Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кирдяшкина Наталья Фёдоровна

«Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь» . Урок 52.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Учебный предмет: «Русский язык»

2. 3 класс

6. Тема урока: «Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь»

Урок 52

7. Цель:

– развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й'];

– развитие умения писать слова с разделительным ъ, обозначать орфограмму, различать написания с

   разделительным ъ и разделительным ь, объяснять выбор разделительного знака.

8. Планируемые результаты: (Личностные, метапредметные, предметные)

Личностные результаты

1. Развивать умения работать самостоятельно, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Познавательные УУД

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й']
  • обогащать словарный запас;
  • писать слова с разделительным ъ 
  • обозначать орфограмму,
  • различать написания слов с  разделительным ъ и разделительным ь
  • объяснять выбор разделительного знака

9. Материально-техническое обеспечение:

  • Учебник «Русский язык», 3 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. 
  • Компьютер, проектор
  • Карточки с текстами
  • Дневник настроения

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Используемые ЭОР: название, тип, вид, ресурса.

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

Обоснование целесообразности использования ЭОР

Время

(в мин.)

Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся  к уроку. Дает положительный эмоциональный настрой на результаты работы.

- Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть морозного дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

Учащиеся демонстрируют готовность к уроку.

Высказываются об эмоциональном настрое на работу на уроке.

2 мин

Ι. Актуализация знаний.

Словарная работа

Текст на слайде 1.

-Спишите предложение в тетрадь.

а) Мал (Е, И) н(?)кое дело луч(?)ше б(О,А)л(?)шого бездел(Ъ,Ь)я.

-Объясните орфограммы.

-Объясните смысл пословицы.

-Сделайте краткий звуко – буквенный анализ слова большой

Дети записывают слова в тетради.

Графически объясняют орфограммы

Рассуждают в чём смысл пословицы. Делают краткий звуко – буквенный анализ слова.

12 мин из них 5 мин на ЭОР

Обратите внимание на схемы.

Слайд 2.

Подберите слова к ним.

Даны слова:

Медвежья, разъезд, объявление,

предъюбилейный, подъём, разъяснил,

вьюга, веселье, ружьё, муравьи

Прочитайте слова. Где слышится в них звук [й,]?

Прочитайте слова так, чтобы не слышался звук [й,] . Что изменилось? Что показывают буквы ь  и  ъ?

-Попробуйте сформулировать тему урока и то, над чем мы будем с вами работать.

– Откройте учебник на с. 133. Рассмотрите иллюстрацию. Чем занят Афанасий? Почему буква ь находится в середине?

–  Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? Чему научиться?

–  Давайте составим план.

Откройте учебник на стр. 133. Давайте понаблюдаем над словами

с разделительным ъ и ь.

а) Упр. 163 – совершенствуется умение слышать звук [й'] в словах, определять, как он обозначен на письме. Выполняется под руководством учителя.

Прочитайте слова. В каких есть звук [й,] ? Какими буквами он обозначен? После какого звука слышится?

В каком слове два звука [й,] ?

Спишите. Подчеркните буквы, которые обозначают звук [й,] .

Прибой, швея, юный, ладья. соловьи, объяснил, подъезд, йод, сойка, большой, копьё, колье.

Слайд 4.

– Почему урок, тема которого – разделительные ь и ъ, мы начинаем с повторения обозначения звука [й']?

Слайд 5.

Работа с правилом.

-Сформулируйте своими словами правило правописания разделительных Ъ и Ь.

-Прочитайте правило в учебнике стр. 113  про себя, затем вслух.

Запишите слова семья, разъезд. Выполните графическое обозначение орфограммы.

Ребята, вы, наверное, устали, давайте немного отдохнём.

Физминутка. (выполняется под спокойную классическую мелодию) Слайд  6

Поднимите все ладошки 
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: 1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший-

Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора.
Дружбе крикнем мы: Ура! 

Слайд 7

3. Работа над алгоритмом и его применением.

а) Прочитайте название в рамке после правила.

– Что вы поняли из названия? Что будет вам предложено дальше?

– Прочитайте алгоритм.

– Сколько в нём «шагов»?

– С чего нужно начинать поиск орфограмм-букв разделительного ь и ъ знака?

– От чего зависит выбор разделительного знака

– Как проверить правильность написания?

б) Образец применения алгоритма.

Осложнённое списывание с проговариванием вслух. (2–3 примера разбираются коллективно, затем самостоятельно.)

(Ответы детей: разъезд, объявление и т.д. относятся к схеме 1, вьюга, ружьё, веселье и т.д. относятся ко 2 схеме). Запись слов на доске.

- Звук [й,] слышится после букв ъ и ь .

Дети читают слова: медвежя, разезд и т.д.

-Буквы ъ и ь разделяют согласные звуки от гласных.

Дети пробуют сформулировать тему урока.

Рассматривают иллюстрацию.

-Он готовит необычные бутерброды.

-Потому что пишется в середине слова, т.е. в корне.

- Смягчает согласный звук

Дети открывают учебник, читают задание, самостоятельно списывают слова и подчёркивают буквы, которые обозначают звук [й'].

Рассуждение: в слове прибой звук [й'] слышится после гласного [о], на письме звук [й'] обозначен буквой «и краткое». В слове ладья звук [й'] слышится после согласного [д'] и перед гласным [а]. Звук [й'] обозначен буквой я, на наличие этого звука в слове указывает разделительный ь.

-Если после согласного звука перед гласным есть звук [й'], то в слове пишется ь или ъ.

-Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.

Дети делают вывод

Разделительный Ь пишется в корне слова, Ъ - между приставкой и корнем.

Дети пробуют самостоятельно сформулировать правило, затем сравнивают своё мнение с мнением автора.

Один ученик работает на доске.

Выделяет нужные части слова. Подчеркивает буквы Ь и Ъ одной чертой, а двумя чертами буквы между которыми их написали

Под руководством учителя выполняют

простые упражнения для снятия стресса, усталости.

-Алгоритм, последовательность действий, инструкция по применению правила.

Дети читают алгоритм, определяют количество «шагов» в нём.

-От места в слове.

-Обозначить части слова, подчеркнуть буквы, перед которыми пишутся разделительный ъ и ь.

Орфограмма "разделительный Ъ"

Тип:Информационный

Вид:         Текст/Текст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ec30bba4-7de5-4a6b-a8e7-4dd761c210ca/%5BNS-RUS_2-14%5D_%5BTQ_037%5D.swf 

Какая буква пропущена?

Тип: Практический

Вид:

Интерактивный

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7852368e-ac67-4aa0-a355-c009c99ad5c5/%5BNS-RUS_3-11%5D_%5BQS_145%5D.html 

Вспомнить, как оформляется орфограмма ъ знак в слове

Вставить правильно знак ъ и ь. Объяснить   свой выбор

ΙII. Развитие умений – применение знания.

Работа в парах

На каждую парту разложить листки с текстами, в словах которых есть Ъ и Ь.

1.текст: Пословицы.

Береги платье снову, а здоровье - смолоду.

В лес не съездишь, так на печке замёрзнешь.

2 текст: Строки известных авторов.

Мы объехали весь свет:(А.Пушкин)

Маленькое, сдобное, колесо съедобное. Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем. (А. Рождественская)

Под звонким объявлением большое оживление. (С. Михалков)

Тексты готовятся на разные темы , для разного уровня подготовки детей.

В каждом тексте есть дополнительные задания на развитие орфографической зоркости. Учащиеся объясняют ранее изученные орфограммы.

Дети в парах читают тексты, обсуждают, доказывают.

Учащиеся объясняют ранее изученные орфограммы.

Дети предлагают друг другу записать те слова, которые относятся к теме урока и учатся доказывать орфограмму. Например, записываем слова с разделительным Ь знаком - чутьё, обезьяна, слова с разделительным Ъ знаком - съедобный, не съездишь и т. д.

17 мн.

Проверка знаний

Учитель предлагает выполнить тестовое задание детям.

(демонстрация )

По какому фонетическому признаку можно обнаружить разделительные ъ и ь? Ответить на этот вопрос поможет тест «Вопрос»

Дети выполняют задание, определяют какая народная мудрость спрятана за дверьми.

«Есть терпенье – будет и уменье»

Дети вспоминают правило на стр. 133, работают с тестом

Нужны ли Ь и Ъ?

Тип: Практический

Вид: интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6691fc36-6c09-4ae1-baa3-9237700d87e2/%5BNS-RUS_2-14%5D_%5BID_038%5D.swf 

Вопрос

Тип: Комбинированный

Вид: практическое задание для обобщения материала

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6e59f044-cdb9-4c92-bfa1-18deb7f04909/%5BNS-RUS_3-11%5D_%5BQS_144%5D.html 

Проверить знания о

правописании разделительного ъ и ь.

Ответить на вопросы по теме, обобщить полученные задания по теме

10 мин. из них

4 мин на ЭОР

Рефлексия

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Урок сегодня был удачный, 
Не прошёл для вас он зря. 
Вы все очень постарались. 
Вам понравилось, друзья?

Оцените ребята урок с помощью яблок у вас на столах

Учащиеся анализируют свою деятельность в ходе урока и делают вывод.

3 мин.

Домашнее задание

1. Упр. 166, с.134

2. Выучить правило на с. 134.

1мин.

Приложение 2.

2 текст: Строки известных авторов.

Мы объехали весь свет:(А.Пушкин)

Маленькое, сдобное, колесо съедобное. Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем. (А. Рождественская)

Под звонким объявлением большое оживление. (С. Михалков)

1.текст: Пословицы.

Береги платье снову, а здоровье - смолоду.

В лес не съездишь, так на печке замёрзнешь.

2 текст: Строки известных авторов.

Мы объехали весь свет:(А.Пушкин)

Маленькое, сдобное, колесо съедобное. Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем. (А. Рождественская)

Под звонким объявлением большое оживление. (С. Михалков)

1.текст: Пословицы.

Береги платье снову, а здоровье - смолоду.

В лес не съездишь, так на печке замёрзнешь.

2 текст: Строки известных авторов.

Мы объехали весь свет:(А.Пушкин)

Маленькое, сдобное, колесо съедобное. Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем. (А. Рождественская)

Под звонким объявлением большое оживление. (С. Михалков)

1.текст: Пословицы.

Береги платье снову, а здоровье - смолоду.

В лес не съездишь, так на печке замёрзнешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....