Личные местоимения. Разбор местоимения как часть речи. 2013-2014 уч. год
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шоронова Ольга Викторовна

На данном уроке закрепляется понятие о местоимении, о роли местоимений в речи. Учащиеся знакомятся с алгоритмом разбора местоимения как часть речи. Разные виды заданий, работа в парах, группах воспитывают любовь к русскому языку, бережное отношение к природе, чувство коллективизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Личные местоимения"

Тема: Личные местоимения. Разбор местоимения как часть речи.

Цели:

  • - закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
  • - упражняться в разборе местоимений как часть речи;
  • - воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;
  • - развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

Оборудование:  демонстрационные и индивидуальные карточки-задания, таблица «Личные местоимения», таблица «Разбор местоимения как часть речи).

Ход урока:

I. Орг. момент.

 Запись даты урока (комментированное письмо)

Двадцатое  февраля.  Классная работа.

II. Сообщение темы и цели  урока. 

Учитель читает  стихотворение:

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Учитель: -Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

Уч-ся.  -В стихотворении нет существительных. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него. 

Учитель. -Для чего существуют местоимения в речи?

Уч-ся. - Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

Учитель. -Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

- Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная).

- Сформулируйте тему урока.  (Местоимение как часть речи. Разбор местоимения как часть речи).

- Прочитайте ключевые слова и сформулируйте  цель урока на основе этих ключевых слов

Ключевые слова темы:

местоимение                число

личные                        род        (на доске)

лицо                                

- Учиться определять признаки местоимения как части речи.

III.  Закрепление изученного  материала.

 1. Уч-ся читает стихотворение:

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Уч-ся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Учитель.  Слова какой части речи вы назвали?

 - Почему данные местоимения называют "личными"?

( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

В "Толковом словаре" Ожегова записано:

  • 1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
  • 2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

- В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными.

Уч-ль вешает таблицу "Личные местоимения".

Учитель. - Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

Учитель. - Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Какие из них единственного числа, множественного? (Ставятся таблички).

Учитель. - Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.

2.  Физминутка (сидя).

Учитель: - Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

3. "Четвёртое - лишнее". (слова на доске)

Учитель. - Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

Я, они, на, ты (предлог)

Но, оно, она, они (союз)

Я, Яна, ты, вы (существительное, имя)

Он, она, они, оно (мн.ч.)

Мы, я, вы, они (ед.ч.)

Он, она, они, мы (1-е лицо)

Учитель. - Запишите  строчку этого задания без лишнего слова, укажите  лицо и число личных местоимений. (Работа в парах, каждая пара работает с одной строкой  1 парта – 1 строка, 2 парта - 2 строка, …)

Фронтальная проверка.

Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).

Физминутка.

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

4.  Разбор местоимения как часть речи. Работа над алгоритмом.

 а) - Назовём порядок разбора местоимения как часть речи. (Учебник с. 67)

Порядок разбора местоимения как части речи.

  1. Ставлю слово в начальную форму.
  2. Устанавливаю, что это местоимение.
  3. Указываю, что оно личное.
  4. Определяю его признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица ед.ч.).

Похвалялись ежи: „У нас шубы хороши!”

(У) нас – н.ф. мы, мест., личное, 1-е лицо, мн.ч.

б)  Выборочный диктант.  (Учитель читает текст. Уч-ся называют местоимения, затем 1 уч-ся у доски разбирает 2 местоимения, остальные в тетради, затем 2 уч-ся с обратной стороны доски разбирают по 1 местоимению по вариантам).

- Послушайте текст. Составьте правило поведения в природе.

- Предложите задания к тексту.

 - Выписать местоимения и разобрать их как часть речи.

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у неё птенца и она просила отдать его обратно.

Я не понимал, что ей нужно. Дедушка разъяснил мне загадку. Человек идёт по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка летает около человека и ловит их на лету. (По К. Паустовскому)

Фронтальная проверка.

 - Задайте вопросы по изучаемой теме своим товарищам. Оцените их ответ.

в)  Самостоятельная работа.

"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки).

Учитель. - Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола. Вставьте  пропущенные личные местоимения. Одно разберите  как часть речи.

(Слабым уч-ся  в помощь памятка «Разбор местоимения» )

1 группа

      Вставьте  пропущенные личные местоимения.  Два местоимения разберите  как часть речи.

          Отпустил … рыбку золотую и сказал … ласковое слово. На

… старуха взглянула, лишь с очей прогнать … велела.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2 группа 

     Вставьте  пропущенные личные местоимения. Одно местоимение  разберите  как часть речи.

    Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги?  Какую задачу … решают? Куда … идёшь?  Завтра … пойду в библиотеку.

________________________________________________________________

3 группа 

    Вставьте  пропущенные личные местоимения. Одно местоимение  разберите  как часть речи.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедете? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

__________________________________________________________________

Самооценка.   Учитель. - 1 уч-ся читает вслух, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть. Ставим отметки себе сами карандашом.

Учитель. - Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок? Передайте карточки вперёд учителю на проверку.

г)  Шарады.

Первый слог - личное местоимение,

Второй - детская болезнь.

А целое - тот предмет, который

Выбрасывают, когда он нужен

И поднимают, когда он не нужен.

Что это?

(Я - корь). (Картинка с подписью)

Хитрые вопросы.

  • 1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).
  • 2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).
  • 3.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).

Ребус. 7 я (семья)

IV.  Итог урока.

Учитель. - Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

-  Что общего в порядке разбора существительного и местоимения как часть речи? (Нужно поставить в начальную форму)

- Какие признаки есть и у существительных, и у местоимений? (Число, род)

- У всех ли местоимений можно определить род? (Только у местоимений 3-го лица ед. ч.)

V. Домашнее задание.  (дифференциация по объёму и степени сложности)

- Подготовиться к проверочной работе. Упр. Из раздела «Это ты знаешь и умеешь» Упр. 1 -4 с. 73, 74.Упр. 1 –устно, 2-4 письм.)

VI. Рефлексия.

- Наш урок заканчивается, и я хочу узнать, с каким настроением вы уходите с него. Что вам запомнилось на уроке? Что больше всего понравилось? Какие желания возникли у вас на сегодняшнем уроке? О чем расскажете дома?

- Оцените каждый себя: кто написал красиво и не допустил ошибок? Довольны ли своей работой на уроке?

- Взяли в руки «ладошки».

- Если вы думаете, что хорошо усвоили тему «Местоимение» и не допускали ошибок    «зажгите» зеленый свет.

- Если думаете, что допускаете единичные ошибки и вам ещё нужно повторить данную тему, зажгите желтый свет.

- Если думаете, что плохо справлялись  с заданиями  и вам еще нужно поработать над темой «Местоимение », зажгите красный свет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА в 3 классе по программе "Школа 2100". Тема: «Разбор местоимения как части речи».

Это конспект урока "Введение нового знания".  Я очень люблю проводить такие уроки, так как именно на них ученики самостоятельно выдвигают тему, цели урока, строят проект и пробуют реализовать его...

Урок русского языка по УМК "Школа -2100" по теме "Разбор местоимения как части речи"

Конспект  и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Разбор местоимения как части речи" предназначен для учителей, работающих по УМК "Школа - 2100"....

Тема урока: Разбор местоимения как часть речи.

Урок обобщения и систематизации умений. Урок составлен по  учебнику   русского языка  Бунеевой Р.Н., Бунеева Е.В., Прониной О.В.. Русский язык, часть 2.- М. «Баласс», 2012 год...

Конспект урока "Разбор местоимений как часть речи"

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс "Школа 2100" "Разбор местоимений как часть речи"...