Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными звуками в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Быстрова Наталья Георгиевна

Конспект урока русского языка в 3 классе. ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 3_kl_neproiznosimye_soglasnye.zip431.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3  классе.

Тема урока: Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

Цель:  развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

Задачи урока:

  • Способствовать развитию грамотной устной и письменной  речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
  • Способствовать развитию  умения определять и формулировать  тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по  коллективно составленному плану,  оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
  • Способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода)

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа,

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Самостоятельно работать на компьютере,выполняя предложенные упражнения

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Личностные результаты

1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Словарная работа ( в мобильном классе тренажёр со словарными словами)

-Какую орфограмму мы сейчас повторили?

2.Повторение орфограмм с согл звуками.

Работа в группах

( на карточках записаны группы слов)

1 группа

Что объединяет слова в одну группу? Какое слово лишнее?

ванна, перрон, поздний, хоккей

2 группа

Что объединяет слова в одну группу? Какое слово лишнее?

Аккуратный, известный, аппетитный, хоккейный

3 группа

Что объединяет слова в одну группу? Какое слово лишнее?

Зубки, ложка, скобка, тростник

4 группа

Что объединяет слова в одну группу? Какое слово лишнее?

Наездник, бумажка, сторож, закладка

5 группа

Что объединяет слова в одну группу? Какое слово лишнее?

Сердце, книжка, закладка, сказка

3. Составление схемы по орфограммам согл.  

 Какие орфограммы мы сейчас повторили?

(парные звонкие и глухие согл, двойные согл.)

Слова лишние  выставляются на доску, записанные на карточках.

-Как вы считаете, есть ли какая либо орфограмма в написанных словах?

 -Что мы называем орфограммой!

(Орфограмма – это то место в слове, в котором при написании можно допустить ошибку, так как оно стоит в слабой позиции. Произношение слова отличается от написания)

-Давайте мы ответим на этот вопрос в конце урока.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

1. Проблемная ситуация. Работа по учебнику.с70 №75( текст на доске)

(Упр. 75 – используется побуждающий диалог.)

- Прочитайте слова. Как они называются? (Однокоренные.)

 -Прочитайте эти слова орфографически (как пишутся)

-Прочитайте эти слова орфоэпически (как произносятся)

-Что вас удивило, что интересного заметили?

-Сравните произношение и написание этих слов.

- Какое противоречие вы заметили? (В корнях некоторых однокоренных слов буква т пишется, но звук, обозначенный этой буквой, не произносится.)

– Сформулируйте проблемный вопрос. (Какой вопрос возникает?)

-Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится? (Почему в однокоренных словах звук [т] не произносится, а буква пишется?

- Как называется новая орфограмма?)

-Сравните свои формулировки вопроса с авторской в учебнике.

- Сформулируйте тему урока.(Непроизносимые согл.)

Открываю на доске тему:

 «Непроизносимые согласные в корне  слова».

- Какова цель нашего урока?

2.  Составим план урока.

1.Научиться  находить  слова  с непроизносимыми согл.

2.Научиться объяснять написание таких слов.

3. Правильно записывать.

 -Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

III. Открытие новых знаний

-Назовите родственные слова к слову: весть

Открываю запись на слайде.

1.  Работаем по этому плану с группой однокоренных слов.

1. На  доске записаны слова:

весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.

Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы. ВКЛЮЧИТЬ КОМП

При побуждающем диалоге: По какому признаку вы их разделите?

При подводящем диалоге: Запишите в один столбик слова, в которых согласный [т] произносится, во 2-й – слова, в которых согласный [т] не произносится.

Запись этих столбиков и   Проверка по 1  слайду

– Сравните записанные в каждом столбике слова и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный [т] не произносится.

Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой т.

Вывод: Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает).

-Какие буквы стоят после согл  звука, который отчетливо слышится?

Вывод: буква стоит последняя в слове, после неё стоит гласн.

2. Проверка предварительных выводов при наблюдении за другими однокоренными словами.

Упр. 76.

– Назовите слова, в которых согласный звук не произносится.

– Как можно назвать этот согласный? (Непроизносимый.)

– Подтвердились ли ваши предположения?

-Сделайте общий вывод:

-Какие звуки могут быть непроизносимыми ? проверка по 2 слайду

- В каком месте слова может стоять непроизносимый согл звук?

3.Работа с информацией

Сравните ваши выводы с текстом в рамке на с. 72.

– Прочитайте про себя.

Вопросы после чтения:      

 

– Когда в словах появляются непроизносимые согласные звуки?

– Непроизносимые согласные – это буквы или звуки? (Звуки.)

- Прочитайте текст в рамке вслух. Приведите примеры.

-А как поверить такие буквы?

( сами формулируют правило)

-Сравните ваши выводы с текстом в рамке на с. 73 – Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией)

- С проверкой какой орфограммы схоже это правило?

ФИЗМИНУТКА

 

4. Составление плана по проверке непроизн. согл.

 -По какому плану мы будем работать над словами с непроизносим. согл.?

План ( на доске )

1. слушаю звуки

2.Подбираю проверочное слово

3. Пишу   в слове букву…

4. Обозначаю орфограмму

ΙV. Развитие умений – применение знания.

1. Вернёмся к словам, которые мы выделили лишними в  начале урока

( поздний , известный, тростник , наездник, сердце)

  -Произнесите слова, что вы  в них услышали, какая орфограмма встретилась во всех этих словах?

-Закончим опорную схему про орфограммы согл зв.

 (работа  у доски)

- попробуем доказать по плану написание этих слов. Запишите слова с доски, в скобках проверочное слово

-Подчеркните в слове  непроизносимую согл, в скобках напишите проверочное слово.

V. Итог урока

 1.Сделайте вывод: как обнаружить непроизносимый гласный и правильно написать слова, в которых он встречается.

Вывод: Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук.

-Сравните свою формулировку с правилом в рамке на с. 73.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Какую цель мы ставили на уроке?( возвращаются к плану урока)

- Назовите орфограммы с согл зв.

2. Работа с пословицей на слайде

-Дополните пословицу подходящим словом

Человек трудолюбивый самый счастливый

VI. Рефлексия (нарисованное дерево, на него приклеить листочки)

-Оценить уровень понимания новой темы  цветными листиками

 зеленый цвет новая тема понятна

Желтый цвет возникают вопросы.

Красный цвет новая тема слишком сложна

VI. Домашнее задание

С 72-73 правило, №81


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

Урок русского языка для учащихся 3 класса с использованием ЭОР.  (базовый учебник: "Русский язык" автор  Бунеев Р.Н и т.д.)Цель: познакомить с орфограммой непроизносимая согласная в корне сл...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...

Технологическая карта урока «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»

Тема - «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»Тип урока -  Урок открытия нового знанияЦель: развитие умений наблюдать за орфограммами - буквами непроизносимых согласных ...

«Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне слова»

      План-конспект разработан в соответствии с ФГОС НОО по технологии деятельностного метода обучения. Перечислены все этапы урока "Открытия новых знаний", а также для каждого э...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне"

Иванова Светлана Владимировна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»Русский язык, 3 класс«Школа 2100»Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в кор...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне"

Иванова Светлана Владимировна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»Русский язык, 3 класс«Школа 2100»Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в кор...