План - конспект урока,3 класс "Личные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кузнецова Людмила Александровна

План - конспект урока,3 класс "Личные местоимения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zkl_russ.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 3 классе

   

Учитель: Кузнецова Людмила Александровна

Образовательная программа «Начальная школа 21 века»

Предмет: русский язык Л.И. Тикунова, С.К. Тивикова

Форма проведения: урок объяснения нового материала

Тема урока: «Личные местоимения»

Цель урока: познакомить учащихся с личными местоимениями, с их ролью в речи

Задачи урока: - разъяснить, почему местоимения называются личными

упражняться в определении рода, числа местоимений и существительных;

замене существительных местоимениями в речи

создать условия для развития внимания, речи учащихся;

развитие коммуникативных компетенций учащихся при работе в парах, в группах

развитие навыков самоконтроля, самооценки и саморефлексии через выполнение тренинговой  самостоятельной работы

Мотивационный аспект: - игровая мотивация (диалог с телефоном)

 учебная мотивация (изучение личных местоимений для того, чтобы разнообразить нашу речь, избежать повторений одних и тех же имён существительных)

Оборудование:

1) Учебник «Русский язык» для 3 класса

2)Мультимед.

3) Индивидуальные карточки-задания (1,2 вариант)

4)Светофоры

5) Два телефона

План урока:

1) Организационный момент – 1 минута

2) Актуализация знаний -3 минуты

3) Объяснение нового материала. Фронтальная работа – 8 минут

4) Первичное закрепление материала. Словарная работа.

Физ.минутка « Четвёртое лишнее» - 12 минут

5) Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой – 10 минут

6) Включение нового знания в систему знаний.

Шарады. Хитрые вопросы. Работа в группах – 6 минут

7) Домашнее задание – 2 минуты

8)Рефлексия – 1 минута

9) Итог урока – 2 минуты


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 Организационный момент

Эпиграф к уроку

  « Нам дан во владение

    самый богатый, меткий,

    могучий и поистине

    волшебный русский  язык».

     

- Как называется страна в которой мы живём?

- Какой у нас национальный

язык ?

- Прочитайте эпиграф. Чему он посвящён?

- Мне бы очень хотелось, чтобы

вы, изучая русский язык, люби-

ли его и гордились им. Не толь-

ко в России, а ещё в 45 странах

мира интересуются русским

языком и изучают его.

- Мы живём в России.

- Национальным являет-

ся русский язык.

 

-Красоте и силе нашего

языка.

Цель: создать условия

для возникновения у

ученика внутренней

потребности включе-

ния в учебный про-

цесс.

УУД: -личностные (ус

тановление учащими-

ся связи между целью

учебной деятельности

и её мотивом)

         - коммуникатив-

ные ( планирование

учебного сотрудни-

чества с учителем и сверстниками)

Актуализация знаний

-  Я предлагаю вам послушать

стихотворение

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать- не могу!

МЫ ВАМ  ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, а МЫ с НЕЮ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ,-

Всё это тайной быть должно

Для НАС и ВАС от всех…

-Поняли вы что-нибудь?

- А как вы думаете, почему?

,

- Для чего существуют место-

имения в речи?

- Местоимения, как запасные

игроки на футболе, как дуб-

лёры в театре.

- Местоимение – это самостоя

тельная или служебная часть

речи?

- Обобщите сказанное, что вы

знаете о местоимениях.

На экране появляется запись

« Местоимения»

Нет, не поняли.

В стихотворении нет

существительных, а

только местоимения.

Местоимения не назы-

вают предметы, а только

указывают на них.

  Они разнообразят нашу

речь. Мы употребляем

местоимения, чтобы не

было повторений в пред-

ложении одного и того же имени существитель-

ного.

- Это самостоятельная часть речи.

Местоимение- это само-

стоятельная часть речи,

которая не называет предметы,а лишь указы-

вает на них.

Цель: организовать

актуализацию изучен-

ных способов дейст-

вий, достаточных для

проблемного изложе-

ния нового материала.

УУД: - регулятивные

          - познаватель-

            ные (поиск и выделение необходи-

мой информации)

- логические (построе-

ние логической цепи

рассуждения)

Проблемное объяснение нового материала

- Ребята, послушайте диалог.

Фронтальная беседа

- Света, начиная разговор, как

ты себя называешь?

- Это первое лицо, которое

участвует в диалоге.

(заполняется таблица)

- Света, а как бы ты назвала

себя и  Артёма одним словом?

- Ребята, как Света обращалась ко второму

 участнику диалога, к Ире?

- Ты – это второе лицо

- Ира, Света, как нужно обра-

щаться к ребятам класса,

приглашая их на концерт?

- А как вы обратитесь ко мне?

- Так обращаются вежливо ко

взрослому человеку. Значит местоимение «вы» может ука-

зывать на одно лицо.

- Кстати, в поздравлениях, за-

писях и письмах местоимение

« вы» пишется с большой

буквы.

- Света и Ира говорят о Насте и о Артёме,которые не участ-

вуют в диалоге,т. е. о третьих

лицах.

- Ребята, каким словом можно

заменить слово « окно»?

-Местоимения я, мы, ты, вы,он,она, оно, они

 – называются личными.

(На экране появляется стих,

который дети читают хором)

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они-

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

(На экране появляется запись:

« Личные местоимения» -это

тема урока.

Света,алло! Привет! Это я. Ты ждала моего звон-ка? Мне хочется тебя и

Настю пригласить на

концерт.Как ты дума-

ешь, она в воскресенье

ничем не занята?

Ира.- Думаю, что нет.

Света.- А Артём? Он то-

же собирался.

Ира.-Давай ему вместе

позвоним.

Света.- Хорошо.

-- Я

- Мы

-  Ты

- Вы

- Тоже вы

Настя (она), Артём (он)

Оно

Значит, местоимения указывают ещё и на не-

одушевлённые предметы

Цель: Организовать

побуждающий диалог

по проблемному объяснению нового знания.

УУД: -личностные (ус

тановление учащими-

ся связи между целью

учебной деятельности

и её мотивом)

- познавательные (по-

становка и формули-

рование проблемы)

- логические( анализ,

обобщение)

Закрепление новой темы

- Как вы думаете,почему дан-

ные местоимения называют

« личными»?

Личные местоимения указыва

вают на собеседников; на лиц,

не участвующих в беседе; на

предметы, о которых идёт

речь.

Прочитайте местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица.

 Какие из них единственного числа,

множественного?

- Какого рода местоимения он,она, оно?

- Можно ли определить род

остальных личных местоиме-ний?

- Докажите.

- Послушайте стих и отгадайте, о чём идёт речь?

Утром – так заведено,

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт ОНО

Розовой жар- птицей…

А стемнеет- ОН придёт:

Тоненький, смущенный,

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок  прошёл- плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА ?

Запишите слова- отгадки, вместо каких местоимений

3-его лица ед.числа они упот-

ребляются?

-Какие из этих слов являются

словарными?

- Запишите ещё по 2 словар-

ных слова- существительных

в каждый столбик.

Они указывают на лицо или лица. Личное- зна-чит, принадлежащее

лично кому-то.

(заполняется таблица)

Мужского, женского, среднего рода.

Нет.

( Работа по учебнику)

Месяц, солнце, луна.

(иллюстрации – на экране)

ОН          ОНА          ОНО

месяц     луна       солнце

Месяц

Физминутка ( сидя)

Хлопайте в ладоши, если услышите личное местоимение

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты-

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты-

Если мы сорвём цветы

(высвечивается иллюстрация с цветами )

- Посмотрите, какая красота!

Разве подымется рука уничтожить её?

-Назовите существительные по

данной картине и замените эти слова местоимениями.

- Запишите как можно больше

пар – существительных и местоимений, их заменяющих.

«Четвёртое – лишнее»

- Найдите лишнее слово в каж

дом ряду и объясните, почему

оно лишнее.

- Запишите местоимения без

лишних слов, укажите лицо и число

Цветы – они, ромашка –

она, лютик- он и т.д.

Я, они, на, ты

Но, оно, она, они

Я, Яна, ты, вы

Я (1 л.,ед.ч.),

они ( 3 л.,мн.ч.),

ты (2 л.,ед.ч)

Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой

« Вставь местоимение»

(у уч-ся индивидуальные кар-

точки 1 и 2 варианта)

( Записаны предложения с пропущенными личными мес-

тоимениями, которые легко

восстанавливаются по фор-

ме глагола)

1 вариант

… нарисую ёлочку. А …

что будешь рисовать?

Когда …приедет? Завтра

…пойдём на речку.Кого

… ждёте? Почему…уле-

тают?

2 вариант

Вечером … читают сказ-

ки. Что …вырезают из

бумаги? А … умеете так

вырезать? Куда …

идёшь? Завтра … пойду

в библиотеку.

Цель:организовать вы-

полнение учащимися

типовых заданий на  новый способ дейст-вий.

УУД: -познавательные

            ( рефлексия,

контроль и оценка)

- личностные (установление связи

между целью учебной

деятельности и её мотивом)

- коммуникативные

( умение с достаточ-

ной полнотой и точ-

ностью выражать свои

мысли)

Самопроверка

Учащиеся исправляют свои ошибки карандашом

Взаимопроверка (работа в парах)

Поднимите руку, у кого работа

выполнена без ошибок?  Молодцы.( Дети передают карточки на проверку учителю)

Дети проверяют работы

друг друга, исправляя

ошибки зелёной пастой.

Шарады и хитрые вопросы

Первый слог- личное местоимение,

Второй- детская болезнь.

А целое – тот предмет, кото-

рый выбрасывают, когда он

нужен и поднимают, когда в нём не нуждаются. Что это?

- Какое местоимение составлено из двух предлогов?

- Мама пришла с работы и , увидев на столе стопку посуды,  спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя

местоимениями. Какими?

Я-корь

О-на

Они вы-мы-ты.

Итог урока

- Как называются местоиме-       Личные

ния, с которыми мы сегодня

работали?

- Назовите  местоимения

1-ого,2-ого и 3-его лица

- У каких местоимений

можно определить род?               Он, она, оно.

- На следующем уроке мы будем учиться правильно изменять – склонять личные

местоимения: « Я горжусь им или ним? Мы с ними или ими дружим?»

- Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало

местоимение МЫ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'

Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....

План-конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа 2100». Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цель урока:формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речиЗадачи урока:образовательные:  формирование интереса к учению, способн...

План-конспект урока "Притяжательные местоимения"

План-конспект урока "Притяжательные местоимения" для 2 класса с элементами игрыУчебник: Кузовлев В.П.Тема: притяжательные местоименияПрактическая цель: формирование грамматических навыков.За...