«Повторение правила правописания безударных падежных окончаний прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Силиванова Елена Станиславовна

УМК: «Гармония»

Предмет: русский язык

Класс: 4

 Тип урока: урок  комплексного применения знаний

Технология урока: информационно – компьютерная

Тема: Повторение правила правописания безударных  падежных окончаний прилагательных.

Цель: Закрепить правило правописания безударных падежных окончаний  имён прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_tsarskoe_selo.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №406

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Тема урока: «Повторение правила правописания безударных  падежных окончаний прилагательных»

 

Автор: Силиванова Елена Станиславовна

УМК: «Гармония»

Предмет: русский язык

Класс: 4

 Тип урока: урок  комплексного применения знаний

Технология урока: информационно – компьютерная

Тема: Повторение правила правописания безударных  падежных окончаний прилагательных.

Цель: Закрепить правило правописания безударных падежных окончаний  имён прилагательных.

 Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-  донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе.    

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

- устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом;

- осознавать роль языка и речи  в жизни людей;

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:  

-ориентироваться в раздаточном материале;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развивать умения применять правило, действовать по алгоритму;

- развивать устную и письменную речь, память;

-согласовывать имена прилагательные с именами существительными;

- использовать имена прилагательные в речи;

Оборудование:

-мультимедийный проектор, интерактивная доска,  компьютер;

- презентация №1 к уроку с заданиями в AcnivInspire;

-презентация №2 «Своя игра» в Power Point;

- карточка «Я знаю, я умею, я могу» ;

- карта города .

 Ход урока

Организационный этап

Решение дидактических задач:

1.Подготовка учащихся к работе.

2.Создание условий для включения в деятельность.

Слайд №1

 - Добрый день, ребята!  Я рада нашей встрече на уроке русского языка.  Слайд № 2

- «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

Слайд №3

- Запишите в тетради число.

3. Постановка учебной проблемы.

Решение дидактической задачи: обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Слайд №4

- О какой части речи мы говорили на последних уроках?

1. Предлагаю заполнить карточку №1: «Я знаю, я умею, я могу» в первой графе. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?»

В начале урока

В конце урока

1. 

Я знаю, что такое имена прилагательные и умею находить их в предложении.

2.

Я знаю, как  изменяются имена прилагательные и умею определять их форму.

3. 

Я могу определить падеж имени прилагательного.

4. 

Я могу  определить безударное падежное  окончание имени прилагательного.

- Каждый учащийся работает с карточкой.

5. Формулирование проблемы, планирование.

Решение дидактической задачи: создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

-У кого есть «  - ».

- Что ещё плохо получается?

- Постараемся, чтобы к концу урока на каждой строчке вы смогли поставить «+».

-Повторим, что мы знаем об имени прилагательном?

- Для чего необходимы эти знания о прилагательном? (Уметь правильно писать окончания прилагательных)

Слайд №5

- Тема урока: «Повторение правил написания безударных окончаний прилагательных».

Слайд №6

- Найдите слово с этой орфограммой в тетради. Как проверить окончание прилагательного?

6. Актуализация опорных знаний.

Решение дидактической задачи: актуализация опорных знаний и умений.

- Урок хочется начать стихотворением А.С. Пушкина.

Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,

О ты, певцу дубрав давно знакомый гений,

Воспоминание, рисуй передо мной

Волшебные места, где я живу душой,

Леса, где я любил, где чувство развивалось,

Где с первой юностью младенчество сливалось

И где, взлелеянный природой и мечтой,

Я знал поэзию, веселость и покой...

- О чём вспоминает А.С. Пушкин в этих строках? (О Царском селе)

 - Сегодня мы совершим прогулку по Царскому селу. Здесь всё таит в себе загадки. Некоторые отгадаем сегодня.  Поможет нам в этом карта.

-У вас на столе карта нашего города. Чтобы отправиться в любое путешествие, надо определить своё местоположения на карте. Гимназия находится на улице Церковной, найдите её.

Слайд № 7

- Посмотрите на карту. Слова какой части речи вам встретятся? Как узнали, что это существительное (прилагательное)?

 (Учащиеся вспоминают все, что знают об именах существительном и  прилагательном: что обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, с чем согласуется, какую роль играет в речи, в предложении является второстепенным членом.)

7. Работа по теме урока

Слайд № 8

 - Перед вами слова. Посмотрите внимательно, в каких частях слова находятся орфограммы. Решите орфографические задачи.

- Что общего у этих слов? (Существительные, название объектов).

-Как определили что это существительное?

-Какими грамматическими признаками обладают эти существительные?

 род, склонение,  число.)

-По какому признаку вы определяли склонение?

Слайд №9.

- Пользуясь картой, подберите и запишите к этим существительным как можно больше прилагательных.

-Какая группа получилась самая большая? К какому существительному относятся данные прилагательные?

На доске слова:

Церковная, Садовая, Леонтьевская, Соборная, Оранжерейная, Малая, Средняя, Магазейная…

Почему все слова этой группы имеют одинаковое окончание?

Слайд №10

- К какому существительному относятся данные прилагательные? Какие окончания будут иметь прилагательные? Как проверить?

Лицейский

Павловское

Соборная

Октябрьский

-От чего зависит форма имени прилагательного?

Слайд №11

-Проследите по карте и объясните, почему названия этих улиц оказались в одной группе?

-Как появлялись улицы в городе?

-Первой в городе была Садовая улица. Город рос и стали появляться улицы параллельные Садовой. В 18 веке границей города стала  Московская улица, а в конце 19 века Октябрьский бульвар.

3.Как людям в старину давали имена по принадлежности к той работе, которую они выполняли,  ремеслу, или особенностям, которые имели, так и улицы называли по их особенностям.

- Перед вами строки из которых вы узнаете, почему улица так называется.

-Прочитайте текст, Выпишите словосочетания существительного с прилагательным. Вставляйте  пропущенные окончания прилагательных, указывайте падеж. Над существительными укажите склонение.

     Я - центральн…  улица Царск… Села, основн… торгов… магистраль города Пушкина. Свое начало  беру у Екатерининск… парка, затем прохожу через весь Пушкин к автобусн… кольцу.                                                                                     Свое название   получила от Больш… (Дворцов…) оранжереи XVIII века, в здании которой сейчас располагается шестой корпус Санкт-Петербургск… Аграрн…  университета. В советск…  годы  называлась  улицей Коминтерна, а в 1993 году мне было возвращено историческ… название.

- Проверяем, какие окончания прилагательных написали. Как определяли падеж прилагательных?

- Что  подсказало  название улицы?

- Прочитайте текст пропуская имена прилагательные. Легко ли было бы узнать, о какой улице идёт речь?

- Где в тексте лучше вписать название улицы?

-Какую работу  выполняют прилагательные?

- Сравните два предложения. Разберём их по членам предложения, подпишем части речи.

- На Оранжерейной улице много красивых   зданий.

- На Оранжерейной  много красивых   зданий.

- Определим, каким членом предложения  является слово Оранжерейная. -Какие у вас есть предположения?

- Выполните разбор предложений. Какой частью речи является слово Оранжерейная?

-Некоторые прилагательные могут переходить  в разряд существительных.

-Названия каких улиц могут нам рассказать свою историю?

4. Домашнее задание: написать размышления  об  одной улице Царского села, почему она так называется. А начать можно так:

-Я часто бываю на этой площади…

-Когда я иду в школу, прохожу по…

- Я живу на …

1

Я активно работал на уроке

2

Я внимательно слушал учителя и ответы ребят.

3

Я знаю, что такое имя прилагательное.

4

Я умею определять грамматические признаки имени прилагательного

5

Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний.

6. Подведение итога «Своя игра» (презентация 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных"

Тема: «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных («Правописание»)» Тип урока: урок актуализации знаний и умений. Дидактическая цель: воспроизведение в памяти учащихся...

Урок русского языка в 3 классе по теме: Повторение правил правописания окончаний имён существительных, оканчивющихся на -ий, -ие, -ия.

Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме:  Повторение правил правописания окончаний имён существительных, оканчивающиеся на -ий, -ие, -ия с презентацией на тему: "Путешеств...

Конспект урока по русскому языку 3 класс, программа "Начальная школа 21 век" Тема: "Повторение правил правописания и их применение. Проверяемые безударные гласные." (раздел правописание)

Урок направлен на формирование навыков написания слов с безударной гласной, умению работать по алгоритму. Учащиеся учатся работать в парах, группах, осуществлять само и взаимоконтроль совместной деяте...

Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных.

Урок закрепления и систематизации знаний о правописании окончаний имён существительных и имён прилагательных....

конспект урока русского языка по теме "Применение правил правописания: безударные окончания имён прилагательных"

dash; совершенствование умений писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных,– развитие чувства языка ....

Урок русского языка в 3 классе "Повторение правил правописания окончаний имен существительных».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Повторение правил правописания окончаний имен существительных". Умк "Начальная школа 21 века". ФГОС. Заключительный урок в те...