Урок русского языка в 3 классе «Однородные члены предложения».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Примак Виктория Викторовна

План-конспект урока в 3 классе (открытие новых знаний)  с применением ЭОР по теме "Однородные члены предложения". Структура урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dokument_microsoft_word.docx42.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

«Однородные члены предложения».

Цель  урока:

       дать первоначальные представления об однородных членах предложения.

Задачи:

- обучающие (направленные на достижение предметных результатов обучения): создать условия для развития у учащихся умений распознавать однородные члены в предложениях; определять какими членами в предложении они являются; соблюдать интонацию перечисления при однородных членах;

- развивающие:

определять общую цель и пути её достижения, ставить  вопрос, формулировать свои затруднения, использовать знаково-символические средства;

 -воспитательные: 

 воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в  парах;

воспитывать уважительное отношение к мнению других,

содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Тип урока: урок новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, коллективная, самостоятельная работы, решение проблемных ситуаций, рефлексия деятельности учащихся.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока.

I. Оргмомент

                                  Добрый день!

                                       Ну, а что это значит?

Значит, день был по – доброму начат,

                                  Значит, день принесет и удачу,

                                  И здоровье, и радость нам всем.

- Словами «добрый день» мы друг другу желаем только хорошее. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте друг другу всего хорошего.

- И я хочу всем вам пожелать, чтобы не только этот день, но и все дни в вашей жизни были добрыми. Сегодня на уроке вас ждет большая и интересная работа, желаю вам всем успеха. Начинаем наш урок.

II. Разминка на активизацию внимания, памяти и речи.

- Сейчас мы проведем маленькую разминку, чтобы вы смогли настроиться на работу, сосредоточить свое внимание для успешной работы на уроке.

- Отвечаете на мои вопросы словами «да» или «нет». Если нет, объясняем почему?

                                         1. Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу?

2. Слово «ночь» может являться предложением?

                                        3. Распространённое предложение состоит из главных членов предложения?

                                        4. Основа предложения может состоять только из сказуемого?

                   5. Нераспространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов предложения?

Работа в тетрадях.

- Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

III. Словарно – орфографическая  работа.

Чей ряд быстрее.

1р.                                        2р.                                   3р.

инт…ресный                  уч…ница                       мес…цы

…втом…биль                тр…мвай                       инж…неры

х…р…ший                     в…рона                          …втобус

сев…рный                      с…лома                         д…журные

кр…сивый                      д…рога                          с…ловьи

б…гажный                     уч…ница                        т…атры

(По 1 ученику работают на интерактивной доске).

-Найдите в каждом столбце «лишнее» слово. Объясните свой выбор. Что общего у этих слов? (сущ., ед.ч., м.р., 2 скл.)

IV. Создание проблемной ситуации

Составьте распространённое предложение с этими словами. (По улицам города движутся автомобили,  автобусы, трамваи. Пассажиры едут на автобусах, автомобилях, трамваях. Быстро едут по городу трамваи, автомобили, автобусы.)

 - Мы составили предложения. (открыть Однородные члены предложения 1 табличку справа)

1.Что вы знаете о предложениях?

 ( -предложение состоит из слов и выражает законченную мысль;

 -по цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные;

 -по интонации - восклицательные, невосклицательные;

 -предложения бывают распространенные, нераспространенные.)

-Дайте характеристику нашему предложению.

2.

Что вы знаете о членах предложения? (открывается 2 табличка)

 ( -члены предложения могут быть главными и второстепенными;

 -главными членами предложения называются подлежащее и сказуемое, они взаимосвязаны;

-второстепенные члены – дополнение, определение, обстоятельство – они поясняют, уточняют, дополняют предложение, могут быть связаны с главными членами предложения и друг с другом.)

 -Разберите предложение по членам предложения.

 - Что необычного вы видите в этом предложении? (несколько второстепенных членов предложения являются одним и тем же членом предложения)

- Что вы можете сказать об этих словах, какие они? (однотипные, похожие)

-Как можно назвать эти члены предложения? (варианты детей)

-Откройте учебник на странице 90. Прочитайте, как называются эти члены предложения.

-Какое слово скрывается за табличкой на доске?

(ОДНОРОДНЫЕ)

-Какова же тема урока? (ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

-А как вы можете объяснить, что такое однородные члены предложения?

-Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

-Что скрывается за словом однородные, мы узнаем в течение урока, выполнив ряд заданий.

V. Решение проблемы.

Задание (выполняется в парах) – Возьмите карточку, прочитайте предложения, из трех простых предложений составьте одно предложение так, чтобы слова в нём не повторялись. Это предложение запишите в тетрадь и разберите его по членам предложения.

1в.

В садах поспевают яблоки.

В садах поспевают груши.

В садах поспевают сливы.

( В садах поспевают яблоки, груши, сливы.)

2в.

Соленый ветер дул с моря.

Резкий ветер дул с моря.

Холодный ветер дул с моря.

 ( Соленый, резкий, холодный ветер дул с моря.)

3в.

Мы ходили в театр.

Мы ходили в зоопарк.

Мы ходили на выставку.

( Мы ходили в театр, в зоопарк, на выставку.)

4в.

Над цветами летают шмели.

Над цветами летают пчёлы.

Над цветами летают бабочки.        

( Над цветами летают шмели, пчёлы, бабочки.)

5в.

В лесу мы собирали ягоды.

В лесу мы собирали грибы.

В лесу мы собирали шишки.

( В лесу мы собирали ягоды, грибы, шишки.)

- Приготовьтесь рассказать о предложении, которое вы составили, по вопросам на карточке-опоре.

- Поделитесь своими наблюдениями с классом.

Карточка – опора

1. Члены предложения, которые одинаково подчеркнуты, отвечают на один и тот же вопрос или на разные вопросы?

2. Являются одним и тем же членом предложения или разными членами предложения?

3. Зависят от одного и того же слова или от разных слов?

( Проверка на доске)

Вывод: Вы заметили, что члены предложения, которые повторялись в предложениях, являются одним и тем же членом предложения; отвечают на один и тот же вопрос; зависят от одного и того же слова. (Они похожие, однотипные)

- Прочитайте составленные предложения. Как прочитали однородные члены предложения? ( С интонацией перечисления.)

- Как вы думаете, как мы можем показать интонацию перечисления на письме? (Запятыми.)

- Какие члены предложения могут быть однородными? http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ec54dd6f-140e-409d-9428-bef6cd009e6c/%5BNS-RUS_3-31%5D_%5BTQ_077%5D.swf

Работа с правилом на стр. 91.

-Ребята, мы с вами самостоятельно вывели правило об однородных членах предложения!

VI. Первичное закрепление.

  1. Коллективная работа. Упр. 192

Запись предложения с комментированием. Разбор предложения.

-Докажите, что это предложение с однородными членами, используя карточку-опору.

( Анализ предложения по карточке – опоре).

- Какая схема подойдёт к составленному предложению?

- На какой вопрос отвечают однородные члены?  (Что?)

-К какому члену предложения они относятся? (к сказуемому).

- Разберите однородные члены предложения по составу.

VII. Закрепление изученного.

  1. Самостоятельная работа.

Выделенные слова замените однородными членами.

Р…бята (по)с…дили в с…ду фруктовые деревья.

(Во)дв…ре росли цветы.

Взаимопроверка.

- Проверьте работу соседа по парте. Карандашом исправьте ошибки.

- Поставьте оценку товарищу за работу.

- Поднимите руку у кого были ошибки.

(Проверка орфограмм около доски)

  1. Творческое задание.

На доске «рассыпались» слова. Составьте предложение по схеме, используя однородные члены. ( На уроке дети читают, пишут, слушают учителя.)

-Назовите однородные члены предложения. К какому слову они относятся? На какой вопрос отвечают?

- Найдите слова, которые соответствует схеме  (корень, суффикс, окончание).

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

-Скажите, пожалуйста, а для чего нам в речи нужны предложения с однородными членами?

- У кого сегодня на уроке получилось сотрудничество?

- Давайте составим предложение о том, как прошёл наш сегодняшний урок, используя однородные члены предложения.

Выставление оценок.

IX. Домашнее задание.

Найти в СМИ 3 предложения с однородными членами предложения.

Учитель: Всем спасибо за урок.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
            Однородные члены предложения

ФИО (полностью)

Примак Виктория Викторовна

Место работы

МБОУ СОШ № 22 г.Шахты

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Тема и номер урока в теме

Однородные члены предложения  (урок первый)

Базовый учебник

  1. Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях. – Москва. «Просвещение»: 2012г.

  1. Цель  урока: дать первоначальные представления об однородных членах предложения
  2. Задачи:

- обучающие (направленные на достижение предметных результатов обучения): создать условия для развития у учащихся умений распознавать однородные члены в предложениях; определять какими членами в предложении они являются; соблюдать интонацию перечисления при однородных членах;

- развивающие:

определять общую цель и пути её достижения, ставить  вопрос, формулировать свои затруднения, использовать знаково-символические средства;

 -воспитательные: 

 воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в  парах;

воспитывать уважительное отношение к мнению других,

содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

  1. Тип урока: урок новых знаний
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, коллективная, самостоятельная работы, решение проблемных ситуаций, рефлексия деятельности учащихся.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

( в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный момент и самоопределение к учебной деятельности

Создает  условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Проверяют готовность к уроку, определяют и формулируют назначение своей деятельности на уроке, записывают дату в тетрадях.

2 мин.

2.

Разминка на активизацию внимания, памяти и речи.

Организует разминку для мозга, настраивает на работу

Отвечают на вопросы, объясняют ответы

2 мин.

3.

Словарно-орфографическая  работа.

Организует работу по рядам. Проверяет выполнение задания.

Вставляют пропущенные орфограммы, находят «лишнее» слово, объясняют свой выбор.

5 мин.

4

Создание проблемной ситуации

Организует проблемную ситуацию. Проводит поисковую беседу с учащимися. 

Составляют предложение. Частично открывают название темы урока, обобщая знания о предложении, членах предложения. Сталкиваются с проблемой – что необычного в предложении, как называются эти слова. Обучающиеся ставят цель на урок; задают  вопросы по теме

 

5 мин.

5.

Решение проблемы

ЭОР 1 «Однородные члены предложения»

Организует работу в парах, разрешение проблемной ситуации, побуждает участвовать в обсуждении проблемных вопросов. Учит формулировать вывод при помощи карточки-опоры.

Организует работу с ЭОР.

Обсуждают ход выполнения работы; составляют предложения, производят разбор, находят слова, которые отвечают на один вопрос и относятся к одному слову,

доказывают свою точку зрения;

делают вывод об однородных членах предложения. Составляют схему предложения. Работают с таблицей, правилом в учебнике на с.91.

10 мин

6.

Физкультминутка

Контролирует соблюдение правил безопасности

Для снятия утомления выполняют упражнения

1 мин

7.

Первичное закрепление знаний

Организует фронтальную работу с учебником;

Читают задание к  упр. 172 на стр.90; списывают предложение; подчеркивают однородные члены предложения; анализируют предложение по карточке-опоре, находят соответствующую схему предложения.

5 мин

8.

Самостоятельная работа

Организует самостоятельную работу, взаимопроверку

Самостоятельно составляют предложения с однородными членами предложения, вставляют пропущенные орфограммы. Проверяют выполненную работу соседа по парте. Проверяют работу у доски.

6 мин

9.

Творческое задание

Организует фронтальную работу на интерактивной доске. Контролирует выполнение задания.

Составляют из данных слов предложение с однородными членами. Доказывают, что это предложение с однородными членами. Списывают. Находят слова, соответствующие схемам (части слова).

6 мин.

10.

Итог урока. Рефлексия.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Организует оценочные высказывания учащихся.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Объясняют, для чего нужны в речи предложения с однородными членами.

Составляют предложение с однородными членами об уроке.

2 мин.

11.

Домашнее задание

Предлагает домашнее задание: найти в СМИ 3 предложения с однородными членами предложения.

1 мин.


Приложение к плану-конспекту урока

Однородные члены предложения

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Однородные члены предложения

Иллюстративный

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ec54dd6f-140e-409d-9428-bef6cd009e6c/%5BNS-RUS_3-31%5D_%5BTQ_077%5D.swf