Правописание глаголов
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Бондаренко Людмила Таймуразовна

      Повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, -ться, -тся в глаголах, спряжение глаголов. Познакомить с орфограммой «Буква ё после шипящих в окончаниях глаголов» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.rar2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Программа «Начальная школа XXI века» под ред. Н. Ф. Виноградовой

Предмет: русский язык

Класс: 4 «а»

Тема урока: Правописание глаголов

Дидактическая цель урока: совершенствовать умение в правописании глаголов.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Задачи урока:

  1. Обучающая:
  • Повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, -ться, -тся в глаголах, спряжение глаголов. Познакомить с орфограммой «Буква ё после шипящих в окончаниях глаголов»
  • способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.
  • обучать учащихся приёмам самооценивания.

2) Развивающая:

  • развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся;
  • активизировать словарный запас.

3) Воспитывающая:

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Методы: наглядный, дифференцированный, словесный.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, дифференцированная, самостоятельная работа.

Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть1 (автор Иванов С.В.и др.), карточки с индивидуальными заданиями, презентация.

  1. Организационный момент. Настрой на работу на уроке.

Прочитайте эпиграф нашего урока:

«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении» Марсель Ашар.

- Вы согласны с Марселем Ашаром? Почему? Перед вами на столах лежат волшебные снежинки: желтая, красная, синяя. Посмотрите на них внимательно и выберете ту их них, которой соответствует ваше настроение именно сейчас. У всех хорошее настроение.  Надеюсь, наш урок будет успешным.

(прием «жизненное самоопределение» - личностное УУД, мотивация учения)

2.Введение в тему

Оп..дают листья, ж..лтым п..крывалом
Ог..лив деревья, осень лес прибрав.
Красок разн..цветных всюду ра..бросала,
Нас св..ей кр..сою вновь очаровав.

- Вставьте пропущенные буквы, проговаривая орфограммы.

- А теперь прочитайте второй куплет стихотворения и назовите орфограммы. (2куплет - устно)

Близится ноябрь, холод  и ненастье,
Н
е хочется пока нам осени такой.
Как прекрасен лес, и какое счастье
Жить и упива
ться этой  красотой.

- К какой части речи относятся слова, в которых указана орфограмма?

- Выпишите эти глаголы и выделите орфограмму.

3. Работа в парах.

- У каждой пары есть конверт с заданием. Выполните его устно и подготовьте ответ орфограммой. От каждой пары один выступающий.

1 группа:

Образуй от данных глаголов глаголы во 2лице, ед.ч.

Выдели знакомую орфограмму:

  гладить - __________________________

рисовать - __________________________

       лить - __________________________

   ходить - __________________________

2 группа:

Образуй от данных глаголов глаголы в начальной форме.

Выдели знакомую орфограмму:

    берегу - _________________________

   помогу - _________________________

   испеку - _________________________

 прилягу - _________________________

3 группа:

Образуй от данных глаголов глаголы во 2лице,ед.числе,так, чтобы он выражал просьбу или приказ.

Выдели знакомую орфограмму:

    отрезать - _________________________

не плакать - _________________________

   намазать - _________________________

   спрятать - _________________________

 

Проверка написанного, выделение орфограмм.

4. Наблюдение над орфограммой «Буква ё после шипящих в окончаниях глаголов»

- Я предлагаю вам понаблюдать за словами, записанными на доске:

Печём, печёт, печёшь, печёте.

Бережём, бережёт, бережёшь, бережёте. (НА ДОСКЕ)

-Слова, какой части речи записаны?

-Произнесите  слова с ударением.

-Какой звук вы слышите под ударением?

-Какой буквой обозначается ударный звук?

-В какой части слова находится буква?

-После какой буквы?

-Какой сделаем вывод?

- А теперь давайте проверим.

 Откроем учебник и прочитаем правило золотого ключика.     с.130

Вывод:

         В окончаниях глаголов после шипящих под ударением пишется буква Ё

               печём, бережёшь, стережёт  

 Буква о в окончаниях глаголов не пишется.

5. Закреление нового материала

с.130, упр.2

6. Физминутка.

7. Повторение пройденного ранее.

На прошлом уроке мы с вами вспомнили мультфильм "Летучий корабль".

- Вы помните этого героя?

- Какую песню он пел трубочисту?

Я водяной, я водяной.

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица -

Ну, что с таким водица?

- Какую я допустила ошибку?

8. Самостоятельная работа.

с.131, упр.6

1 вариант - имена существительные(3 словосочетания)

2 вариант - глаголы(3 словосочетания)

9. Итог урока.

- Какие орфограммы повторяли?

- Что нового вы узнали на уроке?

1 группа:

Образуй от данных глаголов глаголы во 2лице, ед.ч.

Выдели знакомую орфограмму:

  гладить - __________________________

рисовать - __________________________

       лить - __________________________

   ходить - __________________________

___________________________________________________

3 группа:

Образуй от данных глаголов глаголы во 2лице,ед.числе,так, чтобы он выражал просьбу или приказ.

Выдели знакомую орфограмму:

    отрезать - _________________________

не плакать - _________________________

   намазать - _________________________

   спрятать - _________________________

___________________________________________________

2 группа:

Образуй от данных глаголов глаголы в начальной форме.

Выдели знакомую орфограмму:

    берегу - _________________________

   помогу - _________________________

   испеку - _________________________

 прилягу - _________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»

Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ

Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...