Открытый урок по русскому языку для 4 класса "Повторение. Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шаймуллина Зиля Василовна

Открытый урок по русскому языку для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Цель урока: закрепить знания детей о существенных признаках глагола как части речи

Предметные задачи: создать условия для развития у учащихся умения узнавать грамматические признаки глаголов; находить глаголы в речи.

Метапредметные задачи: создать условия для развития у учащихся умения оценивать свои действия; умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; навыков анализировать, выделять главное, производить анализ объектов.

Оборудование: мультимедийный комплекс

Опережающее задание: презентация и рассказ о Кусто, презентация об акулах

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Целевая установка

Дорогие ребята, сегодня наш урок будет необычным. Я хочу сообщить вам очень приятную новость. Вчера на школу пришло электронное письмо из Франции. Оно отправлено из портового города Марсель командой Ж.Ив Кусто. Кто это?

Рассказ об океанографе (опережающее задание).

Суламита  приготовила презентацию. Внимание на экран!

Слайд 1. Жак Ив Кусто - французский океанограф, зачинатель подводных исследований и киносъемок, изобретатель акваланга и автор популярных книг и фильмов о морских путешествиях.

Слайд 2. С1952 года руководил исследованиями на судне Колипсо», а с 1985 года – на турбопарусном судне «Алкиона».

Слайд 3.Помимо акваланга изобрел аппарат «ныряющее блюдце».

Слайд 4. Читаем письмо. Лучшие знатоки русского языка 4 класса приглашаются в одиссею команды Кусто для помощи в исследовании морских глубин. Начало путешествия … (число)

Хотели бы вы отправиться в одиссею? А как вы понимаете это слово? Кто такой Одиссей?

Одиссей – герой из греческой мифологии. Его приключения и путешествия описаны в поэме «О странствиях Одиссея», значит одиссея – это путешествие. Итак, в путь!

2. Словарная работа.

Корабль команды Кусто сейчас находится в открытом океане. Он может принять нас на свой борт в любое время. Но для этого нужно установить с ними связь. Открываем наши бортовые журналы-тетради, записываем число, классная работа.

3. Актуализация знаний. Работа по теме.

Слайд 6. Вижу корабль, но не уверена, наше ли это судно. Помогите прочесть название. «Морфология».. Морфология – это наука, которая изучает части речи. Сегодня мы начнем обобщать знания об одной из важнейших частей речи русского языка. По частоте употребления она занимает 2 место после существительного. Догадались? Значит тема урока …… (глагол).

Знакомы ли вы с этой частью речи? Стал ли он вам другом? Ведь только настоящий друг помогает вам в трудную минуту и всегда рядом. К концу урока вы сами сможете понять, насколько хорошо знаете эту тему и сделать вывод: Слайд 7.

Мой друг – глагол (? !). Прочитайте предложение. Что заметили?

Запишем предложение в тетрадь, но знак в конце предложения пока не ставим.

4. Чистописание.

Команда встречает вас, но, чтобы подняться на борт судна, проведем минутку чистописания, выполнив буквенный диктант. Слайд 8. Сегодня на мы будем писать буквы ж и х Если согласны с утверждением, пишем букву ж, а нет – х.

Глагол – это часть речи Ж

Глагол обозначает предмет Х

Отвечает на вопрос какой? Х

Вопросы неопределенной формы: что делать?, что сделать? Ж

Изменяется по временам Ж

У глаголов прошедшего времени суффикс л Ж

Глаголы прошедшего времени не изменяются по родам Х

Изменение глаголов по числам и лицам называется склонением Х

В предложении глагол бывает сказуемым. Ж

Поменялись тетрадками. Проверяем

Если у вас все правильно, поставьте карандашом в конце предложения + если нет -

Продублируйте этот узор на второй строке.

Поднять якорь! Полный ход! Выходим в открытое море!

Слайд 9. Игра «3-й лишний» Найти лишнее слово и записать его.

  1. ветер, парус, надует
  2. рыба, рыбачит, улов;
  3. исследовал, глубина, акваланг

Проверим. Какие слова записали? Аргументируйте свой ответ. Оцените себя. (+ или -).

Слайды 12 - 20

Надеваем акваланги и в море! Как красив подводный мир! Кого здесь можно встретить? Большое разнообразие рыб. Существует 400 видов рыб. Медузы, черепахи, осьминоги, гребешки.

Переходим к исследованиям. Что вы знаете об акуле?

Презентация (опережающее задание ученика) Слайды 21 – 27 Акула – хищная рыба. Их насчитывают до 300 видов. Длина тела у колючих акул 15 см, а у гигантских – до 20м. Вес тела достигает 20 тонн. 10 видов акул обитают в водах России. Наиболее опасна и агрессивна белая акула – людоед. Акулы пожирают все на своем пути, тем самым являясь санитарами моря. Значит, сами того не ведая, акулы приносят большую пользу.

У вас на листочках напечатан отрывок из одного рассказа.. Прочитаем его.

- А из какого рассказа этот отрывок? («Акула» Л.Н.Толстой)

Найдем глаголы.

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидели в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков. «Назад!» - закричал артиллерист. Но ребята не слышали его, плыли дальше. Артиллерист не шевелился, смотрел на детей. Акула приближалась. Матросы спустили лодку.

6. Рефлексия.

Очень много бед приносит человек животным и растениям. Поэтому команда Кусто надеется на вас, ребята. Защищайте братьев наших меньших. Любите природу.

Слайд 30 Хочется закончить наш урок словами Кусто: «Если вы любите море, вы спасете его»

Наше путешествие по океану мы продолжим на следующем уроке. Команда благодарит вас за помощь. А нам осталось закончить наше предложение. Посмотрите, каких знаков у вас больше, тот и поставьте ручкой. Кто доволен своим результатом? У кого стоит ?, значит, есть над чем поработать.

7. Домашнее задание.

Творческая работа «Оживи текст»

- Вам нужно дополнить текст «Старик и море»подходящими по смыслу глаголами. 

Открытый урок

на республиканском семинаре

 «Формирование и развитие ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Учитель:Шаймуллина З.В.

Дата: 19 сентября 2014года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме Правописание глаголов по программе Н.В. Виноградовой

4 класс Предмет: русский язык Тема: Правописание глаголов. Цель: Отработать орфограммы, связанные с написанием глаголов. Провести комплексный орфографический тренинг. Задачи: 1....

Конспект урока порусскому языку по теме"Значение наречий"

В конспекте урока дан материал на нахождение наречий в предложениях ,определение значений наречий....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...

Открытый урок русского языка по теме "Глагол"

7 класс специальная(коррекционная) школа 8 вида...

Конспект урока порусскому языку(День единого текста)

laquo;День единого текста» – это технология изучения одного и того же текста на разных уроках, в результате которого обучающиеся совершенствуют навыки ...

Открытый урок русского языка по теме "Глагол. Обобщение"

Развитие умения обобщать знания по теме "Глагол". Способствование совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков.Воспитание любви к русскому языку, используя за...

Открытый урок русского языка по теме "Глагол" 3 класс

Открытый урок русского языка по теме "Глагол" 3 класс...