    Дети  восстанавливают  последовательность чисел, затем переворачивают

    карточки, читают:

     Жизнь дана на добрые дела!

    • Как понимаете смысл данной пословицы?
    • Можно ли сказать, что она подходит к сказкам? Почему?
    • Так  легко ли быть добрым?

    3)  Игра   «Доскажи словечко» 

    Вы желанья  исполняли,

    Выразительно … (читали),

    Язычки    тренировали,

     Отдыхать … (не забывали),

    И  друг  другу …  (помогали),

    Вы  открытья  совершали,

    Очень весело … (играли).

    Большое спасибо за работу на уроке! Все молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме "Русские народные сказки. Сказка "Зимовье зверей"

    Презентация включает тест по теме "Сказки", кроссворд по сказке "Зимовье зверей"....

    Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

    Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

    Викторина по русским народным сказкам "Сказки водят хоровод"

    Расширить знания учащихся о сказках. Развивать речь, память, интерес к чтению....

    Презентация к уроку литературного чтения. Английская народная сказка "Сказка про трех поросят".

    Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе  УМК " Начальная школа ХХ I  века"   по теме:  Английская народная сказка " Сказка про трех поросят"...

    Технологическая карта по литературному чтению во 2 классе. Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят»

    Тема урока: Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» Тип урока: Применение знаний и способов действий на практике Цель: способствовать расширению читательского опыта посредством чтен...

    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки»

    laquo;Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки»...