Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме:
    Звонкие и глухие согласные в середине слова, их обозначение на письме.

    Лашкова Людмила

    Цель: находить в слове и объяснять орфограмму - правописание парных по звонкости-глухости согласных в середине слова.

    Задачи: вспомнить различия между звонкими и глухими согласными звуками; пояснять, почему парные по звонкости – глухости согласные в середине слова - это орфограмма; продолжить формирование представления детей о единообразном написании слова; показать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи; развивать речь детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УМК «Перспектива»

    Русский язык

    Тема: Звонкие и глухие согласные звуки в середине слова. Обозначение их на письме.

    Цель: находить в слове и объяснять орфограмму  - правописание парных по звонкости-глухости согласных в середине слова.

    Задачи: вспомнить различия между звонкими и глухими согласными звуками; пояснять, почему парные по звонкости – глухости согласные в середине слова  - это орфограмма; продолжить формирование представления детей о единообразном написании слова; показать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи; развивать речь детей.

    Ход урока

    1.Орг. момент

    Цель: помочь детям включится в деятельность.

    Хочу урок начать с напутствия, которому вы, надеюсь, будете следовать.

    Чтобы поменьше было случаев неясных

    И чтоб ответов не было плохих,

    Прислушайтесь к звучанию согласных,

    Чтобы не путать звонких и глухих …

    2.Мотивационно-целевой этап

    Цель: подвести учеников к осмыслению и принятию цели урока.

    Моё напутствие поможет вспомнить вам, какую тему изучали на предыдущем уроке русского языка? (Звонкие и глухие согласные  звуки).

    Распределите слова в две группы:

    Сугроб, шубка, столб, гриб, голубка, коробка.

    По какому признаку разделили слова?

    1 группа: сугроб, столб, гриб – слова, в которых парный согласный звук в конце слова.

    2 группа: шубка, голубка, коробка – слова, в которых парный согласный в середине слова.

    В этих словах проверяем звук [п], который обозначен буквой б, а какие ещё парные звонкие и глухие согласные мы проверяем? Вспомним их.

    Восстановите пропущенные буквы (слайд)

    …  в  …  д  … з

    п  … к   …  ш …

    Проверка по слайду (1 балл в карту накоплений)

    Со словами какой группы мы уже работали? (1-ой).

    Опираясь на слова второй группы, сформулируйте тему урока.

    (Слова с парными согласными в середине слова).

    Цель урока? (Научится проверять парный согласный в середине слова).

    3.Усвоение новых знаний и способов действий

    Цель: подвести учащихся к тому, чтобы они сами сформировали способ проверки парных по звонкости – глухости в середине слова, выполнили тренировочное упражнение.

    Вспомним, как мы проверяем парный согласный, если он стоит в конце слова.

    (Чтобы проверить парный согласный нужно слово изменить так, чтобы после парного согласного звука шёл гласный).

    Сделайте предположение, как проверить парные по звонкости – глухости согласные в середине слова.

    (Ответы детей)

    Проверим ваши предположения.

     ( Диск к учебнику «Русский язык. 2 класс», авторы Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина «Тема «Звонкие и глухие парные согласные звуки», анимация, эпизод 6 слова профессора Самоварова)

    Сделайте вывод, верное вы сделали предположение? (Да)

     Учебник, стр. 174

    3 ученика у доски

    1 ряд – 1- й столбик

    2 ряд 2 – й столбик

    3 ряд 3 – й столбик

    4 ряд – 1 – й столбик

    5 ряд – 2- й   столбик

    Проверка. Какие будут дополнения, замечания? (В карту баллов 2 балла, если всё правильно, 1 балл, если одно слово правильно, о баллов, если оба слова неправильно)

    Какой вывод можно сделать?

    (Одинаковые согласные звуки в середине слов могут обозначаться разными буквами. Эти буквы мы проверили, изменив слово так, чтобы после согласного шёл гласный.).

    3.1. Первичная проверка понимания нового знания

    Цель: проверить, правильно ли учащиеся поняли способ проверки парных по звонкости – глухости согласных в середине слова и скорректировать деятельность учащихся в случае необходимости.

    Работа в группах

    Класс делится на 5 групп (группа работает на парте ученика, который назван первым)

    Задание: проверить слова с парной согласной в середине слова, зачеркнуть ненужную букву.

    1 группа: сне…ки, пло..цы, игру..ки, мы..ки

    2 группа: тетр..ка, лоша..ка, кни..ка, ры..ка

    3 группа: ги..кий, лё…кий, гла..кий, сколь…кий

    4 группа: пиро..ки, хле..цы, фла..ки, ду..ки

    5 группа: но..ка, избу..ка, берё..ка, остро…ки

    Проверка с помощью сигнальных карточек (Каждый ученик добавляет столько баллов себе в карту, сколько слов правильно проверила группа, максимальное количество  - 4).

    Физминутка

    3.2.Закрепление знаний и способов действий

    Цель: закрепить способ проверки парных согласных по звонкости – глухости в середине слова.

    Учебник, упр. 175, стр. 117

    Прочитайте задание. Обратите внимание на условное обозначение. Какое это задание? (Это задание повышенной сложности).

    Я предлагаю вам два варианта выполнения этого задания.

    1 вариант: списать загадку, подбирая и записывая в скобках слова для проверки выделенных букв. Написать отгадку.

    2 вариант: списать загадку, написать отгадку и подчеркнуть орфограмму, не подбирая проверочных слов.

    За выполнение 1 варианта вы получаете 4 балла, за выполнение 2 варианта вы получаете

     2 балла. Выполните то задание, которое вам по силам.

    Проверка в парах – по слайду.

    3.3. Обобщение и систематизация знаний

    Цель: обобщить знания по теме «Парные согласные звуки. Обозначение их на письме.

    Выберите ответ, результат выбора запишите в тетрадь.

    1.Укажите неверное высказывание.

    А) Звонкие и глухие согласные образуют пары.

    Б) Проверка парных согласных – это не орфограмма.

    В) Для проверки написания парных согласных в середине слова нужно изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный.

    2.Укажите слово, в середине которого есть парный согласный звук, требующий проверки.

    А) лепка

    Б) город

    В) край

    3.К какому слову неправильно подобрано проверочное слово?

    А) гибок – гибкий

    Б) ушко – ушки

    В) глазок – глазки

    1 – б, 2 – а, 3 – б

    Если все ответы правильны – 3 балла, 2 ответа  - 2 балла, 1 ответ – 1 балл, 0  - 0 баллов.

    3.4. Контроль и самопроверка – работа с картой баллов

    Цель: оценить работу учащихся; дать возможность сделать ученикам самооценку своей учебной деятельности на уроке.

    14 - 12 баллов «5»

    9 - 11 баллов «4»

    7-8 баллов «3»

    Меньше 7 баллов – нужно поработать над этой темой

    3.5. Подведение итогов

    Выберите и продолжите любое предложение:

    • На сегодняшнем уроке я узнал(а) ….
    • На этом уроке я похвалил(а)  бы себя за …
    • Сегодня я сумел(а) …

    3.6 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

     Упр. 171, стр. 114  - прочитать пословицы, объяснить их смысл. Выписать ту пословицу (одну), в которой есть слова с парным согласным звуком, требующим проверки.

    На «5» -  Проверить этот согласный звук, т. е. записать в скобках проверочное слово. Письменно объяснить значение пословицы.

    На «4» - Обозначить орфограмму. Письменно объяснить значение выбранной пословицы. – «4».

    На «3» - Обозначить орфограмму.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание звонких и глухих согласных в середине слова"

    Цели урока: знать опознавательные признаки орфограмм; совершенствовать орфографические умения; развивать навыки самоконтроля; память, речь....

    «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова»

    Тема: Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова.Цель: закрепление знаний учащихся по подбору проверочных слов, расширение словарного запаса детей, развит...

    Тест по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные в середине слова"

    Тестирование проводится после изучения темы: "Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова" и позволяет выявить уровень знаний каждого учащего.Все вопросы разделены на три у...

    "Произношение парных и непарных звонких и глухих согласных в конце слова,их правописание." 2 класс

    Урок русского языка, проведённый во 2 "В" классеГБОУ  СОШ №88.Учитель: Червоноокая Людмила Александровна "Произношение парных и непарных звонких иглухих согласных в конце слова,их правописан...

    Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова.

    Урок закрепляет у учащихся навык правописания слов с парными звонкими и глухими согласными....

    Внеклассное занятие по русскому языку "Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова"

    Цель предлагаемого занятия: закрепить знания обучающихся по выбору проверочного слова к словам с парной согласной в корне слова, расширить словарный запас обучающихся....