русский язык 2 класс "Приставка"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Климова Вера Петровна

русский язык 2 класс "Приставка" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока28.41 КБ
Файл презентация3 МБ
Файл презентация436.71 КБ

Предварительный просмотр:

Климова Вера Петровна,

учитель начальных классов

МаОУ «Деминская ООШ» Пономарёвского района

Оренбургской области

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

«Приставка как часть слова»

Название УМК: «Начальная школа 21 век»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке, как  части слова, закрепление навыка разбора слова по составу.

Задачи урока:

Предметные: сформировать представление детей о приставке как значимой части слова; находить приставку среди других частей слова; образовывать новые слова с помощью приставки;

 Метапредметные

 • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

 •   коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 •  регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;

 Личностные

 •    формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Методы: проблемный; объяснительно – иллюстративный; игровой метод; словесный; наглядный, практический; частично – поисковый; метод критического мышления.

Формы организации: фронтальная, работа в группах, работа в парах, индивидуальная.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, «Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1  [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.]; под ред. С.В.Иванова. – М.  Вентана – Граф, 2012г. (Начальная школа ХХI века);  опорная схема «Приставка», карточки с приставками, карточки для самостоятельной работы.

Планируемые результаты

 Предметные: на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова; научится находить приставку среди других частей слова; образовывать новые слова с помощью приставки;

 Метапредметные

 • Познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;

 • Коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

 • Регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;  преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату;

 Личностные

 • ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

Методическая разработка урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

        Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельно-сти

Приветствие.

- Сегодня у нас урок необычный. К нам придут гости. Вы их очень хорошо знаете.  Но для этого вы должны отгадать загадки.

1) Он активный малый,      

    Смелый он, удалый!

    На зайчишку он похож

    А зовут его все … (Крош)  

2) Он, Кроша, лучший друг

     Это знают все вокруг,

     Большая голова, очки

     И пара ножек

     Скажите, кто же это? (Ёжик)    

3) Румяные Щёчки, нос пятачком,

     И маленький хвостик крючком,

     И это совсем не хрюша,

     Это прекрасная … (Нюша)            (слайд 2)           

                                                                                         

 -Ребята, но у наших друзей есть одна проблема и очень серьёзная. Смешарики очень любят учиться, но у них нет школы. А чтобы построить школу, для этого нужны знания. Ребята, вы готовы им помочь? Для этого вы должны поделиться знаниями. Так давайте быстрее приступим к работе. Откройте тетради и запишите дату сегодняшнего урока.

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку.

Отгадывание загадок.

Запись даты в тетрадь.

Л: ценностное отношение к образовательному процессу; формирование адекватной мотивации к учебной деятельности;

П: осознавать познавательную задачу;

К: участвовать в диалоге; осознавать речь, как способ общения;

Актуализация знаний

-Первое задание – чистописание.      (слайд 3)              

                                                                                                

-Для минутки чистописания я предлагаю буквосочетание –оро-            

(слайд 4)

-Запишите буквосочетание 4 раза.

-В каких словах встречается это сочетание?

- Какие словарные  слова с этим буквосочетанием вы можете назвать?

- Запишем слова, которые обозначают названия животных?

(слайд 5)

-Вы написали буквосочетание –оро-

-Скажите, в какой части слова находится это сочетание?

-Что такое корень?

-Какие ещё части слова вы знаете?

-Что такое суффикс, окончание?

-Может ли слово быть без суффикса? Окончания?

-А без  корня?

-Проверьте правильность написания слов, обменявшись тетрадью с соседом.

-Ребята, обратите внимание,  у школы, которую мы помогаем строить, появился фундамент.                                           (слайд 6)                                                                      

Записывают сочетание –оро-

Называют слова: сорока, ворона, воробей, корова и т.д.

Записывают слова.

-Словосочетание находится в корне слова.

- Суффикс, окончание.

Объясняют понятия о суффикс и окончание.  

Также рассуждают, могут ли быть слова без какой либо части слова.

Обмениваются тетрадями и выполняют проверку по эталону.

П: умение структурировать знания, контроль и оценка процессов результатов деятельности.

П: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Р: контроль, коррекция.

К: участвовать в диалоге; вступать в учебное сотрудничество.

Совместное    открытие нового. Постановка учебной задачи.

-Ребята, посмотрите, что произошло!  

-Я приготовила слово, но оно распалось на части, помогите восстановить.                                   (слайд 7)                                                                            

                                                                                               

 -Что означает это слово?

-Давайте выделим части слова.  

-Запишите слов.                                   (слайд 8)

                                                                                                     

-Предлагаю поработать с текстом. Вы должны прочитать и сделать пометки.

Что вам знакомо, а что нет.

-Для этого разбейтесь на группы.         (Приложение 1)    

(слайд 9)

-Давайте проверим, что вам знакомо и что нет.

-Ребята сформулируйте тему урока. 

-Чему должны, научится на уроке, как вы думаете?

 -Ребята, вернёмся к слову - школьный, (пришкольный) посмотрите, чем изменилось слово?

-Где появилась новая часть в слове? Запишите.

(слайд 10)

 -Что означает это слово?  

-Как называется новая часть слова?  

-Что сделала приставка со словом?  

-Для чего служит приставка?                                                          

-Посмотрите, как выделяется приставка.  

-Пронаблюдав за словами, мы с вами можем ответить на вопрос «Что такое приставка?» (на доску выставляются опорные схемы)

                                                           (Приложение 2)

-Вы совершили для себя новое открытие и этим помогли Смешарикам, посмотрите, у школы появились стены.

(слайд11)

                                                                                                          

Составляют слово.

Объясняют значения слова пришкольный.

Записывают слово.

Выделяют части слова с объяснением.

Разбиваются на 3 группы. Работа каждой группы проходит  самостоятельно.

На карточке в тесте выделяют:

V-знаю;

+-новое;

?-есть вопрос, не понял.

Один ученик каждой группы объясняют, что с корнем, окончанием и суффиксом знакомы, а с приставкой - нет.

Называют тему урока и формулируют  задачи урока.

-Слово изменилось в начале. Появилась новая часть.

Записывают слово.

Объясняют значение слова.

Отвечают на вопросы учителя.

-Приставка стоит перед корнем и образует новые слова.

Р: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

П:  умение структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

К: умение осознано о произвольно строить речевое высказывание.

Физ-митка

(слайд12)

Утром стрекоза проснулась, улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покрутилась,

Три – согнулась и присела,

На четыре – полетела.

У воды остановилась и изящно закружилась.

         Выполняют действия.

Р: уметь выполнять физические упражнения по команде, вместе.

Первичное закрепле-ние

(слайд13)

                                                                                                     

-Ребята, откройте учебник на стр. 144  и прочитаем тайну золотого ключика.

-На стр.143 найдите упр. №1 прочитаем задание. Это задание вы выполните устно в парах. 2 минуты, чтобы  посовещаться.

 ( каждая группа объясняет устно по 1 слову  выбор приставки)

Читают правило.

Разбиваются по парам. Совещаются. Отвечают устно, объясняя свой выбор.

П: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Р: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование.

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Самостоятельное применение знаний.

-На стр. 144 №2. Списать слова и обозначить приставку. (1-й ряд записывает слова первого столбика …)

Фронтальная проверка.

Самостоятельно записывают слова.

Объяснению по очереди.

Р: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

К: слушать и понимать речь других.

Физ-минутка

Тренажёр для глаз.                             (слайд14,15)

                                                                       

      Выполнение действий.

Р: уметь выполнять упражнения вместе.

Самостоятельное применение знаний и умений

(слайд16)

-Ребята, Смешарики услышали, что мы изучаем,  приставку и им стало интересно самим находить приставку в словах, но они не знают, как правильно выполнять работу. Давайте составим алгоритм рассуждения.

-Что мы должны сделать первым?

(Ученики рассуждают и составляют алгоритм)

(слайд17)

 - Найдите упр. №4 на стр.145.

-Это задание, вы будите выполнять в парах.

(Фронтальная проверка )

-Какая пара выполнила без единой ошибки?

-У кого есть ошибки?

-В каком месте допустили ошибки?

-В чём причина?

-Исправьте ошибки.

1.Подобрать однокоренные слова.                                                            2.Обозначить корень.                                                         3. Найти часть слова перед корнем.                                                         4.Назвать приставку.

Задание выполняется в парах.

Каждая пара даёт объяснение слов.

П: уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать; построение логической цепи рассуждения.

Р: способность принимать, осуществлять цели и следовать им в учебной деятельности; умение объективно оценивать свои возможности.

К: проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свою версию.

Итог урока

- И так, пришло время подвести итоги. Весь наш урок был посвящён  ….?

-Выяснить, как вы это поняли, мне поможет игра – «Да-нет»                             

(Слайд 18)

-Смешарики вам будут задавать вопрос.

 Внимательно слушайте и  на вопрос отвечайте « ДА» или «НЕТ».

(Слайд 19-22)

-Посмотрите, ребята, с помощью ваших знаний школа для Смешариков построена.

(Слайд 23)

                       

-Молодцы ребята. Вы справились со всеми трудностями.

Продолжают предложение учителя.

 

Отвечают на вопросы.

Р: оценка процесса и результата деятельности

Рефлексия

-Ребята, перед вами лестница.  

-Прочитайте ступеньки и подумайте, на какой ступеньке вы бы хотели сейчас стоять?

-Поставьте героя и попытайтесь объяснить.

(Слайд 24)

                                                                             

-За урок мне хочется поставить оценки следующим ученикам…

Ступеньки зачитываются.

Ставят героя на нужную ступень и объясняют свой выбор.

Р: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; волевая саморегуляция.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

П: умение структурировать знания.

Домашнее задание

-стр.146 №5, тет. стр.81 №1,2.

(Слайд 25)

                                                                           

Записывают домашнее задание.

Л: способность к самооценке личных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...