Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

 

 

 

 

Урок – турнир знатоков русского языка.

 

 

 Через сказки А. С. Пушкина закрепить знания об окончаниях глаголов

 

I и II спряжения настоящего времени.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 42rus_urok.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Закрепление и повторение изученного.

Урок – турнир знатоков русского языка.

Цели урока:

 Через сказки А. С. Пушкина закрепить знания об окончаниях глаголов

I и II спряжения настоящего времени.

Задачи урока: 

     Развивать умение распознавать спряжения глаголов по личным окончаниям.

     Учить работать с толковым словарем С. И. Ожегова.

    Закрепить знания учащихся о личных окончаниях глаголов I и II спряжения настоящего времени.

    Развивать умение соотносить безударные окончания глаголов одного и того же спряжения в разных лицах.

    Развивать умения точно употреблять глаголы в предложении.

Развивать внимание и логическое мышление.

Оборудование урока:

Портрет А. С. Пушкина;

выставка работ к сказкам А. С. Пушкина;

сочинения на тему «За что я люблю сказки Пушкина»;

отрывки из музыкальных произведений;

высказывание А. С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки».

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Словарно-орфографическая работа.
  3. Вступительное слово учителя. Сообщение  темы и цели урока.
  4. Минутка чистописания.
  5. Тема урока.
  6. Закрепление и повторение.
  7. Итог  урока.
  8. Домашние задание.

Ход  урока

  1.   Организационный момент.

  1. Словарно-орфографическая работа.

      -Наше ключевое слово из словаря.

Вы должны будете его отгадать

-Для этого в каждом данном слове выделите букву, являющуюся в нем орфограммой. Помните: проверяем и доказываем.

Суп, чугун, лестница, земля, крыши, пенал, каска, грустный, уловка, шина, леса.

-Какое слово получили?

-Прочитайте,  выделяя ударный слог.

-Почему пишется гласный е ?

-Запишем это слово , определив количество бук и звуков. Почему букв меньше, чем звуков?

-С какой целью совершают путешествия? (для отдыха, ознакомление с местностью)

-Каким способом можно совершить путешествие? (пешком или на разных видах транспорта)

-Объясните значении слова путешествие?

-И мы совершим сегодня  путешествие в сказочную страну.

  1.  Вступительное слово учителя. Сообщение  темы и цели урока.

     -На уроках окружающего мира  прошли тему «Золотой веку русской литературы»

-Кому посвящены эти строки?

Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой, при луне.

Все Ваши строчки хороши,

Частичка Вашей в них души.

Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошел прекрасный наш поэт.

Он гений, в этом спору нет.

 Ребята, вы, я вижу, догадались, что эти строки посвящены замечательному поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Наш урок пройдет в форме путешествия по сказкам Пушкина. А попутно мы продолжим изучение темы «I и II спряжения глаголов настоящего времени».

  1. Минутка чистописания.

      Минутка чистописания сегодня тоже будет проходить необычно. До сказочной страны мы можем доплыть по морю на кораблике из сказки А.С. Пушкина (массаж рук – имитация движений руками и пальчиками)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет. 4

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

- С помощью букв и соединений мы изобразим морские волны.

На доске

-Почему выбрали именно эти соединения? (Личные окончание глаголов 3лица мн. числа)

-В 1 предложении выполним полный синтаксический анализ , указав члены предложения  и части речи.

-Записываем, комментируем.

  1. Тема урока.

     -Вот мы и прибыли в волшебную страну, которая называется Лукоморье.

- А что такое Лукоморье?

- Как об этом говорит толковый словарь?

Один из учеников раскрывает словарь С. И. Ожегова и читает толкование слова. (с. 334)

- Где встречается это название у Пушкина? (В поэме «Руслан и Людмила»)

 

-Перед вами известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

- Подчеркните все глаголы, которые Пушкин употребил для обозначения действия сказочных героев.

Дети работают в парах.

Ходит, идет, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут, выходят, пленяет, несет, тужит, служит, бредет, чахнет, пахнет.

-Вы уже много знаете о глаголах.

-Проведем небольшой блиц-опрос по рядам, карточки в класс расположены так – слева, справа, по центру (зарядка для глаз).

Карточка   1

Какие части речи изменяются по лицам?

  • Имя прилагательное
  •  местоимение
  • глагол

 Карточка 2.

Какие слова изменяются по числам?

  • Глагол в неопределённой форме
  • Наречие
  • Глагол настоящего, прошедшего и будущего времени.

Карточка 3.

Что называется спряжением глагола?

*Изменение глагола по падежам

*Изменение глагола по родам и лицам

*Изменение глагола по лицам и числам.

-Докажите, что вы умеете  определять спряжения глагола.

-Распределите подчеркнутые  глаголы в 2 столбика: I. спр и II. спр.

Работа по вариантам: дети, работающие по I варианту, называют глаголы I спряжения, по II варианту - глаголы II спряжения.

-  Как вы различали глаголы I и II спряжения? (по личным окончаниям).

  1. Физминутка.

  1. Закрепление и повторение.

-  На острове, куда мы с вами попали, есть и другие чудеса.

-Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина

-Из какой сказки? О ком?

Выполним работу над ошибками.

Ель растет перед дварцом,

 А под ней хрустальный дом;

 Белка там жывет ручьная,

 Да затейница какая!

 Белка песенки пает

 Да арежки все грызет.

-Как автор называет белочку? (Затейница.)

-Как объяснить слово затейница?

Один из учеников обращается к толковому словарю С. И. Ожегова. (с 221)

- Запишите это слово и подберите к нему однокоренные слова.

(Затейливый, затевать, затея, затейник.)

- Разберите слово затейница по составу.

 Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся,                   

На знакомом острову

Чудо видят наяву...

-Какие чудеса еще таит в себе волшебный остров? (Не знаем.)

-Разгадка таится в этих конвертах. Но злой волшебник рассыпал строчки Пушкина. Вам их следует восстановить.

Дети работают с карточками по рядам.(Встали вокруг одной из парт, работают руками и пальчиками).

Карточка   1

блистают латы  

У ворот

идут в палаты

И стоят

Все теперь

 в глазах царя

Тридцать три

 Богатыря

Карточка   2

звезда горит

Под косой

 Смотрят - что ж?

 луна блестит

 Княгиня – диво

 А во лбу

Карточка  3

и в море

Гибель близкую

Злого коршуна

Лебедь около

Бьет крылом

Топит

 плывет

клюет

 торопит

-Прочитаем четверостишия.

Следующее задание. Вам нужно сделать фонетический разбор слова бьет и морфологический разбор слова под косой.

VIII.  Итог  урока.

      -Вот и закончилось наше путешествие. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Сказки... Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес.

Пушкин очень любил сказки, он слышал их от своей няни - Арины Родионовны Матвеевой. И каждый раз поэт восклицал: «Что за прелесть эти сказки!»

-Что запомнилось больше всего на уроке?

-Чему научились?

За работу на уроке детям выдаются «золотые» и «серебряные» орешки.

IX.  Домашние задание.

     -Выпишете из сказок Пушкина по 10 глаголов I и II спр, выучите четверостишие из любой сказки Пушкин и подготовьтесь писать его по памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...