Русский язык 3 класс «Школа 2100» СЛОВО ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Жура Ирина Александровна

Конспект урока русский язык 3 класс «Школа 2100» СЛОВО ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_russkiy.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

3 класс «Школа 2100»

СЛОВО

ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.

ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

В КОРНЕ

Тема: Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне

Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов, находить корни с чередующимися согласными.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Приветствует учащихся.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

-На доске картинки: корова, собака, заяц

–Запишем эти слова

–Какие гласные вставим?

  -Как называются эти слова? (словарные)

2. Введение в раздел и тему урока.

– Прочитайте название раздела на с. 39.

– Вспомните, что вы знаете о слове (см. с. 11).

– Чем занят Афанасий? (Из конструктора построил слово.)

– Из чего состоят слова? (Из звуков и букв, из слогов, из корня, приставки...)

- Для того чтобы узнать тему нашего урока, посмотрите на рисунок

- Кого вы видите?

- Назовите всех членов этой семьи. (Заяц, зайчиха, зайчонок)

- Что объединяет эти слова? (имена существительные, одушевленные, родственные или однокоренные)

– Прочитайте тему (§ огласный чередуется, меняется2). Что вам уже знакомо? (Часть слова. Корень.)

– Что узнаете нового? (О чередовании согласных звуков в корне.)

3. Повторение изученного о корне слова.

- Назовите два признака родственных слов. (сходны по значению, имеют общую часть - корень)

- Назовите корни в этих словах?

- Почему возникло разногласие?

- Может быть слова не родственные? (в корне слова согласный чередуется, меняется

- Какие цели мы поставим перед собой? Чему мы должны научиться?

(Будем учиться писать слова с чередованием в корне, правильно выделять корень в этих словах, повторим и закрепим орфограммы корня: безударную гласную и парные согласные)

Ученики делают графическое обозначение корня.

Упр. 37 – развивается умение находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать к слову однокоренные слова.

Главная мысль – в двух последних строчках.

Ученики выписывают однокоренные слова, выделяют корень, дописывают однокоренные слова:

Посадили, сад, садовод, садовник, садовый, рассада.

 Упр. 38 – развивается умение находить корень в однокоренных словах и графически его обозначать, различать однокоренные слова и разнокорневые слова с близким значением.

Образец записи:

Свет, светлый, светло... (кроме с ветки).

Вывод. Почему корень – это главная часть слова? (В нём заключено значение, смысл всех однокоренных слов.)

– Прочитайте слова в рамке. Что означает каждое слово? (Светильник – любой осветительный прибор; люстра – светильник с несколькими плафонами; лампа – небольшой светильник, может быть с абажуром.)

– Что их объединяет? (Называют осветительные приборы.)

– Являются ли эти слова однокоренными? (Нет. Они по-разному называют сходные предметы, у них разные корни.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.

  1. Постановка учебной проблемы.

- Пожалуйста, поднимите правую руку, а теперь левую. (меняем несколько раз)

- Что мы делали с руками?

- Можно ли сказать, что мы меняли положение рук?

- Можно менять каждый день платья?

- Когда вы играете в какие-то игры, вы весь день играете в одну игру или меняете их?

- В словаре русского языка записано, что смена одного другим называется чередованием.

Слайд: Чередование - последовательная смена одного другим.

- Давайте откроем учебник и посмотрим, как чередуются согласные в корне. (с. 95 работа с правилом)(упр. 39).

Учитель может записать на доске (вывести на слайде) слова:

Свет, свеча, освещение.

Ученики работают по группам, выполняя задания и отвечая на вопросы в учебнике.

Затем от каждой группы предлагают свои формулировки вопросов. (Почему в корне однокоренных слов встречаются разные согласные звуки? Как называются корни однокоренных слов, в которых отличаются согласные звуки? и др.)

 Сравнение выводов детей с авторской формулировкой. (Почему написаны разные буквы в корне однокоренных слов?)

VII. Физминутка.

Мы пришли сегодня в лес, 
Полный сказок и чудес, 
Чтобы быть в порядке, 
Проведём зарядку.
Руки поднимем и покачаем-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем-
К югу летят журавли.
И на носочки поднимемся выше-
Солнышко видим вдали.
Также тихо приседаем
И работу продолжаем.

2. Открытие нового знания.

 Поиск решения.

Работа в группах по упр. 40, 41 (2–3 группы работают над каждым упражнением).

После завершения работы в группах учитель задаёт вопросы:

– Почему изменяются последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? (Для удобства произношения.)

– Какое слово было родоначальником всех остальных слов в каждом упражнении? (Снег, друг.)

– Допишите эти слова в ряду записанных в тетрадях слов.

– Какой звук был исходным, основным? ([г])

– А каким он заменился? ([ж//з])

На доске (слайде) появляются ряды однокоренных слов с выделенными корнями (буквы согласных г и ж//з выделены цветом), а рядом с ними запись [г//ж], [г//ж//з]:

Снежок, снежинка, снеговик, снежный, снег [г//ж].

Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья, друг [г//ж//з].

3. Работа над определением.

– Прочитайте про себя текст в рамке на с. 42.

Вопросы после чтения:

– Что такое закон языка?

– Что такое чередование согласных звуков?

– Какие новые чередования вы узнали из определения? ([х//ш])

– Назовите чередование, которое наблюдали в корнях слов свет, свеча, освещение. ([т//ч//щ])

– Сколько звуков могут чередоваться в корне? (2 или 3.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

-Ребята, а вы заметили, как тихо в лесу. Давайте позовём эхо и спросим, что же случилось в лесу.

Инсценирование стихотворения Н. Сладкова "Эхо"

Эхо (ученица): - Ребята, помогите мне. Был сильный ветер и в предложениях пропали некоторые буквы. Помогите их вставить на место.

- Ребята, прочитайте текст и скажите, с какой целью мы будем выполнять это задание?

Текст: Тихо в . сеннем л.су. Птицы ул.тели в тёплые кр.я. В л.стве уснул ё . (ж//ш). Под н.гами шуршат сухие листья, нарушая т.шину.

I группа выполняет работу самостоятельно и придумывает продолжение (1-2 предложение).

II группа работает с учителем, вставляя пропущенные буквы и подбирая проверочные слова.

- Ребята, найдите в тексте слова с чередованием согласных в корне, выделите корень, подчеркните чередующиеся согласные. (тихо - тишина)

Проверка работы I группы, II группа в это время обозначает орфограммы в словах.- Озаглавьте текст.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV. Итог урока.

– Запишите ключевое слово сегодняшнего урока. (Чередование.)

– Добавьте к моим словам однокоренные с чередующимися согласными: дорога (дороженька, дорожный), слух (слушать), круг (окружность, кружить). 

Я хочу узнать, довольны ли вы своей работой на уроке?

На доске:

  • Я очень доволен своей работой на уроке, так как:.(красный листочек)
  • Я хорошо работал, но:.(оранжевый листочек)
  • Я не доволен, потому что:.(зелёный листочек)

- высказывания учащихся.

- Спасибо всем за работу. (оценивание работы учащихся)

V. Домашнее задание.

1. Текст в рамке (о чередовании), упр. 1, с. 52.

2. Найти в известных стихотворениях слова с чередованием согласных в корне.

Деятельность учеников:

 – Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора.

 – Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова

Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова...

ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ.

Повторение понятий "корень слова", "однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне. Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разныхсогласных в корне...

Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме « Корень слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне»

Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме« Корень слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне»...

Повторение понятий "Корень слова", "Однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне.

Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов....

Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."

Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о...