Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Благодарова Елена Анатольевна

Конспект урока. Правописание гласной после шипящей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №5

Урок: русский язык

Класс: 2 «В»

Учитель: Благодарова Е.А.

Тема: правописание гласных после шипящих.  ( жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Цели урока: – совершенствование умений воспринимать на слух слова с изученными орфограммами-буквами гласных после шипящих, группировать слова, правильно писать и графически обозначать изученные орфограммы, а также исправлять ошибки.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для групповой работы, учебник Р.Н Бунеева «Русский язык». 

Познавательные УУД

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Ход урока:

I. Орг. момент.

- Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти?

- Д. Да!

- Садитесь.

II. Актуализация опорных знаний. На доске лестница. Выполняя задания на уроке, мы будем подниматься по лестнице. И в конце урока определим, кто же стал Знайкой.

5. Я – Знайка

4. Я тренируюсь

3. Я пробую

2. Я готов

1. Я справлюсь

1-я ступенька -  Я справлюсь

На экране (через мультимедийный проектор):

ж ш ц у

ч щ и Ш

е ё ю я и

- На каждой строчке найдите лишнюю букву.

- Почему она лишняя?

- Д. На первой строке лишняя у. Она гласная. Вторая строка - [Ш - твёрдый согласный, а остальные всегда мягкие. Третья строка - и, остальные выполняют две функции: обозначают 2 звука и обозначают мягкость согласных, стоящих перед ними. Ответьте на вопрос, опираясь на схему:  

Я      -   знаю

         - запомнил

         - смог

Сформулируйте тему урока. Над чем мы продолжим работать? Что по этой теме мы уже знаем7

Вот уже стоите на первой ступеньке. А устоите ли на ней, выполняя следующие задания?

- Тогда запишите в тетрадку дату нашего урока.

- Д. Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, Друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Записывают дату.

III. Чистописание. 2 ступенька – я готов. (Вывести правила)

-Прочитайте про себя. А теперь вслух вместе. (На экране):

лужи туча речушка

ландыши чаща кормушка

- Что общего в этих словах?

- Д. В каждом слове есть шипящий звук.

- Какие это звуки?

- Д. [ж], [ш], [ч’], [щ`].

- Что вы знаете об этих звуках?

- Д. [ж], [ш] - всегда твёрдые,

  [ч’], [щ`] - всегда мягкие.

- Какое слово здесь может быть лишним?

- Д. Кормушка.

- Почему?

- Д. Остальные слова подчиняются одному правилу.

- Какому правилу?

- Д. Жи - ши пишется с гласной и. Ча - ща пишется с гласной а. Чу – щу

пишется с гласной у.

- Верно. Пишем красиво:

жи ши ча ща чу щу

- Какие здесь соединения?

- Д. Верхнее соединение - жи, ши, чу, щу. Нижнее соединение - ча, ща.

- Сначала пишем в воздухе... А теперь в тетради. У кого получилось очень красиво? Поставьте на полях карандашом смайлик. Можем перейти на следующую ступеньку?

3-я ступенька -  Я пробую

- Предлагаю поиграть. Я читаю слова: если в слове есть шипящий звук - хлопаете в ладоши.

- Готовы?

- Д. Да!

Солнце, солнышко, облако, шутка, цветок, чаща, дождь, весна, ручей, ручьи.

-  Хорошо. Смогли подняться на третью ступеньку, почему? Ответьте на вопрос, опираясь на схему:  

Я     –    знаю

       - запомнил

       - смог

 ( Выучили шипящие, слушали внимательно) У.- Вы уверенно справились с этим заданием. Вот  стоите на третьей ступеньке. Одолеете 4 ступеньку?

4-я ступенька. Я тренируюсь

У. Запишем под диктовку предложения. Вот роща. Миша ушёл в чащу. Там живут ежи.

Какие знания нам понадобились? Проверьте. Слайд. Возможно, вы пропустили ошибку кто может,  вам помочь? Взаимопроверка.  - Как проверить какую гласную писать после шипящей?

Д. На слух трудно определить какую гласную писать, место в словах после шипящих опасное. Это правило!

У. Справились, написали без ошибок? Почему получилось? (Ответ – опора на схему)

 

5-я СТУПЕНЬ. Я Знайка. 

 Групповая работа. Нам пришло письмо от Незнайки. Давайте его прочитаем.

          Летом я со своей сабакой булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речьку. Над водой кружылис чяйки. Я поймал щюку и два лещя.

 У. Незнайка в своём письме допустил ошибки. Давайте поможем ему найти эти ошибки и исправить их, объясним правильное написание, чтобы он больше не допускал ошибок.

Скажите, почему Незнайка допустил много ошибок? Зачем надо на уроке быть внимательным?

 Итог урока.

– Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

– Как вы думаете, мы достигли их? Стали ли вы Знайкой?

– Кто испытывал трудности на уроке?

– Где пригодятся наши знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....