Игровые приемы в развивающем обучении русскому языку
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Бутова Светлана Валентиновна

Задача учителя – помочь ребенку усвоить программные требования. В основе этой помощи лежит идея о необходимости использования в обучении собственной активности ребенка. Прочно усваиваются только те знания, которые «добыты» самостоятельно. Иными словами, то, что ребенку просто сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, до чего он додумался сам,- его собственное « открытие» - остается навсегда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые приемы в развивающем обучении русскому языку

(Из опыта работы)

Предмет, который в школе именуется «русский язык», часто называется детьми в числе самых нелюбимых. Возможно,  это связано с тем, что учебный материал требует довольно высокого развития способности анализировать. Язык присутствует в опыте детей, но к моменту обучения в школе у них  еще не сформировалась потребность расчленять его на составляющие элементы  и устанавливать соотношения между ними, а именно этого требуют современные программы.

Задача учителя – помочь ребенку усвоить программные требования. В основе этой помощи лежит идея о необходимости использования в обучении собственной активности ребенка. Прочно усваиваются только те знания, которые «добыты» самостоятельно. Иными словами, то, что ребенку просто сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, до чего он додумался сам,- его собственное « открытие» - остается навсегда.

        Чтобы открытие состоялось, необходимо  умело направлять активность ребенка на анализ учебного материала. Его мыслительная работа должна проходить в наиболее естественной для него форме – «игре по правилам», а условием выигрыша станет понимание правил игры -  учебного материала, который требуется усвоить.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Тема    ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Умный магнитофон

У: Сейчас мы сыграем с вами в «Умный магнитофон». Вы все будете магнитофонами. Каждый ряд – кусочек магнитофонной ленты. На каждый кусочек запишем одно предложение. Записывать будем так. Я рассказываю историю. Когда закончится первое предложение все хлопают в ладоши, а первый ряд запоминает это предложение. Я рассказываю дальше. Второй ряд запоминает второе предложение. Все хлопают, и так далее. А потом я скажу «Включите магнитофоны!» Каждый ряд  по очереди повторяет свое предложение. В конце каждого предложения все дети хлопают в ладоши.

Подарок

У:  Ребята, найдите ключик на схеме предложения «Золотой ключик хранит Черепаха Тортилла.» и подарите его славному Буратино.

        Дети показывают слово  «ключик» на схеме предложения.

Тяп и Ляп

У: Близнецы Тяп и Ляп написали письмо: «Тяп хочет хорошо учиться»  и  «Ляп любит писать письма». Тяп написал свое письмо так: (показывается неправильная схема).  А Ляп написал так: (показывается неправильная схема).  

Кто написал правильно, а кто тяп – ляп?

         С помощь учителя школьники доказывают, что и Тяп, и Ляп написали неправильно, и составляют правильную схему.

Слова  - непоседы

        Учитель показывает классу рисунок.

-Сейчас мы напишем письмо маме мальчика, который нарисован на картинке.

Дети составляют схему предложения  «Мальчик обедает».

-А давайте вместо черточек на схеме поработаем мы с вами. Наташа будет первой черточкой, обозначает слово «мальчик». Света – вторая черточка, слово  «обедает».

-Наташа, подними правую руку вверх. Так мы покажем маме, что ты у нас первое слово в предложении. Света поставит левую руку в бок. Так мы будем показывать точку в конце предложения. Теперь я буду вести указкой вдоль слов, а вы  хором их «прочитывайте».

-Что у вас получилось? (предложение)

-А теперь поменяем слова местами. Света, покажи, что теперь ты первое слово в предложении (Света поднимает правую руку). Наташа покажи, что ты теперь последнее слово в предложении (Наташа ставит левую руку в бок). Прочтем письмо.

        Подобная работа проводится с другими предложениями.  

        Игра усложняется путем введения новых слов. Сначала составляется «живая» схема предложения «Девочка поет». Затем дети меняются местами, «читают» полученное предложение. Учитель приступает к новому заданию.

- А теперь мы добавим в это предложение еще одно слово «маленькая».  Этим словом будет Сережа. Куда, ты, Сережа, встанешь? Хочешь быть первым словом? Становись! Прочитайте предложение. (Маленькая поет девочка).

-Хорошо получилось? Может, Сереже лучше встать в конце предложения? Опять получается не очень хорошо! Что же делать? Где еще может встать  Сережа?

 Таким образом, учитель подводит учащихся к тому, что увеличивать количество слов  в предложении можно не только,  добавляя слово в конце или начале предложения, но и между словами.

Тема    ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ

Хитрый фотоаппарат

У:     Сейчас вы превратитесь в фотоаппараты и будете фотографировать наш класс. Пока я считаю до 20, вы найдите и сфотографируйте своими глазками  те предметы, названия которых начинаются  с согласной буквы. На счет «20» все закрывают глаза и рассматривают свои внутренние фотографии. А тот, которого я назову, расскажет, что у него получилось. После него другие дети дополняют ответ, затем все открывают глаза и проверяют, не пропустили ли они что-нибудь.

Разноцветные мячики

        Учитель молча бросает кому-нибудь мяч. Поймавший называет гласную, если мяч красного цвета; согласную, если мяч синего цвета, и бросает мяч учителю.

(вместо звуков можно называть слова, которые начинаются с гласного или согласного звука)

От бочки до точки

        Повстречалась бочка с точкой и говорит: «Ой! Как мы с тобой похожи! Только первые звуки  у нас разные».

-Какие это звуки? Назовите их.

-Какие еще слова получатся, если первый звук в слове БОЧКА заменить на звук  [Д], [К], [Н]], [М]?

Звуковой конструктор

        Учитель говорит на ухо одному ученику слово, другому  - звук. Каждый из них произносит свое. Школьники должны сказать, в начале или в конце надо добавить названный звук.

        Слова для работы: ПАР – ПАРК,  ШАР – ШАРФ,  РОТ – КРОТ,  МЕХ - СМЕХ, БОР – БОРТ,  СОР – СОРТ,  ТУЧКА – ШТУЧКА.

Звуки - близнецы

        Учитель или вызванный ученик беззвучно имитирует произношение задуманной им буквы. Остальные отгадывают,  предварительно повторив его движения.

Тема     СЛОГ

Найди себе пару

        Дети получают карточки со слогами:  НА   СОС   КА    МЫШ    ЖИ   ЛЫ   НА   ВЕС.

        Задание: найти пару и встать рядом так, чтобы получилось слово. (Вначале не надо говорить, что слова взаимозаменяемые –  дети должны открыть это сами).

Сколько в слове слогов?

        Учитель, бросая мяч, называет слово. Поймавший бросает мяч обратно,  называет количество слогов в этом слове.

Змейка

        Выходят  6-10 человек, встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге ученик называет слог, стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог  (можно 2 слога). В свою очередь называет свой слог – задание для второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.

Тема    ПЕРЕНОС

Мячик – разделитель

        Учитель бросает мяч, называет слово, сложное для переноса. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, произносит это слово разделенным для переноса.

Хитрый фотоаппарат

У:     Сейчас вы превратитесь в фотоаппараты и будете фотографировать наш класс. Пока я считаю до 30, вы найдите и сфотографируйте своими глазками  те предметы, названия которых нельзя переносить. На счет «30» все закрывают глаза и рассматривают свои внутренние фотографии. А тот, которого я назову, расскажет, что у него получилось. После него другие дети дополняют ответ, затем все открывают глаза и проверяют, не пропустили ли они что-нибудь.

Тема    Обозначение мягкости согласных гласными

Медведь и медвежата

        Учитель рассказывает сказку:

        -Жили -  были два медведя. Один медведь был большой, а другой  -  маленький. Оба любили петь песенки. Садились на пенек и пели.  Большой  медведь пел: «ТА – та – та!», а маленький: «Тя -  тя - тя!». Песенки похожи, но поют медведи по –  разному: большой поет грубым, твердым голосом, а маленький – ласковым, мягким голоском. Теперь давайте поиграем.  Я – большой медведь, а вы – медвежата. Мы будем петь одну песенку, но по –  разному:

-Ла – ла – ла!   -  …         

-Ду – ду – ду!  - …

Твердое – мягкое

        Учитель бросает мяч, называет слово с твердым согласным звуком. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, произносит это слово  мягко:

 рад –ряд, мал – мял, лук – люк, нос  - нес, ров – рев… и т.д.

Литература:

1. Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх. Издательство «АКЦИДЕНТ».  - С-П: 1998.

2.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт творческого и экспериментального исследования. - М. Педагогика, 1986.  

3. Жедек  П.С., Левин В.А. Использование игровых приемов и методов обучения первоклассников русскому языку: Методические рекомендации для учителя. Харьков,1989.

 

4.Эльконин Д..Б. Психология игры. – М: Педагогика, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок в системе развивающего обучения (русский язык+философия)

Проведение бинарного (интегрированного) урока довольно часто в педагогической практике. В проведении бинарного урока принимают участие несколько учителей, обычно два преподавателя разных дисциплин. Оз...

игровые приемы как средство обучения английскому языку на начальном этапе

использование игровых приемов при обучении английскому языку в начальных классах...

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...

Игровые приемы в период обучения грамоте

Трудности роста ребенка, сопровождающие его переход в статус школьника, можно сделать менее болезненными, если не противопоставлять игру как занятие маленьких учению как делу взрослых, а ввести в орга...

Методические приемы при обучении русскому языку детей инофонов.

Методические рекомендации для учителей, где в классе приобладают инофоны...