Предложения с однородными членами, соединенные союзами а, но, да
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Филипцова Татьяна Викторовна

Разработка урока  русского языка в 4 классе по теме "Предложения с однородными членами, соединенные союзами а, но, да".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnorodnye_chleny_predlozheniya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Предложения с однородными членами, соединенные союзами а, но (да)

Тип урока: комбинированный

Цель:     познакомить с правилом постановки запятой перед союзами а, но (да); закреплять изученный материал о связи  

                между однородными членами предложения.

Задачи:  

Обучающие: 

  • продолжить работу с главными, второстепенными и однородными членами предложения;
  • учить приемам анализа и синтеза;

Развивающие:

  • развивать мышление, орфографическую зоркость, умение выделять главное, наблюдать, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся, формировать связную речь.

Воспитательные: 

  • формировать  интерес к родному языку.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание.

Метапредметные :

Регулятивные

– принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;

- совершенствовать  умения контролировать свою деятельность по результату;

- учить адекватно оценивать своего одноклассника;

- формировать умения прогнозировать.

Познавательные

-формировать умения объяснять орфограмму

-аргументировать свои ответы, опираясь на правила

Коммуникативные

- развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;

-формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков сотрудничества

Предметные:

- развивать умение правильно употреблять в речи предложения с однородными членами;

- отрабатывать навыки разбора предложений по членам предложения;

-  углублять знания учащихся о связи между однородными членами предложения.

                                                                                                                                                         

Методы обучения: поисковый, словесный, практический, использование приемов технологии развития мышления, наблюдения, внимания.

Оборудование:  компьютер, мультимедиа-проектор

        Организационная структура урока

Этап

урока

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный момент

Проверить готовность обучающихся, их настрой на работу

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся

         Унылая пора! Очей очарованье!

          Приятна мне твоя прощальная краса.

          Люблю я пышное природы увяданье,

          В багрец и золото, одетые леса.

- Красиво! Не правда ли? Красоту слова, красоту своей души А. С. Пушкин передал в этом стихотворении.

- Постарайтесь вы тоже передать красоту слова и красоту своей души в тетрадях, когда начнете работать.

Проверяют свою готовность к уроку.

Л: самоопределение;

Р: целеполагание;

К:планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками

2.Минутка чистописания

Совершенствование каллиграфического навыка  соединений, развитие фонематического слуха

Откройте свои тетради, положите их правильно.

- Напишите число, классная работа

Словарная работа.

   Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!

   Хорошо, что ты пришла.

   У тебя мы, Осень спросим:

   Что в подарок принесла?

- Вы, ребята, запишите это предложение в тетрадях.

   Осень нам принесла морковь, помидор, огурцы, горох, картофель, капусту.

Что необычного в этом предложении?

- Назовите в нём однородные члены и скажите, чем они являются в предложении.

- К какому слову относятся?

- Как слова  связаны между собой?

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Записывают число, классная работа.

Учащиеся приходят к выводу, что в предложение встретились словарные слова, однородные члены предложения

Р: целеполагание;

П: Познавательные: формировать умения объяснять орфограмму

Л: проявлять доброжелательные отношения к окружающим

3.Постановка цели урока.

 

Осознание учениками основной цели урока.

Ответив на мой вопрос правильно, вы получите букву. Пять вопросов – пять букв, из которых можно составить слово.

  1. Как связаны между собой слова в предложении?  (По смыслу. От одного члена предложения к другому  можно поставить вопрос). Ю
  2.  Какие  члены предложения являются главными? (Подлежащее и сказуемое) Ы
  3.  Какие члены предложения называются однородными? (Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову)О
  4. Как связаны между собой однородные члены? (интонацией перечисления или союзами)С
  5. Когда между однородными членами предложения ставится запятая? (если между однородными членами нет союза ) З

Какое слово можно собрать из этих пяти букв СОЮЗЫ

Сформулируйте тему урока.

Какие задачи мы ставим пред собой?(1.Находить в предложении однородные члены предложения2. Правильно расставлять знаки препинания при однородных членах.)

Что необходимо для того, что бы выполнить эти задачи?(внимательно слушать на уроке учителя, друг друга, активно работать )

Учащиеся определяют тему урока,ставят перед собой задачи,определяют, какие члены предложения называются однородными; выделяют признаки однородных членов предложения;  

Р: планирование,

прогнозирование

П: Познавательные: формировать умения объяснять орфограмму

Л: проявлять доброжелательные отношения к окружающим

4. Актуализация опорных знаний

Работа по теме урока.

Учебник №99 стр.53

Прочитать

Прилагательные  для сравнения

Почему Осень с большой буквы(Оживление, олицетворение)

3 абзац.

На доске схемы предложений(4 шт). Работа по рядам

Читают задание; списывают предложение; подчеркивают однородные члены предложения; находят соответствующую схему

Р: планирование,

прогнозирование;

П:моделирование, логическое -

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

К: инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

5. Физминутка

Снять динамическую усталость, восстановить работоспособность

Физминутку проводит учитель

Учащиеся выполняют упражнения за учителем

6. Получение новых знаний

Развивать орфографическую зоркость, формировать умения ставить правильно знаки препинания при однородных членах ,делать выводы, самооценку.

Уточнение значения союзов(таблица)

Постановка проблемы.

Самостоятельная работа учащихся по группам (4 варианта предложений) + 3 варианта (закрепление)

- Я раздаю вам слова, составьте из них предложения, определите значение союза.

1 группа составляет предложение из слов: поет, да, орешки, песенки, белка, все, грызет.

Белка песенки поет

Да орешки все грызет…

2 группа: льют, монетку, да, в ход, из скорлупок, по свету, пускают.

Из скорлупок льют монету

Да пускают в ход по свету…

3группа: ярко, да, солнце, светит, греет, не, в феврале.

В феврале яркое солнце светит, да не греет.

4 группа: деревья, медленно, на севере, крепкими, вырастут, растут, да.

На севере деревья растут медленно, да вырастают крепкими.

Составить предложения, определить каким членом предложения являются однородные члены.

5 группа: Соловьи наполняют лес красивым звонким мелодичным пением.

6 группа: В лесу много интересного узнают и увидят школьники .

7 группа: На клумбе растут и астры и розы  и хризантемы.

- Какой союз вам встретился?

- Союз ДА.

- В каком значении он употреблен.

- Сделайте вывод самостоятельно.  - Союз ДА может  соединять или противопоставлять. Это зависит от смысла предложения.

- Правильно ли записаны 3 и 4 предложения на экране?

- Необходимо поставить запятые.

- Где же должен быть записан в таблице этот союз?

- Как будет выглядеть схемы с этим союзом.

Союзы - а, но, да

В тексте сыщешь без труда,

Можешь ставить запятую

Перед ними ты всегда.

Но, дружок, не торопись:

В значенье “да” ты убедись!(сл.)

Каждая группа называет свой вариант ответа, не зная предложений других групп. Возникает ситуация противоречий в ответе.

П: аргументировать свои ответы, опираясь на правила,анализировать ответы товарищей

К: договариваться, слушать и слышать другого, адекватно реагировать на замечания

Л: проявлять доброжелательные отношения к окружающим

7Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

Закрепить знания и умения

Работа с карточками. (Индивидуальная работа)

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой учителем

Р: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

усвоения;

Л:самоопределение

8. Обобщение усвоенного

Формировать умения объяснять орфограмму

,аргументировать свои ответы, опираясь на правила

На экране открывается новое предложение.

 Задание – ловушка

Запишите предложение с однородными членами предложения.

 Здесь нет однородных членов предложения. Слова не отвечают на один вопрос, не относятся к одному слову.

Пили чай с булками и с удовольствием.

Как правильно записать предложение.

С удовольствием пили чай с булками. 

Над какой темой урока сегодня мы работали?

Какие задачи ставили для себя?

Достигли поставленных целей?

Ответьте на вопросы используя слова:

Сегодна на уроке я….узнал……

                                      научился…..

                             мне было трудно….

9.Объяснение и понимание домашнего задания.

Разъяснение способа выполнения упражнения.

Стр.53 № 100

Разбор упражнения

Вместе с учителем поэтапно читают задания.

10 Рефлексия.

Отследить удовлетворённость ребёнка своей работой на уроке.

 Посмотрите в свои оценочные листы и оцените свою работу

-  это было интересно

-  это было легко

-  это было трудно

-  это надо запомнить

Осуществляют самооценку;

формулируют конечный результат своей работы на уроке.

К: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли;

П: рефлексия;

Л:смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

Познакомить учащихся, с помощью чего разделяются части сложного предложения...

«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»...

Технологическая карта урока по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными интонацией перечисления" (УМК "Школа России", 4 класс")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений об однородных членах предложения и знаках препинания в предложениях с однородными членамиЗадачи...