Урок русского язык.
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Зубова Ольга Анатольевна

Урок русского язык в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4kl.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по УМК «Гармония» в 4 классе

Тема урока: От значения слова к правильному написанию.

Цель:

- Развивать навыки грамотного письма, основанные на значении слова.

-тренировать учеников в выполнении освоенных способов действия : нахождение «опасных мест»- орфограмм, их классификации; умение работать с алгоритмом;

-организовать работу уч-ся в малых группах по методу сотрудничества;

-повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля;

-развивать критическое отношение уч-ся к своим высказываниям и мнению товарищей,

формировать адекватную самооценку;

-воспитывать у уч-ся интерес к русскому языку.

Оборудование :компьютер,проектор, карточка с пословицей, тесты, этимологический словарь, учебники, «Экран успеха», таблица с алгоритмом.

Ход урока.

1.Организационный момент. Слайд №1

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне. Все мы знаем, что с улыбки начинается дружба, а когда рядом друзья любое дело нам «по плечу».Садитесь на свои места. Начинаем наш урок русского языка.

Девиз нашего урока « С малой удачи начинается большой успех» Слайд №2

Перед вами лесенка знаний, определите свое нынешнее положение на ней. Слайд №3

-Как вы думаете, все ли вы знаете о русском языке?

За урок мы с вами постараемся подняться хотя бы на одну ступеньку, а это будет нашей малой удачей, которая когда-нибудь приведет к большому успеху.

II.Сообщение темы, цели урока.

Работа в парах.

-Ребята, на столах у вас лежат листы цветного картона, разрезанного на пазлы. Необходимо собрать пазлы одного цвета, сложить их так, чтобы получился целый лист и на обратной его стороне прочитать пословицу.

 – « Слово живет тогда, когда ты открываешь его тайну».

- О каком главном работнике нашего языка упоминается в пословице? Слайд №4

III.Актуализация опорных знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Всегда ли мы правильно понимаем сказанное слово? Вот послушайте одну историю.

Рассказ об одной ошибке.(Сценку готовили дети)

Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером , сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.

-Ну как? -спросил Дима вернувшуюся сестру.

-Отнесла. Сказал, что придет к шести часам.

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

Петька принесет, я ему написал записку, он обещал. А пока разделимся на команды и приготовим ворота.

Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования- длинный деревянный меч.

-Почему так получилось? Давайте посмотрим на эту записку с разрешения Пети.

Приходи с мечом вечером , сыграем Слайд №5

Когда Дима писал записку, чему главному в слове не уделил внимание мальчик?

п/о - его значению

Тема нашего урока:

« От значения слова- к правильному написанию». Слайд №6

Цель урока:

Развивать навыки грамотного письма, основанные на значении слова.

 IV.​ Работа над темой урока.

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

Давайте поможем мальчикам понять друг друга, исправим ошибку в записке.

А для этого надо вспомнить наш алгоритм Слайд №7

Алгоритм

Слово

Определение орфограммы в слове(выбор буквы)

Объяснить значение слова

Правильно записать слово

Комментированное письмо: Приходи с мячом (мяч), сыграем .

1.Работа с текстом в группах (устно)

-Как думаете, часто ли бывает причиной ошибок невнимание к слову?

Чтение стихотворения наизусть (ученик)

Пришло письмишко мне.

Гляжу-

Из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук, и я лижу»

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…

Читаю дальше:

« Здесь лиса, красивый, длинный прут.

На днях в лесу нашел я грип и очень был доволен»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется- надо подлечить:

Заставить правила учить!...

-Все ли понятно из письма? Давайте разберем, о чем хотел рассказать Мишка своему другу. Ваша задача исправить ошибки в словах, обращаясь к их значению. (Таблица)

Алгоритм

Слайд №8

2)Проверка работы.

3)Запись предложения в тетрадь (комментированное письмо)

На днях в лесу нашел я грип и очень был доволен.

Вывод: невнимание к слову приводит к непониманию и к ошибкам. Слайд №9

4) Игра «Не попадись в ловушку». Выбрать из упражнения только слова , записанные с ошибкой, подобрать к ним проверочные слова  и записать проверочное и проверяемое слово. Не забудьте об алгоритме (по ТПО) Слайд №10

Упр 565

Кормить- корм,

Подарить-дар,

Затрещать- треск,

Посинеть-синий,

Слабеть- слабый,

Стареть-старый,

Жалеть- жалко,

Объяснить- ясно.

В какой части слова были ошибки?

Какой способ проверки помог их исправить?

V.​ Физминутка. (с музыкальным сопровождением) Слайд №11

VI.​ Работа по теме урока. Закрепление.

Цель: каждый учащийся выявляет свои знания в новой теме.

1) Работа в парах по карточкам Слайд №12

выбрать нужное проверочное слово, опираясь на значение слов.

Уд..вительно- диво, дева

М..нять- мина, замена

Л..пить- липко, лепка

Расч…щать- честь, чисто

Л..нивый- лень, линька

Скр..пучий- скрип, скрепка

М..стерить- мост, мастер

-Проверка выполнения задания: Слайд №13

2 «Заморочки из бочки» Слайд №14

Шарада.

С «и» недолго сделать кошке,

Если есть сметана в плошке.

С «е» же делать нелегко,

Коль забрался высоко.

п/о- слизал - слезал.

3) Игра « Хотите посмеяться?»

Мальчик полоскал собаку.(ласка)

Мама отварила дверь.(ворот)

Все спустились с горы, а Витя еще слизал.(лез)

Что помогло нам понять смысл предложений?

п\о-значение слова.

4) Самостоятельная работа. Тест. Слайд №15

Цель: проверка знаний по усвоению новой темы.

Тест

Задание сопровождается несколькими ответами, из которых нужно выбрать один правильный.

№1

слова

Ответы

1

2

3

4

Хл..пушка

о

о

а

о

Ст..кло

и

е

и

и

Л..нейка

е

и

е

и

Г..лчата

а

а

о

а

Ст..р..на

а

о

о

о

Пов..р

о

а

а

а

С..лач

и

и

е

и

Т..жёлый

я

я

и

е

- Взаимопроверка тестов, самооценка.

Проверка тестов на экране. Слайд №16

- Знание чего помогло справиться с заданием?

п/о значения слова

VII.Итог урока . Слайд №17

Цель: осознание учащимися своей УД(учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Синквейн

1………………………….

2. бесчисленное, многозначное

3.работает, указывает, называет

4.требует большого внимания

5.его значение приводит к правильному написанию.(слово)

VIII.Рефлексия.

Итак, за урок мы выяснили, что:

-приводит к орфографической ошибке… невнимание к значению слова

приводит к непониманию друг друга….

Но у нас есть помощник в работе со словами -этимологический словарь.

Ребята, отметьте  на лесенке знаний, где  вы оказались в конце урока по уровню полученных знаний.. Слайд №18

Как вы считаете, если мы поднялись  хотя бы на одну ступеньку, можно ли сказать , что урок прошёл успешно ?

-Определив своё расположение на лесенке знаний,  необходимо уточнить с каким настроением мы добились таких успехов на уроке («Экран  настроения» )

Если вам на уроке было все понятно, то прикрепите смайлик с улыбкой, а если возникли трудности и  вам оказывали помощь друзья, то значок - протянутая рука .

Если не справились с работой на уроке, прикрепите смайлик с грустью.

IX. Домашнее задание: составить перечень слов, в корнях которых буквы современными словами не проверяются, но их написания подсказывает история упр №570. Слайд №19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....