Рабочие программы по письму и развитию речи 2 класса VIII вида
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

В данном материале представлены рабочие программы по письму и развитию речи 2 класса специального класса коррекции школ VIII вида. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

Тальменского района

Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Анисимовская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края

Рассмотрено                                                                                  Утверждаю.  

на заседании ШМО                                                                      Директор школы:

Руководитель ШМО                                                                    Екшибарова Т.А.

Протокол №                                                                                  Приказ №

Рабочая программа

по письму и развитию речи

2  класс

специальная коррекционная программа

для умственно-отсталых детей

VIII  вид

2012 – 2013 учебный год

Срок реализации: 1 год

   

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы,  под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2004.

                                                                               Составитель:

                                                                                           Аболенцева В.В. – учитель

                                                                              начальных классов

   

Анисимово 2012

Пояснительная записка

Предлагаемая программа ориентирована на учебник: В.В. Воронкова, «Русский язык», 2 класс, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», М, 2006.

        Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:

  1. Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
  2. Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
  3. Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
  4. Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
  5. Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи

В курсе «Письмо и развитие речи. 2 класс» центральное место отводится изучению таких основных речевых единиц, как слово и предложение.

Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.

Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).

Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие фонетико-фонематических представлений;
  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Сроки реализации программы. Опираясь на базисный план для специальных коррекционных образовательных учреждений РФ и исходя из индивидуальных особенностей ученика, на изучение русского языка во 2 классе отводится  170 часов, по 5 часов в неделю в течение 1 учебного года.

Методы и формы обучения определяются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей ученика, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения русского языка на данном уровне: обучение и сотрудничество, учёт индивидуальных особенностей учащегося, личностно-ориентированный подход, применение здоровьесберегающих технологий. Основная форма обучения – классно-урочная.

Формы оценивания – письменные контрольные и проверочные (самостоятельные) работы. Уровень усвоения образовательной программы  оценивается по пятибалльной системе.

Рабочая программа реализуется через УМК:

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы,  под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2004.
  2. Учебник: В.В. Воронкова, «Русский язык», 2 класс, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», М, 2006.

Таблица основных тем по четвертям

№ п/п

Тема

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за

год

Повторение

28

15

43

Звуки и буквы

2

21

31

54

Слово

3

17

20

17

57

Предложение

7

9

16

Всего

40 ч.

38 ч.

51 ч.

41 ч.

170 ч.

Таблица контрольных работ по четвертям

Вид работ

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за

год

Контрольное списывание

2

2

1

5

Диктант

 

2

2

4

Словарный диктант

1

1

Всего

2

2

3

3

10

Содержание программы

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные, их различение.

Гласные ударные и безударные. Их различение в двухсложных словах. Постановка знака ударения.

        Слова с гласной э.

        Слова с буквами и и й, их различение.

        Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после согласных.

        Слова звонкие и глухие, артикулярно сходные, свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

         Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.

         Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

         Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

Слово

         Изучение слов, обозначающих предметы:

  • называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
  • называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов;
  • различение основных частей хорошо знакомых предметов;
  • сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства.

        Умение различать слова по их отношению к родовым категориям.

        Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

        Изучение слов, обозначающих действия:

  • называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?;
  • группировка действий по признаку их однородности;
  • различение предметов по их действиям;
  • умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

         Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).

         Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.            

           

Предложение

        1)  Практическое знакомство с построением простого предложения:

  • составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
  • заканчивание начатого предложения;
  • составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
  • выделение предложения из текста.

2) Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

           

Связная письменная речь

(упражнения даются в процессе изучения всего программного материала

 по русскому языку)

         Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).

         Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок.

         Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.

 

Письмо и чистописание

(упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин);

содержание занятий связывается с материалом урока)

Совершенствование техники письма.

Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.

Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путём орфографического проговаривания.

Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.

Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.

Выписывание слов, начинающихся с определённой буквы, определённого слога и т.д.

Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов-подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из 3-4 данных вразбивку слов.

Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам.

 

Устная речь

Повторение пройденного за год.

Составление простых распространённых предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.

Правильное употребление знакомых слов при ответах на вопросы и составлении предложений. Использование предлогов и некоторых наречий.

Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3-4-пункта).

Тематический поурочный план

№ п/п

Наименование темы и её содержание

Кол- во часов на тему

Из них

Примечание

Лабораторные и практические

Контрольные и диагностические

Экскурсии

I

Повторение.

28

1

1

Повторение. Звуки и буквы.

1

2

Звуки и буквы (строчные и прописные).

1

 

3-5

Звуки и буквы. Соотношение звуков и букв.

3

6

Буквы, сходные по написанию

1

и-ш,  х-ж, л-м

7-8

Написание букв, отличающихся наличием или отсутствием какого-либо элемента.

2

о-а, и-ц, ш-щ, ь-ы, и-й, е-ё, И-Ц, Ш-Щ, Е-Ё, Л-А, Г-Б

9-10

Буквы, сходные по написанию.

2

и-ш, Л-М, П-Т,

Х-Ж, Ц-Щ, Р-В

11-12

Буквы, сходные по написанию, отличающиеся пространственным расположением элементов.

2

б-д, в-д, З-Е. У-Ч

13-14

Пары слов, отличающиеся одним звуком.

2

Кот-кит, сон- сок

15-16

Пары слов, отличающиеся последовательностью звуков в слове.

2

Кот-крот, сон-слон

17

Пары слов, отличающиеся количеством звуков.

1

вол-волк

тигр-тигры

18-22

Слова, отличающиеся стечением согласных.

5

23-24

Составление предложений из 2-3 слов.

2

25-26

Предложение, слово. Слог, звук и буква.

2

27

Контрольное списывание текста.

1

1

28

Закрепление пройденного.

1

II

Наша речь.

12

1

29-31

Деление слов на слоги.

3

32-33

Предложение.

2

34-36

Текст.

3

37-38

Звуки и буквы. Ударный слог.

2

39

Контрольное списывание.

1

1

40

Повторение изученного.

1

Звуки и буквы.

III

Ударный слог. Ударные и безударные гласные.

17

1

41-42

Ударный слог. Ударные и безударные гласные (повторение).

2

43-44

Слова с буквой ё.

2

45-46

Перенос слов.

2

47-48

Слова с буквой э.

2

49-51

Гласные буквы и, е, ё, ю, я.

3

52-53

Слова с буквами и и й.

2

54-55

Повторение пройденного.

2

56

Контрольное списывание.

1

1

57

Повторение изученного.

1

IV

Согласные звонкие и глухие.

23

1

58-60

Согласные звонкие и глухие.

3

61-62

Различай б-п.

2

63-64

Различай д-т.

2

65-66

Различай г-к.

2

67-68

Различай в-ф.

2

69-70

Различай з-с.

2

71-72

Различай ж-ш.

2

73-74

Различай звонкие и глухие согласные.

2

75-76

Повторение изученного.

2

77

Контрольное списывание.

1

1

78

Повторение изученного.

1

79-80

Различай р-л.

2

V

Шипящие и свистящие согласные звуки.

8

81-83

Звуки ж, ш, ч, щ – шипящие согласные.

3

84-86

Звуки з, с, ц – свистящие согласные.

3

87-88

Закрепление пройденного.

2

VI

Мягкие и твёрдые согласные звуки.

5

1

89-91

Гласные и, е, ё, ю, я обозначают мягкость согласных звуков.

3

92

Контрольное списывание.

1

1

93

Повторение изученного.

1

VII

Мягкий знак в конце слова.

16

1

94-98

Буква ь – показатель мягкости согласных звуков на письме.

5

99-103

Разделительные ь и ъ знаки.

5

104-107

Повторение изученного.

4

108

Контрольный диктант.

1

1

109

Повторение изученного.

1

Слово

VIII

Слова, обозначающие предметы.

24

1

110-111

Слова, отвечающие на вопросы что?

2

112-113

Слова, отвечающие на вопросы кто?

2

114

Слова, обозначающие предметы.

1

115-117

Различение слов, отвечающих на вопросы кто? что?

3

118-119

Один предмет, много предметов.

2

120-121

Упражнение в различении слов, обозначающих один предмет и много предметов.

2

122

Большая буква в именах людей.

1

123

Большая буква в фамилиях людей.

1

124-125

Закрепление пройденного материала по теме.

2

126

Контрольный диктант.

1

1

127

Повторение изученного.

1

128-129

Повторение изученного материала.

2

130-131

Большая буква в кличках животных.

2

132

Названия животных пишутся с маленькой буквы.

1

133

Большая буква в написании кличек животных.

1

Слова, обозначающие действия предметов.

7

134-135

Слова, обозначающие действия предметов.

2

136

Слова, отвечающие на вопрос что делает?

1

137

Слова, отвечающие на вопрос что делают?

1

138

Различение слов, отвечающих на вопросы что делает? что делают?

1

139-140

Упражнение в различении слов, отвечающих на вопросы что делает? что делают?

2

Х

Предлоги.

6

141

Что такое предлоги?

1

142-134

Отдельное написание предлогов от других слов.

2

144

Предлоги относятся к другим словам.

1

145-146

Упражнение в написании предлогов с другими словами.

2

ХI

Повторение.

6

1

147-148

Закрепление пройденного материала.

2

149

Контрольный диктант.

1

1

150

Повторение изученного.

1

151-152

Повторение изученного материала.

2

Предложение. Текст.

ХII

Предложение.

5

153

Понятие о предложении. Схема предложения.

1

154

Правила написания предложений.

1

155

Составление предложений по схемам.

1

156-157

Упражнение в оформлении предложений на письме.

2

ХIII

Текст.

4

158

Признаки текста.

1

159

Упражнение в восстановлении деформированного текста.

1

160

Заголовок текста.

1

161

Правила оформления текста.

1

ХIV

Повторение изученного за год.

9

2

162

Звуки и буквы.

1

163

Слог и слово. Словарный диктант.

1

1

164-165

Предложение. Текст.

2

166

Контрольный диктант.

1

1

167

Повторение изученного.

1

168-170

Повторение изученного за год.

3

Итого

170

10

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
  • писать предложения с заглавной буквы;
  • составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 1 класса школы VIII вида

Данная  программа  составлена  на  основе «Программы  0-4  классы специальных (коррекционных)  образовательных  учреждений  ...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программапо письму и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)) разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образоват...

Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)

Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»...