Конспект урока-игры по русскому языку в 4 классе «Склонение имён прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шкут Елена Васильевна

Данный урок учитель может провести при закреплении знаний учащихся по теме: «Склонение имён прилагательных». Он поможет учителю  обогатить словарный запас учеников, проверить знания детей по изученной теме. Активное участие детей в проведении урока будет способствовать реализации их познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                           гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка

Конспект урока-игры по русскому языку

в 4 классе

«Склонение имён прилагательных»

подготовила

учитель начальных классов

Шкут Елена Васильевна

                                                           

г. Липецк

2014 г.

Задача.

 Закрепить знания учащихся о склонении  имён прилагательных.

Цели.

  • Создать условия для удовлетворения потребности учащихся, в которых будет реализована их познавательная деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями.
  • Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение контролировать свой результат.
  • Воспитывать стремление детей к успеху в учёбе.

Форма работы: в малых группах.

Оборудование: игрушечные  сундучки, карточки с заданиями, жетоны, хохломская  посуда; дымковская  игрушка, палехская шкатулка.

Ход урока.

1. Сообщение задачи урока.

Звучит музыка, команды занимают свои игровые столы.

Учитель: Сегодня в нашей игре принимают участие 3 команды:

  • Умельцы
  • Мастера
  • Искусники

Вы должны дружно играть, правильно выполнять все задания, которые будут оцениваться. Тема нашей игры: «Склонение имён прилагательных».

2.  1 конкурс. Домашнее задание. 

- Начинаем игру с домашнего задания.

- Как определить падеж имени прилагательного? (2 жетона).

- Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится. Имя существительное с именем прилагательным связывает долгая дружба. (К доске прикрепляются облачка).

C:\Users\Леонид\Desktop\облака 001.jpg

В предложении нужно найти имя существительное. Определить падеж имени существительного и по падежу существительного определить падеж имени прилагательного. 

 

C:\Users\Леонид\Desktop\таб 2 001.jpg

Существительное с прилагательным живёт на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле.

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Учащиеся определяют род, число, падеж имён прилагательных.

3.  2 конкурс «Разминка».

У каждого ученика полоска с цифрами

1     2     3     4     5

Учитель читает предложение, учащиеся должны его выслушать. Если согласны с высказыванием учителя, то обводят номер этого сообщения кружком, если нет, то зачёркивают номер.

1. Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

2. Имя прилагательное в предложении является главным членом предложения и отвечает на вопросы кто? что?

3. Род имён прилагательных зависит от глагола.

4. Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

5. По падежу существительного можно определить падеж прилагательного.

Проверка (на доске правильные ответы: 1, 4, 5).

4. 3 конкурс «Знатоки русского языка».

Каждая команда получает задание на карточках.

1 команда. Русская изба строилась без единого гвоздя, без железной скобы или стального болта. Концы брёвен соединялись так, что держались друг за дружку.

2 команда. В каждом сосновом бревне был спрятан круглый шип. Он тоже укреплял стену. Украшались дома деревянной резьбой.

3команда. Стоит на деревенской улице такая изба-красавица с кружевным наличником, с затейливым крыльцом.

Задания:

1. Выпишите словосочетания имени прилагательного и имени существительного.

2. Определите падеж имени прилагательного. Разберите выделенное слово.

Все ученики работают на карточках. Затем обсуждают ответ, затем представитель команды озвучивает его. Проводится проверка по эталону

на доске. Другие команды проверяют, дополняют ответы товарищей.

Подведение итогов работы.

5. 4 конкурс «Угадай, что в сундучке».

Учитель: Представьте себе, что в такой русской бревенчатой избе много лет тому назад сидели и творили искусные мастера. Они прославляли землю русскую своим искусством. А что они делали, вы узнаете из следующего конкурса.

На каждую парту ставится сундучок, содержимое которого не показывается. Команды получают карточки с заданием (выполняет каждый ученик).

Даны словосочетания. Учащиеся должны вставить недостающие окончания имён прилагательных.

1 команда (Хохлома).

у красив…      ковша                                       золот…             краска

с природн…   орнаментом                             красочн…         роспись

с затейлив…   узором                                     спел…              ягодка

деревянн…     ложка                                       лесн…              травка

2 команда (Дымковская игрушка)

у искусн…      мастера                                    красочн…        петух                                         нарядн…         вида                                          звонк…           свистулька

глинян…         игрушка                                   с ярк…            узором

весёл…           барыня                                      праздничн…  наряд

3 команда (Палех)

лаков…           шкатулка                                  русск…           зима

маленьк…       копия                                        деревенск…   сюжет

чёрн…             краска                                       ярк…               живопись

на сказочн…   коне                                           маленьк…      чудо

с миниатюрн… портретом

Один представитель от команды пишет на доске, объясняет написание окончания имён прилагательных.

Обобщение: Как определить род и падеж имён прилагательных?

По словосочетаниям, которые даны командам, дети должны догадаться, о каком промысле идёт речь, обосновывают правильность выбора. Открывают сундучок и достают предметы:

1 команда – хохломскую посуду;

2 команда – дымковскую игрушку;

3 команда – палехскую шкатулку.

Учитель прикрепляет на доске карточки с названием промысла.

6. 5 конкурс. Конкурс краснословов..

На уроках изобразительного искусства и чтения учащиеся знакомились с различными народными промыслами, знают, что такие вещи могут изготовить не только искусные мастера, но и добрые приветливые люди.

На доске для каждой команды написано по пословице. Учащиеся их читают и объясняют смысл.

Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго.

Красна птица перьем, а человек уменьем.

Хорошая работа два века живёт.

7. 6 конкурс. Конкурс капитанов. 

Каждая из команд пишет рассказ о том народном промысле, предмет которого находится у них на столах.

Учащиеся вспоминают всё, что они знают о создании игрушки, шкатулки, посуды. Как создают эти произведения мастера, чем радуют нас эти вещи.

В работе могут использовать словосочетания из предыдущего конкурса. Своё сочинение – рассказ дети должны озаглавить.

Затем учащиеся пишут рассказы, капитаны выбирают лучшие из них и читают классу. Группы сочинения анализируют.

8. Подведение итогов конкурса и урока в целом.

Список использованной литературы

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, 4 класс. Ч. 2-М.: Издательство «Баласс», 2012.

2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - Л.: Просвещение, 1991.

3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Издательство «Просвещение», 1985.

4. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.: Просвещение, 1988.

5. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1971.