План- конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему " Слова с непроизносимыми согласными" ( система Занкова)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Калинина Елена Юрьевна

    Русский язык.

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему " Слова с непроизносимыми согласными" ( Система Занкова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Русский язык131 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

« Слова с непроизносимыми согласными»

ФИО

Калинина  Елена  Юрьевна

Место работы

МБОУ  Сергачская  СОШ № 6

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тема и номер урока в теме

 " Слова с непроизносимыми согласными "  по теме урок 1

Базовый учебник

 А.В. Полякова. Русский язык. 3 класс, с.115-116.

             Цель:    

Ввести новую орфограмму «непроизносимые согласные»

 

Задачи:

Образовательные: Учащиеся должны знать, почему некоторые согласные называют непроизносимыми, какие согласные бывают непроизносимыми, как проверить их правописание, уметь определять тему урока, формулировать цели и задачи.

Развивающие: Развивать речь, мышление, навыки грамотного написания слов с непроизносимыми согласными, умения подбирать проверочные слова, применять свои знания  в нестандартной ситуации.

Воспитательные: Побуждать интерес к предмету через использование поэтических произведений; способствовать воспитанию чувства взаимоуважения, взаимовыручки через организацию парной  работы.

Формировать УУД:- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Регулятивные УУД: умение определять и формулировать  тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке,  работать по  коллективно составленному плану ,планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

-Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного,  добывать новые знания, находить ответы на вопросы,  используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: объяснение нового материала

Формы работы учащихся: Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная.

Необходимое техническое оборудование:

  •  компьютер ;
  • презентация подготовленная в программе MS Power Point;
  • мультимедийный проектор;
  • Учебник, тетрадь, карточки для парной работы, магниты красного цвета, «снежки».

Структура и  ход  урока

Этапы урока

1.-Орг. момент. Психологический настрой.

2. Минутка чистописания.

3.Орфографическая минутка.

4. Игра «Снежинка»

Деятельность

учителя

- Звенит долгожданный звонок. Впереди, я надеюсь, для вас будет полезный урок.

Давайте возьмём на урок все ваши знания, много терпения и, конечно же, хорошее настроение.

- На каждом уроке мы с вами, ребята, добываем новые знания и сегодняшний урок не будет исключением.

Так вперёд же, к новым знаниям!

- Какое сейчас время года?

- Это любимое время года многих детей. Сегодня будем повторять написание буквы Зз.

- Назовите зимние месяцы.

- Запишем эти слова в тетрадь. (слайд № 1)

- Назовите в словах опасные места.

- А сейчас оцените работу соседа по парте: наклон букв, высота, соединения.

-Русский язык богат пословицами и поговорками. Посмотрите на доску и прочитайте пословицу.

- Кто объяснит смысл пословицы?

-Находим в словах орфограммы.

- К вам летит снежинка со словом. Ваша задача- определить орфограмму в слове и назвать проверочное слово

( слайд № 2)

Деятельность учащихся

- К новым знаниям!

- Зима.

Дети пишут в тетрадях одну строку Зз

-Декабрь, январь и февраль.

(Дети записывают)

Дети называют.

Взаимопроверка

На полях ставят оценку.

Чтение пословицы на доске   «Декабрь год кончает, зиму начинает».

-Декабрь- последний месяц в году, но первый зимний месяц.

Дети выходят к доске.

Под букву-орфограмму ставят красный магнит

( зажигается красный сигнал)

Ученики называют:

сугроб -сугробы

снежинка-снег

холодный -холод

зима -зимы

лёд -льды

   УУД

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

4. Постановка учебной проблемы.

 а) Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

б) Выход из проблемы путём диалога.

5. Постановка цели урока.

6. Открытие нового знания.

7. Постановка темы урока.

Физкультминутка

« Рисуем снеговика»

8. Подводящая беседа к формулированию правила.

9.Игра « Найди пару»

Физкультминутка

« Кабы не было зимы»

10.Закрепление изученного.

11.Работа в парах.

12.Итог урока.

13.Самооценка детей.

14.Домашнее задание.

- Сейчас, ребята, вы попробуете себя в роли исследователей. Внимание на слайд.

( слайд № 3)

Вы видите текст известного поэта А.С.Пушкина.

 Мороз и солнце; день чудесный.

 Ещё ты дремлешь , друг прелестный,

Пора, красавица,

проснись…

- Перед вами стоит ответственная задача-

выяснить написание некоторых слов. Мне нужны помощники.

-Смотрим, сравниваем. Диктовала одинаково, написали по разному.

-Сколько мнений в классе?

- Кто не написал согласную ?

-Объясните, почему не написали?

- Кто написал согласную? Почему написали?

- С какой проблемой столкнулись?

- Будем исследовать эту проблему. Значит, впереди нас ждёт открытие нового знания.

- Иногда согласные играют с нами в прятки,

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

-Какие слова в стихотворении  «Мороз и солнце» играют с нами в прятки?

- Откроем учебники на с.115 и посмотрим, что думает по этому вопросу автор учебника

А.В.Полякова.

-Как она называет эти согласные?

-Давайте уточним: непроизносимые согласные звуки или буквы?

-Познакомимся с правилом и выделим основные важные моменты.

-Зададим вопросы по правилу.

- Буквы т,д,л в сочетаниях стн, здн, лнц- это орфограммы.

( слайд № 5)

- Запишем в тетрадь и запомним.

-Пофантазируем. Попробуем нарисовать снеговика.

- Откроем учебник на странице 116 и прочитаем

 «хитрый» вопрос.

-Можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными?

- Что нужно для этого сделать?

-Какое слово может быть проверочным?

- Знакомимся со 2-м правилом, как проверить непроизносимые согласные.

-Кто сможет привести свои примеры на это правило?

- А сейчас вернёмся к словам, которые написаны на доске. Напоминаю, что слова были одинаковые, но написание слов у учеников разное.

Проверим и исправим ошибки, если они есть.

-Докажите , почему именно так надо написать слова.

-Посмотрите  на следующий слайд (слайд № 6).

- Найдите слово с непроизносимым согласным в следующем стихотворном текст

-Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни Севера петь

По лесам и степям.

- У поэта А. Яшина есть замечательные строчки

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

- Какое задание я хочу вам предложить, подумайте.

- Совершенно верно.

- Найдите это слово.

-Подберите проверочное слово.

-Поиграем в игру «Найди пару»: к слову из первого столбика подобрать слово из второго столбика

(слайд № 8)

звёздный         доблесть

счастливый      известие

участник          

- Как называются слова в 1-м столбике?

- Как называются слова во 2-м столбике?

- Из любого правила есть исключения. Давайте познакомимся с ними( слайд № 9)

- Прочитайте выразительно стихотворные строки:

Нарядили ёлку

В праздничное платье,

В пёстрые гирлянды,

В яркие огни.

- Назовите слово с непроизносимым согласным.

- Какой согласный не произносится?

-Подберите проверочное слово.

-Как бы мы ни старались, такого слова не подберём.

- А сейчас отдохнём под песенку «Кабы не было зимы»  (слайд № 10)

- В русском языке есть слова, в которых нельзя проверить непроизносимые согласные, их нужно запомнить

( слайд  №11)

- Послушаем отрывок из сказки А.С.Пушкина:

 Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С печальной думой на лице.

Добрый день, князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день пасмурный?

(слайд №12)

-Почему некоторые слова подчёркнуты?

-Вспомните, какие слова на самом деле были в сказке?

-Подчёркнутые слова заменим синонимами с непроизносимым согласным и получим текст, который был у Пушкина.

- К кормушке прилетели птички. Угости их -вставь буквы, где необходимо.

 - Если понял и запомнил, пропуски быстрей заполни.

- Давайте вспомним правила работы в парах.

- Помните: результатом работы пары является ваше общее мнение.

- Какое новое знание открыли сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Какое задание было самым интересным?

- Какое задание было сложным?

 

- Оцените свою работу сегодня на уроке и поставьте себе оценку.

- Напишите дома мини-сочинение, используя слова: грустный, радостный, праздник, чувство, солнце, сердце.

( слайд № 13)

-Благодарю всех за работу, за помощь друг другу.

 ( слайд № 14)

Выходят к доске два ученика и записывают в столбик слова: солнце, чудесный, прелестный

 ( остальные дети записывают в тетради). Записи отличаются друг от друга.

- Два ( нужно писать согласную и не нужно писать согласную)

- Не произносим.

- Могу её произнести.

- Писать букву, обозначающую согласный звук или не писать.

- Солнце, чудесный, прелестный.

Дети читают тему в учебнике  «Слова с непроизносимыми согласными»

 (слайд №4)

--Звуки.

Ученики задают вопросы.

-Какие согласные звуки не произносятся, но пишутся?

- Как называются согласные, которые не произносятся?

-Назовите слова с непроизносимыми согласными.

Дети записывают сочетания в тетрадь.

Дети рисуют снеговика в воздухе руками и носом.

- Можно.

- Подобрать проверочные слова.

- В проверочном слове

непроизносимый согласный должен чётко и ясно произноситься.

Ученик читает правило

Дети приводят примеры.

Ученики доказывают, подбирая проверочные слова:

солнце-солнышко

прелестный-прелесть

чудесный-чудеса

Дети называют слово здравствуй

- Найти слово с непроизносимым согласным

- Сердце.

- Сердечко.

Дети подбирают.

- Проверяемые.

- Проверочные.

Ученица читает.

- Праздничное.

- д

Ученики выполняют движения.

Дети записывают слова в тетрадь.

-Таких слов нет в сказке.

-Грустной, здравствуй, ненастный.

Дети получают карточки, где записаны слова с непроизносимыми согласными.

- Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, оказывать помощь.

Дети оценивают свою работу.

Регулятивные

Познавательные

Познавательные

Регулятивные

Познавательные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Познавательные

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: «Окончания глаголов I и II спряжения»

Представлена разработка урока урока по русскому языку в 3 классе....

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему"Антонимы"

Разработка урока русского языка в 3 классе.Перспектива....

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"

Конспект урока по русскому языку для детей с ТНР на тему "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?" 2 класс...

План - конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме "Большая буква в именах собственных"

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе составлена по ФГОС....

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Творительный падеж имён существительных.

Цель: способствовать формированию представлений  об особенностях  имени существительного            в форме творительного  падежа и развитию умения оп...