Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ильина Ольга Григорьевна
Урок опирается на знания, умения, полученные ранее. «Работает» на последующую тему «Множественное число имен существительных 1 склонения». Специфика урока в использовании групповой и парной работы и использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие технологии. Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний. Цель данного урока: развивать умение правильно писать окончания имен существительных 1 склонения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Повторение изученного по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных 1 склонения»

Цель: развивать умение правильно писать окончания имен существительных 1 склонения

Задачи:

Повторить правило написания окончаний имен сущ. 1 склонения;

Формировать умение работать в парах и группах;

Развивать навык определения падежей, для правильного написания окончаний.

Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, задания по группам, карточки с пословицами, маркеры, ватман А-3, медали, смайлики

Познавательные УУД: выбор критерия для сравнения; поиск и выделение необходимой информации; классификация объектов; постановка и решение проблемы; поиск и выделение необходимой информации; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы

Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты  своей деятельности; предвосхищение результата и уровня усвоения; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; умение действовать по плану и планировать деятельность; умение оценивать процесс и результат деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия на основе полученных знаний; контроль и оценка результатов деятельности

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать; умение вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно оценивать работу в парах;

умение четко излагать своё мнение; умение достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно оценивать себя; использовать речь для регуляции своего действия; адекватное понимание причин успеха в учебной деятельности

Личностные УУД: выражение положительного отношения к процессу познания;

проявление внимание, желание узнать больше; уметь находить ответ на поставленный вопрос; развитие познавательных интересов учебных мотивов; установка на здоровый образ жизни; готовность к сотрудничеству, распределение ролей; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; адекватная самооценка

Этап урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Организационный момент

Цель: проверка готовности обучающихся, их настрой на работу

Здравствуйте! Меня зовут Ольга Григорьевна. Я проведу у вас урок русского языка. На нашем уроке присутствуют гости, повернитесь, поздоровайтесь с ними.

Приветствует обучающихся, настраивает на готовность к уроку

Приветствуют учителя и гостей, проверяют готовность

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность;

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания;

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать

Мотивация учебной деятельности

Цель: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности

Звучит музыка «Гимн болельщиков Олимпиады»

Какое грандиозное событие прошло недавно в нашей стране? Какая это олимпиада? А какие виды спорта были представлены на олимпиаде?

Пять континентов, пять колец,

 Миллионы бьющихся сердец.

 У них у всех одна награда –

 Успешная Олимпиада!

Открыли тетради, записали число, классная работа

Мотивирует обучающихся на работу, проводит беседу

Отвечают на вопросы, записывают число, классная работа

Беседа

Личностные: проявление внимание, желание узнать больше;

Коммуникативные: умение вступать в диалог

Минутка чистописания

Цель: Развитие каллиграфических навыков

Трасса лыжников, конькобежцев бывает сложной. И для развития каллиграфического навыка мы пропишем с вами вот такой элемент – посмотрели на слайд. Взяли ручку, поставили руку на локоть и в воздухе попробуйте прописать. А теперь в тетради.

Указывает объект наблюдения

Выполняют упражнение в тетради

Наблюдение

Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты  своей деятельности;

Познавательные: выбор критерия для сравнения;

Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала

А что же обозначает само слово Олимпиада? (состязание, соревнование)

В стране Грамматики тоже прошла Олимпиада. А какие части речи соревновались – вы отгадайте?

Всё  что существует, оно обозначает,

 На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

 А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

 У него к тому же три склоненья есть,

 Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное.)

Он предметы оживляет,

 Всех их в дело вовлекает,

 ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

 Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

 И спрягаться он умеет.

 Детям строят много школ,

 Чтоб все знали про ...

(Глагол.)

Художницу нашу знает весь свет:

 Раскрасит художница всякий предмет.

 Ответит всегда на вопросы такие:

 КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

 С папой Существительным

 Живёт на редкость дружно:

 Изменит окончание,

 Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

 Никогда уже:

 Стоит с ним в одном роде,

 Числе и падеже.

(Имя прилагательное.)

Организует повторение

Повторяют ранее изученный материал

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

В соревновании частей речи – победители распределились по местам. А какая часть речи победила вы узнаете, если поработаете в парах.

На столах даны пословицы – соберите их. Прочитайте и объясните.

Посчитайте сколько слов и какой части речи в этих пословицах.

В здоровом теле – здоровый дух.

Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.

Спорт любить – здоровым быть!

Дает задание

Работают в парах

Самостоятельная работа

Познавательные: классификация объектов;

Коммуникативные: адекватно оценивать работу в парах;

Личностные: уметь находить ответ на поставленный вопрос;

Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

Постановка учебной задачи

Цель: формулирование темы урока

Слов, какой части речи больше?

Значит тема нашего урока - …. (имя существительное)

А где размещаются, живут спортсмены во время соревнований? (в олимпийской деревне)

Олимпийская деревня – это комплекс зданий, в которых располагают участников игр и лиц, их сопровождающих. Кроме того, они также имеют обычно целый ряд дополнительных помещений, в числе которых столовые, магазины, культурный центр, парикмахерские, отделения связи и другое.

Посмотрите на слайд – записаны слова

В деревн., по деревн., у деревн., за деревн..

Какая орфограмма пропущена? Определите склонение существительного и подумайте, какая цель у нас сегодня на уроке.

Цель: повторить безударные окончания имен сущ. 1 склонения.

Запишите эти слова, вставьте окончания и поясните почему (определяем падеж)

Организует работу обучающихся в постановке темы и цели урока

Выводят тему и цель урока

Проблемная ситуация

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися;

Познавательные: постановка и решение проблемы;

Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные: умение четко излагать своё мнение

Физминутка

Цель: расширение зрительной активности, снятие утомления на уроке

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

 2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

 3. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

 4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

 5. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Показывает упражнения

Выполняют упражнения

Личностные: установка на здоровый образ жизни;

Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

Обобщение знаний

Цель: обобщить знания по безударным окончаниям имен существительных 1 склонения

В олимпиаде участвуют спортсмены, но и немаловажную роль играют болельщики, журналисты, комментаторы, операторы.

Сегодня мы примерим эти роли на себя и  в роли журналистов – 5 человек, операторов – 5, комментаторов – 6, спортсменов – 6, болельщиков -5

Каждая группа получает задание:

Журналисты – текст, в котором слово олимпиада изменяется по падежам

Спортсмены – задание – просклонять имя сущ. Лыжня

Комментаторы – записать правило

Операторы – составляют рисунок-схему по окончаниям

Болельщики – вставить окончания имен сущ.  и составить кричалку

Проверка задания – каждая группа отвечает

Организует работу в группах, даёт задание

Работают в группах, делают вывод по безударным окончаниям имен существительных 1 склонения

Самостоятельная работа, контроль

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

Личностные: готовность к сотрудничеству, распределение ролей;

Коммуникативные: умение достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: умение действовать по плану и планировать деятельность

Закрепление материала

Цель: закрепить знания обучающихся в написании безударных окончаний имен существительных 1 склонения

Задания по уровням сложности – золотые, серебряные, бронзовые

Выберите задание на карточке, с которым вы сможете справиться. Золотые – сложные, серебряные – средние, бронзовые – легкие.

1) Распределите словосочетания в две группы:

Капельки влаг. , побежал по дорог. , ушёл с речк. , пошёл к подруг. , вернулись к опушк. , гостил у бабушк. , подъехал к застав. , пришли с прогулк.

2) Спиши и вставь окончания, определи падеж:

Думал о побед. , стремился к побед. , не достиг побед. , гордился побед.. , подожду побед . , побед. в наших сердцах

3) Спиши, выдели окончания у имен существительных 1 склонения:

Сидел на вершине, увидел тётю, собирал клюкву, подошёл к избушке, поехал с дядей, говорили о малине, поползла по веточке, вылез из кроватки, упал с крыши

Проверка

Дает задания по уровням сложности

Работают в тетради самостоятельно, организуют самопроверку

Регулятивные: умение оценивать процесс и результат деятельности;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные: адекватно оценивать себя;

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Итог урока

Цель: подведение итога урока

Что получилось лучше всего на уроке?

В чём испытали затруднение?

Задает вопросы

Делают выводы

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия;

Домашнее задание

Цель: закрепить изученный материал

повторить падежные окончания имен существительных 1 склонения

Задает домашнее задание

Записывают задание в дневник

Регулятивные: выполнять учебные действия на основе полученных знаний;

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы

Рефлексия

Цель: осознание обучающихся своей учебной деятельности, самооценка

Все соревнования заканчиваются награждением победителей. Вот пьедестал почета – возьмите у себя на парте смайлик и разместите его на пьедестале, оценив свою работу на уроке.

Награждение – медали

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Организует самооценку

Оценивают свои знания

Коммуникативные: адекватное понимание причин успеха в учебной деятельности;

Регулятивные: контроль и оценка результатов деятельности

Личностные: адекватная самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....