Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречия"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Волохова Александра Алексеевна

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_narechiya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Дзержинский район города Волгограда

  1. МОУ гимназия №11

Конспект открытого урока русского языка

4 класс (1-4)

 (система Л.В. Занкова)

Тема: «Наречие»

Автор:

Волохова Александра Алексеевна

 учитель высшей квалификационной

                                    категории МОУ гимназии №11

2012 г.


Конспект урока русского языка в 4 классе (1-4) по системе Л.В. Занкова.

Тема урока: Наречие.

Цель: приблизить учащихся к процессу самостоятельного осмысления информации по теме: «Наречие».

Задачи:

Образовательная: познакомить с наречием, как частью речи, обеспечить усвоение особенностей наречий.

Развивающая: развивать умения учащихся:

-самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме; работать в группе; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы,

-систематизировать материал в кластер.

Воспитательная: воспитывать желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и применять их практически.

Оборудование: учебник А.В. Поляковой «Русский язык» 4 класс, таблица «Части речи», карточки для игры «Лото» по теме «Наречие», интерактивная доска.

Ход урока.

1. Организационный момент. Точечный массаж.

2. Целеполагание. Работа с интерактивной доской.

 

Слайд №1.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание: распределить написанные на доске слова по группам, вставить пропущенные буквы:

С…годня, пр…родный, завтр…, прип…рошить, слыш…ть, п…том, з…бавный, пр…вет, сах…р, сев…рный, засе…ть,зап…ведник.

Учащиеся распределяют слова по группам.

Прочитайте написанные в столбике слова. По какому признаку их разделили?

Разделили по частям речи: имена  существительные, имена прилагательные, глаголы, а слова сегодня, завтра, потом не знаем к какой части речи отнести.

Какие части речи знаете? Как отличили имя существительное, имя прилагательное, глагол? На какие вопросы отвечают эти части речи? Что обозначают и как изменяются? Появляется Слайд №2.

Дети отвечают.

Слайд №2.

Самостоятельные части речи.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Наречие

Обозначает

Предмет

Признак предмета

Действие предмета

Отвечает на вопросы:

Кто? Что?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Что делает? Что будет делать? Что делал?

Изменяется по:

Числам, падежам

Числам, падежам, родам

Числам, лицам, временам, родам (в прошедшем времени)

Ребята, сегодня мы познакомимся с новой частью речи наречием, узнаем на какие вопросы отвечают, что обозначают и как изменяются наречия.

I. Стадия вызова.

Прием «Мозговой штурм».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Попробуйте изменить наречие по числам по родам, по вопросам, по временам. Может быть наречие ещё как-нибудь изменяется?

Наречия не изменяются. Это неизменяемая часть речи.

На слайде №2 появляется запись  «не изменяется». Давайте понаблюдаем, какую работу выполняют наречия. Открываю Слайд №3 «Приготовление к празднику» и предлагаю вставить пропущенные слова.

Слайд №3.

Приготовление к празднику.

(Когда?) Скоро наступит Новый год. Ребята (как?) увлеченно мастерят (в какой степени?) очень красивые флажки, хлопушки. Петя (как?) осторожно проколол яйцо, (когда?) потом выдул желток и белок в стакан. Коля (как?) аккуратно прилепил к скорлупке ушки, головку, ножки, хвостик. Получился (в какой степени?) чрезвычайно забавный зайчонок. (Как?) Дружно работают дети. Они сделали (сколько?) много замечательных зверюшек.

II. «Корзина» идей.

Теперь скажите, что вы узнали по новой теме.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дети предлагают варианты ответов и заполняют Слайд №2

На какие вопросы отвечают наречия?

Где? Когда? Как? Каким образом? В какой степени? Сколько?

Как вы считаете, каким членом предложения являются наречия?

Обстоятельством.

Как вы думаете, на какие ещё вопросы могут отвечать наречия, если они являются обстоятельствами?

Куда? Откуда? Почему? Зачем? Насколько?

А какую роль выполняют наречия? Зачем они нужны? Ведь текст и так понятен.

Они поясняют глаголы и прилагательные, благодаря наречиям речь делается более точной, ясной и выразительной, интересной и живой.

Давайте понаблюдаем, как связаны между собой глаголы и наречия, прилагательные и наречия. Выпишем словосочетания глаголов с наречиями, прилагательных с наречиями.

наступит (когда?) скоро
мастерят (как?) увлеченно
красивые (в какой степени?) очень
проколол (как?) осторожно
выдул (когда?) потом
прилепил (как?) аккуратно
забавный (в какой степени ?) чрезвычайно

работают (как?) дружно
сделали (сколько?) много

III. Стадия осмысления.

Составление кластера.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Давайте подведем итог – что узнали о наречиях.

Наречие — это неизменяемая часть речи, поясняет глагол и имена прилагательные, отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Каким образом? В какой степени? Сколько? Насколько? В предложении является обстоятельством, поясняет глаголы и прилагательные.

IV. Физминутка.

Релаксация «Вальс цветов» Чайковского. Под музыку дети изображают танцующие цветы.

V. Работа по учебнику

Задачи: закрепить знания о наречии, тренироваться в постановке вопросов к наречиям

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Откройте учебник на стр. 110, прочитайте и запомните правило.

Выполните упражнение 178 (образец записывается после коллективного обсуждения, остальное упражнение выполняется самостоятельно)

Работают по учебнику и проверяют.

VI . Историческая справка

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Знаете ли вы почему наречия так называются?

Нет.

Термин наречие встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень -РЕЧ-, который прежде был более многозначным. Слово речь когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин наречие на современный язык, то получится слово наглаголие.

VII. Игра «Лото» (подбери наречия к словосочетаниям — парная работа)

Рефлексия: осмысленное применение полученных знаний.

В игру могут играть все дети. Из плотной бумаги нарезать карточки по числу играющих со словосочетаниями и столько же карточек с наречиями.  Ведущий называет наречие, а играющие должны подобрать их к словосочетаниям.

Словосочетания

Наречия

Разделить добычу

Вничью

Всадник понесся

Изредка

Выучить стихотворение

Набекрень

Стол вытереть

Досуха

Надеть фуражку

Вкрутую

Видеть друга

Дотла

Раскалить металл

Докрасна

Надеть рубашку

Наперевес

Убить зверя

Вдребезги

Распахнуть окна

Наизнанку

Музыка звучала

Безотказно

Заготовлять продукты

Впрок

Посмотрел на меня

Настежь

Ракета взвилась

Вскачь

Аппарат действует

Исподлобья

Сварить яйцо

Наизусть

Держать винтовку

Ввысь

Дом сгорел

Наповал

В дороге питались

Всухомятку

Чашка разбилась

Поровну

Команды сыграли

Ритмично

Ворота закрыты

Наглухо

Написал текст

Воспитанно

Вел себя

Разборчиво

VIII. Подведение итогов.

Достигли мы поставленной перед собой цели?

Какая информация отложилась у нас в памяти?

Что нового узнали о наречиях?

IX. Домашнее задание

Упражнение 179, правило стр. 110


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...