Звонкие и глухие согласные в середине слова, их обозначение на письме.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Лашкова Людмила

Цель: находить в слове и объяснять орфограмму - правописание парных по звонкости-глухости согласных в середине слова.

Задачи: вспомнить различия между звонкими и глухими согласными звуками; пояснять, почему парные по звонкости – глухости согласные в середине слова - это орфограмма; продолжить формирование представления детей о единообразном написании слова; показать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи; развивать речь детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Перспектива»

Русский язык

Тема: Звонкие и глухие согласные звуки в середине слова. Обозначение их на письме.

Цель: находить в слове и объяснять орфограмму  - правописание парных по звонкости-глухости согласных в середине слова.

Задачи: вспомнить различия между звонкими и глухими согласными звуками; пояснять, почему парные по звонкости – глухости согласные в середине слова  - это орфограмма; продолжить формирование представления детей о единообразном написании слова; показать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи; развивать речь детей.

Ход урока

1.Орг. момент

Цель: помочь детям включится в деятельность.

Хочу урок начать с напутствия, которому вы, надеюсь, будете следовать.

Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих …

2.Мотивационно-целевой этап

Цель: подвести учеников к осмыслению и принятию цели урока.

Моё напутствие поможет вспомнить вам, какую тему изучали на предыдущем уроке русского языка? (Звонкие и глухие согласные  звуки).

Распределите слова в две группы:

Сугроб, шубка, столб, гриб, голубка, коробка.

По какому признаку разделили слова?

1 группа: сугроб, столб, гриб – слова, в которых парный согласный звук в конце слова.

2 группа: шубка, голубка, коробка – слова, в которых парный согласный в середине слова.

В этих словах проверяем звук [п], который обозначен буквой б, а какие ещё парные звонкие и глухие согласные мы проверяем? Вспомним их.

Восстановите пропущенные буквы (слайд)

…  в  …  д  … з

п  … к   …  ш …

Проверка по слайду (1 балл в карту накоплений)

Со словами какой группы мы уже работали? (1-ой).

Опираясь на слова второй группы, сформулируйте тему урока.

(Слова с парными согласными в середине слова).

Цель урока? (Научится проверять парный согласный в середине слова).

3.Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: подвести учащихся к тому, чтобы они сами сформировали способ проверки парных по звонкости – глухости в середине слова, выполнили тренировочное упражнение.

Вспомним, как мы проверяем парный согласный, если он стоит в конце слова.

(Чтобы проверить парный согласный нужно слово изменить так, чтобы после парного согласного звука шёл гласный).

Сделайте предположение, как проверить парные по звонкости – глухости согласные в середине слова.

(Ответы детей)

Проверим ваши предположения.

 ( Диск к учебнику «Русский язык. 2 класс», авторы Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина «Тема «Звонкие и глухие парные согласные звуки», анимация, эпизод 6 слова профессора Самоварова)

Сделайте вывод, верное вы сделали предположение? (Да)

 Учебник, стр. 174

3 ученика у доски

1 ряд – 1- й столбик

2 ряд 2 – й столбик

3 ряд 3 – й столбик

4 ряд – 1 – й столбик

5 ряд – 2- й   столбик

Проверка. Какие будут дополнения, замечания? (В карту баллов 2 балла, если всё правильно, 1 балл, если одно слово правильно, о баллов, если оба слова неправильно)

Какой вывод можно сделать?

(Одинаковые согласные звуки в середине слов могут обозначаться разными буквами. Эти буквы мы проверили, изменив слово так, чтобы после согласного шёл гласный.).

3.1. Первичная проверка понимания нового знания

Цель: проверить, правильно ли учащиеся поняли способ проверки парных по звонкости – глухости согласных в середине слова и скорректировать деятельность учащихся в случае необходимости.

Работа в группах

Класс делится на 5 групп (группа работает на парте ученика, который назван первым)

Задание: проверить слова с парной согласной в середине слова, зачеркнуть ненужную букву.

1 группа: сне…ки, пло..цы, игру..ки, мы..ки

2 группа: тетр..ка, лоша..ка, кни..ка, ры..ка

3 группа: ги..кий, лё…кий, гла..кий, сколь…кий

4 группа: пиро..ки, хле..цы, фла..ки, ду..ки

5 группа: но..ка, избу..ка, берё..ка, остро…ки

Проверка с помощью сигнальных карточек (Каждый ученик добавляет столько баллов себе в карту, сколько слов правильно проверила группа, максимальное количество  - 4).

Физминутка

3.2.Закрепление знаний и способов действий

Цель: закрепить способ проверки парных согласных по звонкости – глухости в середине слова.

Учебник, упр. 175, стр. 117

Прочитайте задание. Обратите внимание на условное обозначение. Какое это задание? (Это задание повышенной сложности).

Я предлагаю вам два варианта выполнения этого задания.

1 вариант: списать загадку, подбирая и записывая в скобках слова для проверки выделенных букв. Написать отгадку.

2 вариант: списать загадку, написать отгадку и подчеркнуть орфограмму, не подбирая проверочных слов.

За выполнение 1 варианта вы получаете 4 балла, за выполнение 2 варианта вы получаете

 2 балла. Выполните то задание, которое вам по силам.

Проверка в парах – по слайду.

3.3. Обобщение и систематизация знаний

Цель: обобщить знания по теме «Парные согласные звуки. Обозначение их на письме.

Выберите ответ, результат выбора запишите в тетрадь.

1.Укажите неверное высказывание.

А) Звонкие и глухие согласные образуют пары.

Б) Проверка парных согласных – это не орфограмма.

В) Для проверки написания парных согласных в середине слова нужно изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный.

2.Укажите слово, в середине которого есть парный согласный звук, требующий проверки.

А) лепка

Б) город

В) край

3.К какому слову неправильно подобрано проверочное слово?

А) гибок – гибкий

Б) ушко – ушки

В) глазок – глазки

1 – б, 2 – а, 3 – б

Если все ответы правильны – 3 балла, 2 ответа  - 2 балла, 1 ответ – 1 балл, 0  - 0 баллов.

3.4. Контроль и самопроверка – работа с картой баллов

Цель: оценить работу учащихся; дать возможность сделать ученикам самооценку своей учебной деятельности на уроке.

14 - 12 баллов «5»

9 - 11 баллов «4»

7-8 баллов «3»

Меньше 7 баллов – нужно поработать над этой темой

3.5. Подведение итогов

Выберите и продолжите любое предложение:

  • На сегодняшнем уроке я узнал(а) ….
  • На этом уроке я похвалил(а)  бы себя за …
  • Сегодня я сумел(а) …

3.6 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 Упр. 171, стр. 114  - прочитать пословицы, объяснить их смысл. Выписать ту пословицу (одну), в которой есть слова с парным согласным звуком, требующим проверки.

На «5» -  Проверить этот согласный звук, т. е. записать в скобках проверочное слово. Письменно объяснить значение пословицы.

На «4» - Обозначить орфограмму. Письменно объяснить значение выбранной пословицы. – «4».

На «3» - Обозначить орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание звонких и глухих согласных в середине слова"

Цели урока: знать опознавательные признаки орфограмм; совершенствовать орфографические умения; развивать навыки самоконтроля; память, речь....

«Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова»

Тема: Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова.Цель: закрепление знаний учащихся по подбору проверочных слов, расширение словарного запаса детей, развит...

Тест по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные в середине слова"

Тестирование проводится после изучения темы: "Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова" и позволяет выявить уровень знаний каждого учащего.Все вопросы разделены на три у...

Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова.

Урок закрепляет у учащихся навык правописания слов с парными звонкими и глухими согласными....

Внеклассное занятие по русскому языку "Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова"

Цель предлагаемого занятия: закрепить знания обучающихся по выбору проверочного слова к словам с парной согласной в корне слова, расширить словарный запас обучающихся....

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова»

 Цель предлагаемого занятия: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас....

Внеклассное занятие по русскому языку: «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова»

Внеклассное занятие по русскому языку:«Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова»...