урок русского языка по теме:Тема: «Буквы Ъ и Ь в средине слова» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Материалы урока  русского языка по теме "Буквы  Ъ и Ь  в середине слова" можно применить для учащихся 2- 3 класса. В ходе исследовательской работы учащиеся выводят самостоятельно правило о написании Ъ и Ь знаков в словах,  закрепляют свои знания в ходе выполнения упражнений..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_i_v_seredine_slova.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

Русский язык

2 класс

Тема:  «Буквы Ъ и  Ь  в средине слова»

Учитель начальных классов

Заборовская Ирина Александровна.

Краснодарский край

станица Кущёвская.

Цели:

1.В ходе исследовательской работы определить, когда пишется «ъ», и «ь» в словах;

2.развивать  логическое  мышление, зрительную память;

 коммуникативные  умения, навыки самоконтроля и самооценки;

3. работать над формированием интереса к русскому языку,

воспитания любви к родному языку.

Конспект урока

1. Организационный момент  

Сегодня я приглашаю вас совершить необычное   путешествие в сказочный лес.

Вы догадались, почему он сказочный? ( там есть буквы)

Какая буква лишняя?(П)  Какие звуки обозначает? (пь, пъ)

        

2. Повторение изученного материала.

Чистописание

        

па  пи  пя  пу  пы  пе  пю  по  пё

        

На какие группы можно разделить слоги?

Как показана на письме мягкость согласных звуков?

Назовите все гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных на письме.

Как еще можно обозначить мягкость  и твёрдость согласных на письме?

 (пь, пъ.)

   Словарная работа

-Вставь пропущенные буквы, покажи на карточках нужную букву.

Сравните слова: пальто  олень.

3.Объявление темы и цели урока.

- При написании  диктанта  я увидела, что Вика написала слово  вьюга с Ь, а Никита с  Ъ.  Давайте проведём исследование и выведем правило. Когда пишется ь и ъ знак в словах.

        

4.Изучение нового материала.

1.Выдвижение гипотезы учениками.

-Когда в словах пишется «ь», а когда «ъ»?

2.Определение задач исследования:

1. На какие вопросы отвечают слова с Ъ и Ь?

2. В какой части слова находится Ъ и Ъ?

3. Перед какими буквами пишется «ь» и «ъ»?

-Какие методы исследования  можно  использовать? (позвонить другу, узнать в библиотеке, найти в интернете, спросить у взрослых..)

-Мы с вами проведём наблюдение и выведем новое для вас правило.

3. Наблюдение. (работа по карточкам)

-Перед вами карточка. Запишите эти слова у себя в тетради ( запись на доске).

1) Зададим вопросы к словам. Сделаем вывод.

2) Выделим корень в словах, определим место знаков. ( Ъ пишется перед корнем, а Ь в корне слова)

3) Подчеркнём буквы после знаков. (Ъ пишется перед буквами Е.Ё.Ю,Я,  ь пишется перед буквами Е.Ё.Ю.Я.И. согласный)

   В..езд, под..ёмный, пред..юбилейный, об.. яснить, поезд.

   Плат.. е, л.. ёт, ноч..ю, брат..я, солов..иный, бол..шой.

Выведем правило:

-Перед какими буквами пишется «Ь» и «Ъ» знаки?

В каких частях речи мы видим «Ь» и «Ъ» знаки?

Запишите слова и разберите их по составу. Сделайте вывод.

2.Вывод:

«Ъ» знак пишется перед корнем, перед гласными е,ё,ю.я.

«Ь» знак пишется в корне слова перед гласными е,ё,ю,я,и, а также  перед согласными.

Проверим себя по учебнику. Прочитайте правило. Правильно мы сделали вывод?

Вернёмся к слову ВЬЮГА. Какой знак необходимо написать? Почему?

Ф и з м и н у т к а

5. Закрепление знаний.

  1. Работа по учебнику стр. 32 упр 53. С объяснением.
  2. Работа в группах.

Составьте схему нашего правила так, как вы его поняли.

  1. Слуховой диктант. Вставьте Ъ или Ь.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Собаку съел, да хвостом подавился

Вся семья вместе — и душа на месте.

  1. Проверка знаний и умений учащихся.
  2. Работа по карточке 2.

2.Дифференцированное задание на карточке.

        

Вариант 1.

Спишите слова, вставьте Ъ или Ь знак.

        

Пал…то, об…ехать,  пол…за, под…ём, в…ехать скол…зит, бан…ка.

Вариант 2.

Спишите слова, вставьте Ъ или Ь знак, разберите слова по составу.

        

Пал…то, об…ехали,  пол…за, под…ём, в…ехали, скол…зила, бан…ка.

Дополнительное задание.

        

6. Подведение итогов урока, рефлексия.

                

Завершилось наше путешествие. Подведем итог. 

Чему мы сегодня учились на уроке?

Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем?

6. Домашнее задание.

        

Страница 33. Упражнение 56

Приложение.

Карточка 2  __________________________________________                                                              

Вставьте Ъ или Ь знак.

Пал…то, об…ехать,  пол… за, под… ём, в… ехать,  скол… зит, бан… ка, б… ют, вороб… и,  с…жился,  с…ел,   руч… и,  воскресен…е,  под… ёмный,  

_______________________________________________________

Карточка 2  __________________________________________                                                              

Вставьте Ъ или Ь знак.

Пал…то, об…ехать,  пол… за, под… ём, в… ехать,  скол… зит, бан… ка, б… ют, вороб… и,  с…жился,  с…ел,   руч… и,  воскресен…е,  под… ёмный,  

_______________________________________________________

Карточка 2  __________________________________________                                                              

Вставьте Ъ или Ь знак.

Пал…то, об…ехать,  пол… за, под… ём, в… ехать,  скол… зит, бан… ка, б… ют, вороб… и,  с…жился,  с…ел,   руч… и,  воскресен…е,  под… ёмный,  

_______________________________________________________

Карточка 2  __________________________________________                                                              

Вставьте Ъ или Ь знак.

Пал…то, об…ехать,  пол… за, под… ём, в… ехать,  скол… зит, бан… ка, б… ют, вороб… и,  с…жился,  с…ел,   руч… и,  воскресен…е,  под… ёмный,  

_______________________________________________________

Карточка 2  __________________________________________                                                              

Вставьте Ъ или Ь знак.

Пал…то, об…ехать,  пол… за, под… ём, в… ехать,  скол… зит, бан… ка, б… ют, вороб… и,  с…жился,  с…ел,   руч… и,  воскресен…е,  под… ёмный,  

_______________________________________________________

Карточка 2  __________________________________________                                                              

Вставьте Ъ или Ь знак.

Пал…то, об…ехать,  пол… за, под… ём, в… ехать,  скол… зит, бан… ка, б… ют, вороб… и,  с…жился,  с…ел,   руч… и,  воскресен…е,  под… ёмный

Упражнение 1.

Въезд, подъёмный, предъюбилейный, объяснить.

Платье, льёт, ночью, братья, соловьиный, большой.

_________________________________________

Упражнение 1.

Въезд, подъёмный, предъюбилейный, объяснить.

Платье, льёт, ночью, братья, соловьиный, большой.

________________________________________________________

Упражнение 1.

Въезд, подъёмный, предъюбилейный, объяснить.

Платье, льёт, ночью, братья, соловьиный, большой.

________________________________________________________

Упражнение 1.

Въезд, подъёмный, предъюбилейный, объяснить.

Платье, льёт, ночью, братья, соловьиный, большой.

________________________________________________________

Упражнение 1.

Въезд, подъёмный, предъюбилейный, объяснить.

Платье, льёт, ночью, братья, соловьиный, большой.

________________________________________________________

Упражнение 1.

Въезд, подъёмный, предъюбилейный, объяснить.

Платье, льёт, ночью, братья, соловьиный, большой.

________________________________________________________

Упражнение 1.

Въезд, подъёмный, предъюбилейный, объяснить.

Платье, льёт, ночью, братья, соловьиный, большой.

________________________________________________________

Упражнение 1.

Въезд, подъёмный, предъюбилейный, объяснить.

Платье, льёт, ночью, братья, соловьиный, большой.

________________________________________________________

Упражнение 1.

Въезд, подъёмный, предъюбилейный, объяснить.

Платье, льёт, ночью, братья, соловьиный, большой.

________________________________________________________

Упражнение 1.

Въезд, подъёмный, предъюбилейный, объяснить.

Платье, льёт, ночью, братья, соловьиный, большой.

________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова

Цели: 1.      Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...

Презентация + конспект урока русского языка по теме: Предлог. Раздельное написание предлогов со словами.2 класс. Школа 2100.

Урок изучения нового. Материал преподносится детям в занимательной, игровой форме, построенной на элементах драматизации.На уроке ученики вместе с Буратино и Мальвиной повторят изученные части речи и ...

Урок русского языка по теме "Суффикс и его роль в слове" 3 класс

Данный материал содержит подробный план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал для детей...

Методическая разработка к открытому уроку русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс

Открытый урок русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс...

Конспект урока русского языка «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?» (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?»Цели деятельности учителя: формулирование понятия лексического значения слова; формирование умения определени...

Технологическая карта урока русского языка УМК «Планета знаний» Тема: «Орфограммы в корне слова. Слабая и сильная позиция звуков в словах» 2 «В» класс

В ходе урока дети узнают о слабой и сильной  позиции (местоположении) звуков в словах, познакомятся с понятием "орфограмма",в результате выполнения ряда заданий коллективно составят алг...

Технологическая карта урока русского языка "Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?" 2 класс, УМК - "Начальная школа XXI"

Цель деятельности учителя:углубление и закрепление знаний у обучающихся о лексическом значении слова и его составе.Задачи урока:Дидактические:1) повторить, что такое лексическое значение слова;2) закр...