ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ.
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему


Повторение понятий "корень слова", "однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне. Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разныхсогласных в корне слов, находить корни с чередующимися согласными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.

ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

В КОРНЕ

Урок 12.

Тема: Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне

Цель:

 – развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов, находить корни с чередующимися согласными.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 

1. Словарная работа

(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)

Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.

Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.

Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе

Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.

Последний осенний месяц.

2. Введение в раздел и тему урока.

– Прочитайте название раздела на с. 39.

– Вспомните, что вы знаете о слове (см. с. 11).

– Чем занят Афанасий? (Из конструктора построил слово.)

– Из чего состоят слова? (Из звуков и букв, из слогов, из корня, приставки...)

– Прочитайте тему (§ 2). Что вам уже знакомо? (Часть слова. Корень.)

– Что узнаете нового? (О чередовании согласных звуков в корне.)

3. Повторение изученного о корне слова.

Отгадайте загадку (на основе упр. 16 из «Дидактического материала»).

Я у дуба,

Я у зуба,

Я у слов

И у цветов.

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту.

(С. Бондаренко)

– Запишите отгадку.

Ученики записывают: корень.

– О каких корнях говорится в стихотворении? (Корень растения, корень зуба, корень слова.)

– О каком корне мы будем говорить на уроке? Графически обозначьте этот корень.

Ученики делают графическое обозначение корня.

Упр. 37 – развивается умение находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать к слову однокоренные слова.

Главная мысль – в двух последних строчках.

Ученики выписывают однокоренные слова, выделяют корень, дописывают однокоренные слова:

Посадили, сад, садовод, садовник, садовый, рассада.

 Упр. 38 – развивается умение находить корень в однокоренных словах и графически его обозначать, различать однокоренные слова и разнокорневые слова с близким значением.

Образец записи:

Свет, светлый, светло... (кроме с ветки).

Вывод. Почему корень – это главная часть слова? (В нём заключено значение, смысл всех однокоренных слов.)

– Прочитайте слова в рамке. Что означает каждое слово? (Светильник – любой осветительный прибор; люстра – светильник с несколькими плафонами; лампа – небольшой светильник, может быть с абажуром.)

– Что их объединяет? (Называют осветительные приборы.)

– Являются ли эти слова однокоренными? (Нет. Они по-разному называют сходные предметы, у них разные корни.)

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.

1. Постановка учебной проблемы.

 Наблюдение за новым явлением в корнях однокоренных слов (упр. 39).

Учитель может записать на доске (вывести на слайде) слова:

Свет, свеча, освещение.

Ученики работают по группам, выполняя задания и отвечая на вопросы в учебнике.

Затем от каждой группы предлагают свои формулировки вопросов. (Почему в корне однокоренных слов встречаются разные согласные звуки? Как называются корни однокоренных слов, в которых отличаются согласные звуки? и др.)

 Сравнение выводов детей с авторской формулировкой. (Почему написаны разные буквы в корне однокоренных слов?)

– Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

– Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

2. Открытие нового знания.

 Поиск решения.

. 40, 41 (2–3 группы работают над каждым упражнением).

После завершения работы в группах учитель задаёт вопросы:

– Почему изменяются последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? (Для удобства произношения.)

– Какое слово было родоначальником всех остальных слов в каждом упражнении? (Снег, друг.)

– Допишите эти слова в ряду записанных в тетрадях слов.

– Какой звук был исходным, основным? ([г])

– А каким он заменился? ([ж//з])

На доске (слайде) появляются ряды однокоренных слов с выделенными корнями (буквы согласных г и ж//з выделены цветом), а рядом с ними запись [г//ж], [г//ж//з]:

Снежок, снежинка, снеговик, снежный, снег [г//ж].

Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья, друг [г//ж//з].

3. Работа над определением.

– Прочитайте про себя текст в рамке на с. 42.

Вопросы после чтения:

– Что такое закон языка?

– Что такое чередование согласных звуков?

– Какие новые чередования вы узнали из определения? ([х//ш])

– Назовите чередование, которое наблюдали в корнях слов свет, свеча, освещение. ([т//ч//щ])

– Сколько звуков могут чередоваться в корне? (2 или 3.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

Работа по учебнику.

• Упр. 42 – развитие умений находить корни с чередующимися согласными, выделять эти чередования и графически их обозначать.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV. Итог урока.

– Какое ключевое слово сегодняшнего урока. (Чередование.)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

1. Текст в рамке (о чередовании), упр. 1, с. 52.

2. П Найти в известных стихотворениях слова с чередованием согласных в корне.

 


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 3 класс у рок № 12 Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 65 г . Краснодар Бутова Ю.Л. Чередование согласных звуков в корне слова

Слайд 2

Как-то Много лет назад Посадили странный сад . Не был он фруктовым, Был он только словом. Это слово, Слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вспоминаем то, что знаем - Прочитайте стихотворение. - О чем это стихотворение? - Почему поэт называет сад странным? - Прочитайте выделенные слова, выпишите их.

Слайд 3

садовник, садовод, садик, рассада… Сад, посадили, Вспоминаем то, что знаем - Вспомните, что такое корень слова. - Выделите корень в словах, которые вы выписали. - Продолжите этот ряд. Выделите корень в словах. - Как называются эти слова? Почему?

Слайд 4

Однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть – корень. В корне заключён общий смысл всех однокоренных слов. Вспоминаем то, что знаем

Слайд 5

- Эти слова однокоренные? - Выделите корень. - В какой части слова находятся буквы т, ч, щ ? - Какой вопрос возникает? Определяем основной вопрос урока Прочитайте слова. Свет , свеч а, о свещ ение

Слайд 6

- Однокоренные ли это слова? Почему? - Спишите, выделите корень. Подчеркните букву последнего согласного звука в корне. Решаем проблему, открываем новые знания Работа в паре. Выберите одну группу слов. Выполните задания. Снежок, снежинка, снеговик, снежный Дружок, подруга, дружный, дружить друзья.

Слайд 7

Сне ж ок, сне ж инка, сне г овик, сне ж ный Попробуйте произнести все эти слова с корнем снег Дру ж ок, подру г а, дру ж ный, дру ж ить, дру з ья Попробуйте произнести все эти слова с корнем друг Решаем проблему, открываем новые знания - Почему заменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? - Какое слово было родоначальником всех остальных? Допишите его. - Какой звук был исходным, основным? Каким он заменился ? - Какой вывод можно сделать на основе наблюдений? [ г/ж/ з ] [ г/ж ]

Слайд 8

Ты наблюдал закон языка: в корне однокоренных слов один согласный звук заменяется другим. Такая замена называется чередованием согласных звуков . Записывается оно так: бере г а – бережок [ г/ж ] у х о – у ш и [ х / ш ] Сравниваем свой вывод с авторским - Какие новые чередования вы узнали из определения? - Какое чередование наблюдали в корнях свет , свеч а о свещ ение? - Сколько согласных звуков могут чередоваться в корне?

Слайд 9

пушок, пушинка, пуховик Книга, книжечка, книжный Луга, лужок, луговые, Лужники, лужайка. Круги, кругом, кружок, кружились Пух, пуховый … Применяем новые знания. Развиваем умения [ г/ж ] [ г/ж ] [ г/ж ] [ х / ш ] - Прочитайте. Спишите, выделите корень. Однокоренные ли это слова? Почему? - Допишите однокоренные слова в последнюю группу. - Найдите чередующиеся согласные звуки и запишите в конце каждой строки.

Слайд 10

Запишите ключевое слово сегодняшнего урока. Итог урока чередование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

Урок русского языка для учащихся 3 класса с использованием ЭОР.  (базовый учебник: "Русский язык" автор  Бунеев Р.Н и т.д.)Цель: познакомить с орфограммой непроизносимая согласная в корне сл...

Уроки русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным согласным звуком в корне»

На уроках учащиеся знакомятся с особенностями проверочных и проверяемых слов, учатся составлять алгоритм проверки написания слов с  данной орфограммой.  Дети учатся умению договаривать...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...

«Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне слова»

      План-конспект разработан в соответствии с ФГОС НОО по технологии деятельностного метода обучения. Перечислены все этапы урока "Открытия новых знаний", а также для каждого э...

Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными звуками в корне слова

Конспект урока русского языка в 3 классе. ОС "Школа 2100"...

Русский язык 3 класс «Школа 2100» СЛОВО ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ

Конспект урока русский язык 3 класс «Школа 2100» СЛОВО ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ...