Урок по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лисина Наталия Александровна

Сложные слова. Обобщение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока русского языка в 3 классе  

Программа: «Школа 2100»

Учитель: Лисина Наталия Александровна

МБОУ «Сятра-Лапсарская ООШ»

Тема:  «Сложные слова. Обобщение».

Цель: систематизировать знания учащихся об образовании и правописании сложных  слов.

Задачи:

предметные - обобщить знания и умения  записывать сложные слова, используя                       соединительные буквы О, Е;

  -  определять основы сложного слова;

  - применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова;

метапредметные - способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, умению самостоятельно распознавать орфограмму и проверять её;

- развивать творческую активность, прививать интерес к русскому языку;

 - воспитывать чувства взаимовыручки, товарищества, умение работать в группе и самостоятельно.

Планируемые достижения учащихся –осмысление значения сложных слов в речи и их правописание.

Оборудование – мультимедийное оборудование, индивидуальные карточки.

Ход урока:

Орг. момент.

Прозвенел звонок весёлый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Ребята, давайте проверим, как нам удалось освоить тему « Сложные слова» и актуализируем наши знания.

Актуализация знаний

Упражнение «Кто самый внимательный?»

На слайде даны простые и сложные слова, сходные по написанию.

- Вам нужно выписать слова в 2 столбика:  1 столбик – простые слова, 2 столбик – сложные слова.

СЛАЙД        

ПРОХОЖИЙ      ПЕШЕХОД

ГРУЗОВИК        САМОСВАЛ  

ПОГРУЗКА        ГРУЗОПОДЪЁМНИК  

ВЕРТУШКА      ВЕРТОЛЁТ

        ЛИСТОЧКИ      ЛИСТОПАД

- Ребята, встретили ли вы трудности в выполнении этого задания?

- Выделите в словах  корень.

- Теперь меняемся тетрадями с соседом по парте и проверяем, правильно ли они распределили  и записали слова?

Звукобуквенный анализ слова листопад

 – Подскажите мне, пожалуйста, тему нашего урока.

(Сложные слова.)

-  Итак, кто мне скажет, какие слова мы называем «сложными»?

(Слова, в составе которых может быть несколько корней, называют «сложными». Например: вертолёт, самокат, верхолаз, первоклассник и т.д.)

СЛАЙД

         СЛОЖНЫЕ СЛОВА

                                                                                                                 

Носорог                     корнеплод                    

рыболов                        пешеход

- Какую роль играют «сложные» слова  в русском языке?

 ( Их используют для краткости в речи, вместо того, чтобы использовать словосочетание из двух слов.)

- Какая цель возникает перед вами?

(Применять свои знания и умения распознавать сложные слова, образовывать и  писать их грамотно, правильно применять их в своей речи.)

Упражнение «Замени одним словом».

 Из словосочетаний образуйте сложные слова, запишите их через запятую, выделите корни, подчеркните соединительные гласные.

Любитель книг –

Падают звёзды –

Ловить мышей –

Варить кофе –

Записываем по одному слову у доски, остальные в тетради.

Книголюб, звездопад, мышелов,   кофеварка

- Ребята, какие соединительные гласные используются между корнями сложных слов?

(Для образования  сложных слов используются соединительные гласные О, Е.)

 - В каких случаях используется гласная о, а в каких е?  

СЛАЙД

Е      после мягких согласных

             после шипящих

КАШЕВАР       ПТИЦЕЛОВ                                                                                        О       в остальных случаях                

САМОКАТ           МЯСОРУБКА                                                

 - Какие знания вам понадобятся, чтобы научиться правильно писать такие слова?

(на мягкий или твёрдый звук заканчивается первый корень)

Приведите свои примеры

Самостоятельная работа с самопроверкой.

– Прочитайте слово “спортзал”. Задумывались ли вы, как образовалось слово “спортзал”?

 (На доску вывешивается запись на листе бумаги: “спортивный зал”. В слове спортивный убирается часть “ивный”, а зал придвигается к части “спорт”.)
– Есть ли в этом слове соединительная гласная?
– А как образовалось слово “физминутка”? Можно ли его считать сложным?

- Что вы ещё знаете о сложных словах?
(Есть слова, у которых нет соединительного гласного звука.)

Попробуйте привести свои примеры.

СЛАЙД

СПОРТЗАЛ

ФИЗМИНУТКА

Физическая минутка

Самолёт летит по небу,
Крылья, подставляя ветру.
Он легонечко парит
И по воздуху кружит.
А теперь пора спускаться,
На посадку приземляться.
Опустились мы легонько
И садимся потихоньку.

Упражнение «Сложное слово»

- Можно ли из каждой пары слов составить одно сложное слово?

А сейчас мы посмотрим как вы справитесь в этим заданием.

 

СЛАЙД       Стена, газета.

        Нов, город.

        Зал, кино.

                 Фото, кружок

Ученики  записывают  составленные слова на доске и в тетрадях.

- Скажите, есть ли в этих словах соединительные гласные?

( Нет. Корни этих слов соединены без соединительных гласных.)

- Выделите корни слов.

Упражнение «Сложи слово» (устная коллективная работа)

         - Соедините части сложных слов.

Слова на доске:

ВЕЗДЕ                   СЕК
                ДРОВО                  КОСИЛКА
   ВЕРХО                 ХОД

                                                     СЕНО                    ЛАЗ

Физ. минутка для глаз

презентация

Самостоятельная работа

– Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Дров_сек, зуб_чистка, мух_мор,  мор_ход, сам_вар, земл_коп, стал_вар, звезд_ пад.

– Выделите корни слов, подчеркните соединительные гласные.

Самопроверка по таблице на доске.

Работа по учебнику

Упр. 137

-Прочтите еще раз записанные слова. О ком можно так сказать?

(О людях, о человеке.)

-Легко ли соотнести все эти слова с одним человеком?

 (Трудно. Это был бы идеал. Но каждый человек стремиться быть лучшим.)

-Какие из данных слов характеризуют  работу на уроке каждого из вас лично?

(Ответы детей. Трудолюбивый, дружелюбный.)

ВАМ ДОМА НУЖНО БЫЛО НАРИСОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА И НАПИСАТЬ 7 СЛОЖНЫХ СЛОВ О СЕБЕ. ПО ОДНОМУ ВЫХОДИМ К ДОСКЕ, ПОКАЗЫВАЕМ ЛИСТОК И ЧИТАЕМ СЛОВА.

Самостоятельная работа по карточке

-Я предлагаю вам самостоятельную работу. И очень надеюсь, что названные качества вы примените при выполнении  нового задания.

Перед вами карточки с текстом. Ксюша прочти, пожалуйста, нам этот текст.

В деревне.

Оксана  была девочкой черн..окой смуглянкой. Это была жизн..радостная и люб..пытная девочка. Она любила наблюдать за деревенской жизнью.

Желт..крылые бабочки перелетают с цветка на цветок. Колокольчики, бел..снежная кашка и желт..глазая ромашка радостно встречают их.

На дорожке к дому вокруг сем..летней бел..курой девочки кружилась двухлетняя сестрёнка.

Оксана подбежала к ним и девочки помчались к реке.

- Все ли слова вам знакомы? Слово кашка….. Работа со словарем

-А теперь проверьте свою работу.

слайд

В деревне.

Оксана была девочкой черноокой смуглянкой. Это была жизнерадостная и любопытная девочка. Она любила наблюдать за деревенской жизнью.

Желтокрылые бабочки перелетают с цветка на цветок. Колокольчики, белоснежная кашка и желтоглазая ромашка радостно встречают их.

На дорожке к дому вокруг семилетней белокурой девочки кружилась двухлетняя сестрёнка.

Оксана подбежала к ним и девочки помчались к реке.

-  Какие вы молодцы! Порадуйтесь за себя и своих друзей!

-  Ваши успехи налицо и я рада за вас!

  Задание «Найди закономерность»

СЛАЙД                            

Г..лубоглазая,

м..реходное,

жел..знодорожный.

- Что можете сказать об этих словах?

( Это сложные слова, имена прилагательные. Ударение в сложных словах всегда падает на второй корень.

 - Какие затруднения у вас возникают?

 (В этих словах пропущена безударная гласная в первом корне.)

Подобрав проверочные слова, дети записывают сложные слова, выделив корень.

- Я рада, что и с этим заданием вы справились! А значит, ваше трудолюбие и усердие на уроках русского языка вознаграждается новыми знаниями и умениями.

-Чему нас учит это упражнение? 

(правильно ставить ударение в сложных словах.)

Итог урока

Итак, что же такое сложные слова? Незнайка ответил на этот вопрос так: “Все непонятные слова называются сложными”. Буратино сказал: “Все длинные слова – это сложные”. Домовой Афанасий ответил: “Слова, в которых сложены две основы, называются сложными”. Кто из них прав?

А теперь запишите домашнее задание. Вам нужно сочинить сказку о сложных словах.

 

–Выполнили вы цель?  

- Научились  ли вы писать сложные слова?

Рефлексия

Ребята, вначале урока мы говорили с вами об осени. Самое красивое явление в природе – это… листопад. Я хочу, чтобы этот урок закончился листопадом. А какого цвета будет наш листопад выбирать вам. Кто из вас считает, что работал на “отлично”– покажите красный листочек, кто работал на “хорошо” – покажите зелёный листочек, а кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите желтый листочек.

- Покажите каждый  свой листочек! Какие вы молодцы!  Я разделяю с вами вашу радость!

-Надеюсь, что интерес к учёбе, к знаниям не иссякнет!

       -Наш урок окончен! До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...