Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку "Приставки и их значение" 3 класс.
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме :"Приставки и их значение".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazykuk.docx22.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока – исследования

    по русскому языку «Приставки и их значение»                                                 

                                                                     

    Тип урока: изучение нового материала.

    Вид урока: исследование.

    Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная и др.

    Задачи:

    - образовательная:  выделять приставки в словах; определять (в простых случаях) их значение.

    - развивающая:  развивать у учащихся умение выделять главное  при определении орфограммы; обобщать изученное, развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные вопросы, творческие задания,  развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля

    - воспитательная: совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову.

    Оборудование:

    Персональный компьютер, слайдовая презентация, телевизор, учебник «Русский язык» В.П.Канакина., справочник.

    ХОД УРОКА

    1. Организация начала урока.

    2. Актуализация знаний.

    Учитель.  Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с составом слова.  Все побудем в роли исследователей родного языка.

    -  Какая часть слова считается самой значимой?

    Дети.  Корень.

    Учитель.  Почему?

    Дети.  Корень есть в каждом слове. Без корня не может быть слова. От корня образуются однокоренные слова.

    Учитель. Сегодня в орфографической минутке мы вспомним правописание безударной гласной в корне. Что нужно делать, чтобы не ошибиться в её написании?

    Дети. Чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне его нужно проверять. Для этого надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы проверяемый звук был под ударением.

    Если не удалось сделать проверку, безударную гласную надо запомнить.

    На экране слова с пропущенными гласными. Дети у доски записывают слова. Объясняют правописание. Выделяют корень.

    Слайд 1.

    Св…рить, прол…тать, перех…трил, закр…чать, выв…зить, приб…жать, подк…лоть, пох…дить, уг…нять.

    Учитель. Какую ещё часть слова мы можем выделить  в словах.

    Дети. Приставку.

    Учитель Что такое приставка?

    Дети. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

    Выделяют приставки

     3. Постановка цели урока.

    Слайд  2

    Учитель. Ребята, а вот англичанин  Том изучающий русский язык утверждает, что в его родном языке приставок нет. Приставки, по его мнению, не столь уж необходимы, без них вполне можно обойтись, ведь главное  значение несёт в себе корень слова.

    Учитель. Что можно ответить этому человеку? Прав он или заблуждается

    Дети. ( ответы)

    Учитель. Итак,  из ваших ответов я могу сформулировать гипотезу:

    Слайд 3

     Приставка влияет на значение слова.

    Учитель.  Что это значит: приставка влияет на значение слова? Как вы понимаете эту мысль?

    Дети. ( ответы)

    Учитель. Ребята вы догадались, что мы будем сегодня исследовать?

    Дети. Мы будем исследовать приставки.

    Учитель. Совершенно верно, цель нашей сегодняшней работы  и основной исследовательский вопрос: изучить как можно больше слов русского языка с приставками, обратив внимание на то, какое влияние оказывает приставка на значение слова.

    Слайд 4.

    Влияние приставки на значение слова.

    4. Исследовательская работа.

    Учитель. Давайте прочитаем шуточное стихотворение.

    Бим как - то раз в саду сидел,

    Вдруг, Бом весёлый прилетел.

    Бом низко-низко пролетел,

    А Бим поймать его хотел.

    Бим крался, Бим  дышать не смел,

    А Бом на крышу залетел.

    Бим лез по лестнице, пыхтел,

    Но со ступенек полетел.

    Бим от обиды заревел,

    И тут же Бом к нему слетел.    

    Так подружились Бим и Бом

    В саду сидят они вдвоём.

    Учитель. Давайте покажем руками какие действия выполнял  Бом.

    Дети. ( машут руками)

    Учитель. Слова обозначают одно действие или разные? Какая часть слова уточняет значение действия?            

    Дети. Глаголы обозначают одно действие, приставка помогает уточнить, как именно выполнялось действие.

    Учитель. Запишите в тетради выделенные слова, выделите в них приставку.

    Дети. ( Записывают слова в тетрадь)

    Слайд 5.

    Проверка работы.

    Прилетел, пролетел, залетел, полетел, слетел.

    Учитель. Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получает слова и приставку, при помощи которой нужно образовать новые глаголы. Постарайтесь определить:  

    Какое смысловое значение вносит приставка в слово. У вас на столах лежат справочники -помощники, которыми вы можете пользоваться, чтобы ответить на вопрос задания.

    Образованные слова запишите в тетрадь.

    1 группа  ( от ) вязать, вести, ломать, ехать, мыть,

    2 группа   (про)  ехать, читать, звенеть, шить, писать.

    3 группа    (до) писать, делать, смотреть, нести, ехать.

    4 группа    ( об)  бежать, вязать, ехать, рубить, скакать.

    Учитель. Группы готовы поделиться своими наблюдениями. По одному представителю от группы на доске записывают свои слова. Выделяют приставки.

    Учитель. Пока ребята записывают слова, давайте с вами из данных частей составим слова.

    Слайд 6

    Подклеить, подремонтировать, поднести, подъехать.

    5. Сообщение результатов исследования.

    Учитель. Ребята готовы давайте их послушаем.

    1 группа.

    Мы исследовали слова с приставкой от- и заметили, что приставка  в слова показывает что что-то отделили от предмета. (отвязать, отломать, отмыть), или показывает удаление от предмета ( отвести, отъехать).

    2 группа.

    Мы исследовали слова с приставкой про- и заметили, что слова с этой приставкой имеют значение  движения сквозь что-то (прошить); движение мимо (проехать); однократное действие

     ( прочитать, прописать, прозвенеть);

    3 группа.

    Мы исследовали слова с приставкой до- и заметили, что приставка придаёт словам значение  выполнения действия до определенного места (донести, доехать); завершенности действия (дописать, доделать, досмотреть);

    4 группа

    Мы исследовали слова с приставкой об- и заметили, что приставка придаёт словам значение движения вокруг чего-то ( обвязать, оббежать, объехать), или движения мимо чего-то.

    Учитель. Что можно сказать о значении приставки в словах на экране. Обратитесь к справочнику помощнику.

     Дети. Движение к чему-то.

    Учитель. Какое слово оказалось общим во всех группах?

    Дети. Ехать

    Учитель. Какая часть слова уточняет действие. В каком направлении ехать? Каким образом?

    Дети.  Приставка.

    Учитель.  Что вы заметили общего в написании  приставок

    Дети.   В приставках пишется гласная о.

    Учитель. Написание этих приставок нужно запомнить. Буква о это орфограмма.

    6. Формулировка выводов.

    Учитель.  Какой вывод можем сделать из проделанной работы?

    Дети. Каждая приставка имеет своё значение и уточняет значение слова. Если меняется приставка – меняется значение слова.

    Физкультминутка!!!

                                       С ПРИ - приставкою присесть,

                                       С ПО - приставкою подняться,

                                       С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть,

                                       С ПО - приставкой посмеяться,

                                       С ВЫ - вытягиваем руки,

                                       С О - опустим их опять.

                                       Вот и все настало время

                                       С ПО - зарядку повторять.

                                       С ЗА - зарядку завершать.

    7. Закрепление материала.

    Учитель. Откройте учебник на странице 86, упражнение 157. Прочитайте задание самостоятельно.

    Учитель. При помощи какой части слова они образованы?

    Дети.  При помощи приставки.

    Учитель. Ребята, я буду описывать действие , а вы попробуйте заменить его одним словом.

    Попасть внутрь комнаты

     Дети.  Войти, зайти.

    Учитель. Сделать работу заново

    Дети. Переделать

    Учитель. Сделать пол чистым  

    Дети. Помыть

    Учитель. Сделать рисунок цветным

    Дети. Раскрасить

    Учитель. Представим, что мы сидим перед телевизором. Я называю приставку  – в. Что нужно сделать с телевизором?

    Дети. Включить.

    Учитель. А если я скажу пере?

    Дети. Переключить на другую программу.

    Учитель. Вы.

    Дети. Выключить телевизор.  

    8. Подведение итогов.

    Учитель. Ребята мы сегодня проделали большую работу.

    Давайте вернёмся  к нашей гипотезе.

    Слайд 7.        

     Приставка влияет на значение слова.

    Дети. Приставка влияет на значение слова. Если в однокоренном слове изменить приставку – изменится значение слова.

    Учитель. С какими приставками мы познакомились и каково их значение .

    Дети. ( ответы)

    Учитель. Это далеко не все приставки в русском языке. На следующих уроках мы продолжим начатую работу и  узнаем о значении других приставок.

    А что вы могли бы пожелать нашему английскому знакомому.

     Дети. Приставки в русском языке важны. Относиться к ним нужно серьёзно. Не путать их в словах. т.к. от них зависит значение слова.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"

    Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....

    Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова". 2 класс

     Представленный урок русского языка является уроком закрепления. Использование на уроке современных образовательных технологий решает задачи развития учащихся и формирует умение учиться....

    Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

    Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к ...

    Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Наречие» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

    Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи: - (направленные на достижение личност...

    Конспект урока по русскому языку "Словообразование глагола" 3 класс "Школа "21 века"

    Урок по теме "Словобразование глагола". Буду рада, если кому-то понадобится....

    Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

    Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...