Конспект урока русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

 Урок учит детей выделять главную мысль текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе 
Тема урока: «Текст». 
Класс: 2 
Учитель начальных классов: Колосова Наталья Михайловна 
Тип урока: урок введения новых знаний. 
Цель: определение связи между заглавием и главной мыслью текста. 

Задачи: 
обучающие: 
- сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков; 
развивающие: 
- формировать умения анализировать звучащую речь; 
- развивать воображение, мышление, речь учащихся; 
воспитательные: 
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; 
- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью. 
- способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки, гимнастику для глаз; приобщать детей к ЗОЖ. 
Планируемые результаты: 
Личностные: 
- проявление творческого отношения к процессу обучения; 
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. 
Метапредметные 
Познавательные: 
- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 
Регулятивные: 
- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 
Коммуникативные: 
- умение слушать и понимать других; 
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. 
Предметные: 
- выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста. 
Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие. 
Используемое оборудование: 
- рабочая тетрадь, 
- учебник «Русский язык» 2 класс,

- компьютер учителя; 
- персональные ноутбуки для учащихся; 
- мультимедийный проектор; 
- интерактивная доска; 
- документ- камера.
Цели использования ИД: 
• вызвать интерес учащихся к теме; 
• наглядность представления материала; 
• оперативность контроля при выполнении заданий. 

Ход урока 
I. Организационный момент. 
Учитель: Прозвенел звонок и смолк, 
Нам пора начать урок. 
Разминка для пальцев 
- Давайте приготовим свои пальчики для работы, помассируем их: 
Здравствуй, пальчик – дедушка, 
Здравствуй, пальчик – бабушка, 
Здравствуй, пальчик – папа, 
Здравствуй, пальчик – мама, 
Здравствуй, пальчик – Я. 
Здравствуй, вся моя семья! (Дети массируют поочередно каждый пальчик) 
- Когда мы здороваемся, что мы желаем друг другу? 
-Давайте пожелаем друг другу сегодня на урок что-нибудь хорошее и доброе. 
Игра «Я желаю тебе сегодня…» 
1. Минутка чистописания. (На доску c помощью проектора и документ- камеры проецируется страница образцов по чистописанию)
-Давайте запишем слово, которое мы желаем друг другу каждое утро. Но прежде потренируемся и вспомним правописание строчной буквы з, зи, зо, зе, за, зу и т.д. 
здорόвье 
-Какие опасные места вам встретились в этом слове? 
- В здоровом теле – здоровый дух. 
- Объясните смысл этой пословицы. 
- На какие орфограммы мы должны обратить внимание? (называют «опасные» места в слове) 
-Запишите её. 
2. Словарная работа. 
-Какое сейчас время года? 
-Чем богата осень? 
-У нас выросла яблонька с волшебными яблочками. Давайте соберём с неё урожай. 
( дети собирают яблочки со словарными словами, и выстраивается слово витамин) 
Запись словарных слов в тетрадь, обозначение орфограмм. 
Учитель: - С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов). 
- Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке. (Можно употреблять в пищу витамины с огорода). 
III. Актуализация знаний. 
1. Мозговой штурм. 
- У нас получилась целая корзина слов. Назовём их ещё раз. 
- Что можно составить из слов? (Предложения.) 
-Что вы знаете о предложении? (Ответы детей) 
-Что можно составить из предложений? (Текст) 
-Что вы знаете о тексте? (Ответы детей) 
2. Работа в малых группах. 
- Сейчас вы разделитесь на группы. У каждой группы 2 конверта. 
- Возьмите конверт №1.Откройте. Что вы там увидели? 
- Нужно из слов составить предложение. Как только, группа будет готова, ученица, у которой самые длинные волосы, выходит и показывает предложение, которое получилось (на выполнение работы 1 минута.) 
- Что объединяет все предложения? 
- Из них можно составить текст? Почему? (Ответы детей) 
-Давайте составим текст. 
-Возьмите конверт №2 и составьте текст (на выполнение работы 2 минуты) 
-Как только, группа будет готова, ученик, у которого самые короткие волосы, выходит и читает текст, который получился. 
-Выберите самый красивый текст. 
Наступила долгожданная красавица осень. Деревья сменили зелёный наряд на золотой. На огородах люди собирают огурцы, помидоры, морковь. В садах созрели груши и яблоки. Люди делают запасы на зиму. Осень - прекрасное время года! 
IV. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания). 
-Чего не хватает в тексте? 
-На прошлом уроке мы говорили, зачем нужно заглавие к тексту. 
-Так зачем же? Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? 
-Сегодня мы узнаем, что ещё может «скрывать» в себе заглавие. 
- Составим план (проецируется на слайде презентации) 
План (примерный) 
1. Какие признаки есть у текста? 
2. Чем текст отличается от группы предложений? 
3. Что можно узнать из заглавия? 
Введение нового материала. 
-О чём текст, который вы составили? 
-Что именно говорится об осени, что о ней сообщается? 
-Что именно сообщается в тексте, самое важное в нём, составляет смысл текста, его основную, главную мысль. Найдите эту основную мысль в тексте. 
-Обратите внимание: основная мысль выражена кратко и точно. 
-Можно ли главную мысль вынести в заглавие? 
Вывод: что, кроме темы, может отражать заглавие текста? 
Физминутка. 
Говорю я всем: «Зимой закаляйтесь все со мной. 
Утром бег и душ бодрящий, 
Как для взрослых, настоящий! 
На ночь окна открывать, 
Свежим воздухом дышать. 
Ноги мыть водой холодной, 
И тогда микроб голодный 
Вас не сможет одолеть». 
V. Развитие умений – применение знаний. 
1. - Выберите подходящее заглавие к тексту. ( Осень. Долгожданная осень. Золотая осень. Осень – кормилица.) 
- Что отражает выбранное вами заглавие – тему (о чём?) или главную мысль (что особенно важно, чувства, которые передаёт автор)? 
- А что отражало бы заглавие «Золотая осень»? 
- О чём можно было бы рассказать в тексте с заглавием «Золотая осень»? 
- Запишите получившийся текст с заглавием, которое мы выбрали. 
2. Индивидуальная работа в ноутбуках. 
Яблоки – это фрукты, богатые железом. Они обогащают наш организм витаминами. 
-Подберите заглавие, которое отражало бы тему текста, а затем заглавие, передающее главную мысль текста. 
«Яблоки». 
«Что такое яблоки». 
«Полезные плоды». 
«Чем полезны яблоки». 
3. Самостоятельно 
Работа в Рабочей тетради, 2-й класс.
- Что мы сейчас делали? Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) 
VI. Итог урока. 
-Какие секреты может заключать в себе заглавие? (Отражать тему и главную мысль текста) 
- Запишите ключевые слова, связанные с главной мыслью текста. (Самое важное, основное, главное, хорошо, плохо). 
Рефлексия. 
- Урок наш заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. 
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, прикрепите к дереву плоды – красные яблоки. 
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то прикрепите розовые цветы. 
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зелёные яблочки. 
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – 
жёлтый лист. 
VII. Домашнее задание. В тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...