Знаки препинания в предложении с прямой речью
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Золотова Юлия Витальевна

Конспект урока с проблемно-диалогической технологией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.

  1. Задачи

- Овладение приемами изучающего чтения, а также умениями «вычитывать» информацию из схем, соотносить информацию, представленную в разных формах.

- Развитие умений на слух определять прямую речь после слов автора, находить её в тексте, «читать» и составлять схемы предложений с прямой речью.

- Развитие умения анализировать знаки препинания в предложениях с прямой речью после слова автора и правильно их пунктуационно оформлять.

  1. Оборудование урока

Индивидуальные карточки с текстом для языковой разминки, карточки для парной работы, компьютерная презентация урока.

  1. План урока с хронометражем
  1. Актуализация знаний (10 мин)

- оргмомент

- языковая разминка на основе работы с текстом на индивидуальных карточках

- проверка домашнего задания

  1. Формулирование проблемы (4 мин)

- рассматривание предложений и беседа по ним

- постановка темы и целей урока на основе проблемы

  1. Открытие нового правила постановки знаков препинания (12 мин)

- предлагается материал для наблюдения

- углубление изученного на основе правила в рамке на с. 85, знакомство с выделительными знаками

- дифференцированное задание упр. 83

- повышенный уровень (для тех, кто справился с предыдущим) упр. 86

  1. Развитие умений ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью (16 мин)

- развитие умений пуктуационно оформлять предложения с прямой речью у. 85

- упр. 87 обсуждение вариантов продолжения предложений с прямой речью, запись по вариантам.

- упр. 88 самостоятельная работа по выявлению предложений с прямой речью (один ученик на обороте доски), проверка орфограмм при помощи сигнальных карточек

- проведение самооценки ученика выполнявшего работу на обороте доски

  1. Итог урока (3 мин)

- подведение итогов на основе нахождения ошибок

- проведение самооценки всего класса

- домашнее задание.

  1. Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

Актуализация знаний

1. Оргмомент

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать?

(Комментированная запись числа)

– Напишите «Классная работа».

- Какую букву прописываем?

2. Языковая разминка.

1. Работа с текстом.

– Прочитайте (текст появляется на слайде и предлагается ученикам на индивидуальных листочках, работа в парах).

– Из чего состоит этот текст?

Дуб сказал тростинке: «Как ты слаба! Подует маленький ветерок, и ты затрясёшься, зашатаешься, закачаешься, даже пригнёшься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься. Как ты жалка!»

2. – Из скольких предложений состоит прямая речь? Найдите сложное предложение с однородными членами. Подчеркните грамматические основы, обозначьте графически однородные члены. Подчеркните словарные слова.

3. Проверка домашнего задания.

– Когда мы используем предложения с прямой речью?

– Из чего они состоят?

– Что такое прямая речь?

– Что показывают слова автора?

– Как она оформляется на письме?

– Как пишется 1-е слово в прямой речи?

– Как разделяются на письме прямая речь и слова автора?

- Дату

- Букву «М», она 14-ая.

Дети читают текст.

- Из предложений прямой речи.

- Из 4

Дети работают в парах на карточках.

Дети отвечают на вопросы из текста правила, которое учили дома. На последние 3 вопроса дети либо затрудняются ответить, либо отвечают, опираясь на текст.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов (текст индивидуальных листочков)..

2. Представлять информацию в виде схемы (языковая разминка).

3. Выявлять сущность, особенности объектов (работа над текстом).

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с дополнительным материалом (беседа).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в паре (текст индивидуальных листочков).

Формулирование проблемы.

1. Рассматривание предложений и беседа по ним

- Я вижу на последние вопросы вы затрудняетесь ответить.

- Как вы думаете, какова будет тема урока. Сформулируйте.

На доске (слайде) появляются два предложения

Мама сказала: «Учи уроки».

«Учи уроки», - мама сказала.

– Что отличает эти два предложения?

2. Постановка темы и целей урока на основе проблемы

– Сегодня на уроке мы рассмотрим первый случай. Сформулируйте тему урока и его цель точнее.

– Давайте составим план урока.

– Что мы сейчас с вами делали?

- Знаки препинания при прямой речи.

В первом предложение сначала идут слова автора, а во втором наоборот. Прямая речь, стоящая после слов автора. Научиться находить прямую речь после слов автора и оформлять правильно на письме.

Дети вместе с учителем составляют план.

Формулировали тему урока. Составляли план.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов (задание на слайде).

Регулятивные УУД

1. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (задание на слайде).

Открытие нового правила постановки знаков препинания

1. Предлагается материал для наблюдений.

а) – Прослушайте отрывок из стихотворения.

Он опять поспал немножко                                И опять взглянул в окошко.                                   Увидал большой вокзал.

Потянулся и сказал:                                             «Что за станция такая, Дибуны или Ямская?»

А с платформы говорят:

 «Это город Ленинград».

Закричал он: «Что за шутки!

Еду я вторые сутки,

А приехал я назад,

А приехал в Ленинград!»

– Кто автор и откуда этот отрывок?

б) Фрагмент выводится на слайде и раздается на парты).

– Назовите прямую речь.

– Кому она принадлежит?

– Какие по цели высказывания и интонации эти предложения?

2. Углубление изученного.

- Давайте попробуем вместе сформулировать правило.

- Какой знак вам непривычен?

- А где мы свами с ним встречались?

- А еще кавычки – это главный отличительный признак прямой речи на письме. Кавычки – это двойной знак, т.е. он ставится два раза: в начале и в конце прямой речи, сначала внизу, а затем наверху.

– Кавычки как бы выделяют прямую речь. Поэтому они относятся к выделительным знакам, которые всегда двойные.

(Учитель показывает, как ставятся кавычки на письме, ученики сравнивают кавычки с печатным образцом (возможны варианты в печатном тексте: « » и ”  “).

– Прочитайте ещё раз правило в рамке на с. 85. И сравним наш вывод с авторским.

– «Прочитайте» 1-ю схему и приведите пример к ней из стихотворного отрывка. Запишите схему в тетрадь. Приведите свои примеры. (Затем ученики подбирают соответствующие примеры к двум другим схемам.)

3. Дифференцированное задание (сильным ученикам предлагается упр. 86, все остальные выполняют вместе с доской упр. 83).

Н – Составьте схемы предложений с прямой речью к упр. 83 (отрывки из сказок А.С. Пушкина).

П – Составьте предложения к каждой схеме. (Упр. 86.)

Дети слушают отрывок.

С. Маршак. «Вот какой рассеянный»

Человеку рассеянному и кому-то на платформе, вокзале.

Вопросительное, невосклицательное; повествовательное, невосклицательное; восклицательное.

Дети вместе с учителем формулируют правило, опираясь на фрагмент текста.

«Кавычки»

Дети приводят примеры.

Дети читают правило и приходят к выводу, что все сделали правильно.

Дети приводят свои примеры. 

Ученики выполняют это задание на доске.

Ученики читают свои варианты. 

Познавательные УУД

1. Выявлять сущность, особенности объектов (материал для наблюдения).

2. На основе анализа объектов делать выводы (беседа по тексту).

3. Обобщать и классифицировать по признакам (материал на листочках).

4. Ориентироваться на развороте учебника (чтение правила, выполнение упражнений).

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других (беседа, упр 83, 86).

2. Оформлять свои мысли в устной форме (беседа).

Развитие умений ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью

Работа в учебнике.

1. Упр. 85 – развивается умение пунктуационно оформлять предложения с прямой речью. Комментированная работа.

2. Упр. 87 – сначала обсуждаются варианты продолжения предложений с прямой речью устно. Запись самостоятельная по выбору (по два предложения). Обращается внимание на слово «пожалуйста».

- Почему это слово выделено с двух сторон запятыми?

- Выделительные знаки препинания всегда двойные, кавычки тоже выделительный знак (двойной)

3. Упр. 88. Самостоятельная работа, один ученик выполняет на обороте доски.

- Запишите только предложения с прямой речью.

- Приготовьте сигнальные карточки.

4. Самооценка ученика.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Дети списывают предложения, расставляя знаки препинания, применяя полученные знания.

- Оно как бы выделяется.

Дети самостоятельно выбирают предложения с прямой речью и их выписывают.

Проверка орфограмм осуществляется с помощью сигнальных карточек, а постановка недостающих знаков препинания – с помощью схем этих предложений.

Ребенок отвечает на поставленные вопросы, производит самооценку.

Познавательные УУД

1. Выявлять сущность, особенности объектов (упр. 87).

2. На основе анализа объектов делать выводы (упр. 85, самооценка).

3. Обобщать и классифицировать по признакам (упр. 88).

4. Ориентироваться на развороте учебника (выполнение упражнений).

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других (упр. 85, 87).

2. Оформлять свои мысли в устной форме (упр. 87, самооценка).

Итог урока.

1. Подведение итогов на основе нахождения ошибок

– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?

- Найдите ошибки в следующем тексте правила (на слайде):

Прямая речь всегда стоит после слов автора.

Прямая речь заключается в скобки. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

2. Рефлексия и самооценка.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

3. Домашнее задание

1. Упр. 2, с. 84.

2. Попробовать передать содержание правила в рамке (с. 85) с помощью схем.

- Мы сегодня находили предложения с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора и учились оформлять ее на письме.

Дети находят ошибки, воспроизводя правило.

Дети отвечают на вопросы, производя самооценку.

Дети записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные УУД

1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию («Найди ошибки», самооценка).

Познавательные УУД

1. На основе анализа объектов делать выводы. («Найди ошибки»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".

Задачи урока: 1. Закрепить навыки учащихся в постановке знаков препинания в предложениях, когда прямая речь стоит после слов автора; познакомить учащихся со случаями постановки знаков препинания, ког...

Урок по русскому языку в 4 классе "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

Цель: развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора....

Тема: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ, КОГДА ПРЯМАЯ РЕЧЬ СТОИТ ПЕРЕД СЛОВАМИ АВТОРА.

Пояснительная запискаПреподаватель: Птащенко Людмила БорисовнаТема урока: «Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.Тип урока: урок изучения нового мате...

Конспект урока по русскому языку. Закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания.Задачи:1.     Образовательные:- повторить, что такое прямая ...