Проект урока
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

разработка урока русского языка для 1 класса  с учётом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx20.42 КБ
Файл soderzhanie_uroka.docx39.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

Учебный предмет: Русский язык

УМК: Школа России

Тема урока: Слова с буквой й, перенос слов с буквой й.

Тип урока: урок усвоения  новых  знаний

Задачи урока:

направленные на достижение личностных результатов обучения:

 - воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах.

- формирование умения работать в режиме интерактивного обучения;

- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде .

направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

     Ожидаемые результаты:

предметные:

умение различать и правильно писать слова с гласным звуком[и]  и согласным звуком [й’] ,

знакомство со способом переноса слов с буквой й.

метапредметные:

познавательные:

развитие операций мышления:  сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации

 коммуникативные:

умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;умение взаимодействовать в статичных парах.

 Регулятивные:

Умение ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Личностные:

Установить связь между целью учебной деятельности и её мотивом, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Оборудование:

Карточки трёх цветов  со словами, помещённые в конверты (для парной работы);

клей, ножницы(индивидуально),

листы с текстом( для парной работы),

листы для создания мини - проекта «Перенос слов с буквой й» (для парной работы) ;

Учебник: «Русский язык» 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»;

ЭОР «Русский язык, 1 класс», электронное приложение к учебнику.

    Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной     темы:

Обучающиеся владеют понятием слово, текст, предложение, знают некоторые словарные слова, умеют делить слова на слоги, различают гласные и согласные звуки, знают правило написания имён собственных, умеют  переносить слова с удвоенными согласными,  умеют пользоваться ножницами и клеем.

Этапы урока и хронометраж:

1).Организационный этап………………………………………1 мин

2).Постановка цели и задачи урока.

    Мотивация учебной деятельности обучающихся………….7 мин

3).Актуализация знаний………………………………………...8 мин

4).Первичное усвоение новых знаний………………………....5 мин

5).Первичная проверка понимания…………………………….7 мин

 6).Первичное закрепление…………………………………....12 мин

7).Рефлексия……………………………………………………..5 мин



Предварительный просмотр:

Содержание  урока

№ п/п

Этап  урока

Деятельность учителя и обучающихся

Формируемые УУД

1.

Организационный этап.

Учитель организует обучающихся. Проводит вводную беседу, которая создаёт  условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

 актуализирует  требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

устанавливает  тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Подготовка обучающихся к уроку.

Личностные: построение жизненных планов во временной перспективе.

Регулятивныепостановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Для работы на этом этапе детям предлагаются конверты с карточками трёх цветов. На карточках жёлтого цвета даны слова: грибы, утка, Аня. На карточках зелёного цвета даны слова: Инна, касса, группа, суббота, аллея. На карточках красного цвета: чайка, лейка, лайка, зайка, чайник.

- Разделите слова на группы.

Дети выполняют задание в статических парах.

 -Какие группы у вас  получились? Прочитайте слова «жёлтой группы». Что заметили особенного в написании этих слов? ( Все слова состоят из 2 слогов, особое внимание слову Аня- это имя собственное ).

-Прочитайте слова «зелёной» группы. ( Все слова имеют в написании удвоенные согласные буквы, слово Инна – имя собственное , имеет особенности написания).

-Вспомните правило переноса слов  (По слогам) и правила переноса слов с удвоенными согласными ( Одна согласная буква остаётся на строке, а другая – переносится) .

Детям предлагается с помощью ножниц  разрезать слова,  используя изученные правила переноса, и выложить их на парте (правила безопасного использования ножниц проговариваются дополнительно).

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: саморегуляция.

Познавательные:

Общеучебные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические : анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками, управление поведением партнёра – контроль, коррекция. оценка его действий.

3.

 Актуализация знаний.

Учитель предлагает рассмотреть третью группу слов и проанализировать слова, также уточняет значение некоторых слов (по просьбе обучающихся).

-Чем слова отличаются?

( Количеством букв, первыми согласными буквами и т.п.) Чем похожи? ( Во всех словах в середине есть буква й). Кто догадался, чем мы будем сегодня на уроке заниматься?  

( Познакомимся с правилами переноса слов с буквой й ). Умеем мы это делать? Хотите научиться?

-Над этим мы сегодня и будем работать. Какие будут предположения?  Какие из предположений верные, узнаем  в течении урока.

Далее идёт уточнение знаний о букве й и звуке [й’], работа с ЭОР (урок №13), проводится физкультминутка (направленная на развитие   мелкой моторики):

Зайцы

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены.

В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев дремали под кустом,

И двое вдруг сказали: « Вон человек с ружьём».

Двое закричали: «Давайте убежим!»,

Двое прошептали: «Давайте помолчим!»,

Двое предложили: «Мы спрячемся в кустах!»,

А двое вдруг спросили: «Он может сделать «Бах?»

«Бах»- выстрелил охотник (хлопаем в ладоши),

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев пустились наутёк (бежим пальчиками по столу или коленям)

-Какие слова с буквой й вы услышали? (Дети называют)

Минутка чистописания:

Букву й зовут «и кратким»,

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

В тетради дети выполняют письмо букв Ии Йй, учитель обращает внимание обучающихся на особенности построения  записи (выявляют закономерность в чередовании букв)

Также записывается пословица:

Новых друзей наживай, а старых не теряй!

Проводится работа  на постановку ударения, деление на слоги, поиск букв гласных  звуков.

После этого проводится беседа с обучающимися:

-Как вы думаете, кто может стать другом для человека?

-Могут ли животные быть друзьями?

Далее предлагается текст  для прочтения в парах:

Лайка и зайка.

   У куста зайка. За кустом собака Лайка.

-Зайка, уходи, а то Лайка увидит!

Зайка в кусты. А Лайка на кусты: Гав! Гав!

- Назовите героев рассказа.

-  Как вы думаете, они друзья?

-Могут стать друзьями? При каких условиях?

- Какой совет можно дать Лайке? ( Добрые  отношения помогают каждому  найти много друзей) .

-В каком рассказе можно найти этот совет? (М.Пляцковский «Сердитый Дог Буль»)

(см. приложение 1).

-  Как вы думаете, в жизни этот совет многим пригодится?

Личностные : смыслообразование

Регулятивные: целеполагание, саморегуляция, прогнозирование

Познавательные:

Общеучебные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели .применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Логические : анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, выдвижение гипотез.

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация,

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

Общеучебные: промежуточная рефлексия способов и  условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические:анализ с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей.

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество

Общеучебные: смысловое чтение. извлечение необходимой информации, определение основной информации, свободная ориентация в тексте.

Личностные : личностное, жизненное самоопределение, смыслообразование,

нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные:прогнозирование,коррекция

оценка.

Познавательные :

Общеучебные :выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: владение диалогической формой речи.

4.

Первичное усвоение новых знаний.

На этом этапе детям предлагается вновь обратиться к тексту и найти в нём слово, написание которого надо запомнить. ( Собака).

-Сегодня мы знакомимся с новым словарным словом : дежурный.

-Как вы думаете, кто такой дежурный?

 (затем значение слова уточняется по толковому словарю). Слово записывается в тетрадь и анализируется, особое внимание обращается на места , требующие запоминания в написании.

Физкульминутка (двигательная):

Выполняется стоя, с имитацией движений (по тексту).

Как живёшь?                 Вот так!

А плывёшь?                   Вот так!

Как бежишь?                 Вот так!

Вдаль глядишь?            Вот так!

Машешь  вслед?           Вот так!

Ночью спишь?              Вот так!

А шалишь?                    Вот так!

- С каким новым  словарным словом познакомились сегодня? Чем ещё  это слово интересно для нас ? (оканчивается на букву й).

- Разделите его для переноса (де-жур -ный).

- Что заметили (буква й не отделяется ).

- Какое правило  о переносе  слов с буквой  й  уже можете сформулировать? (при переносе буква й не переносится на другую строчку, остаётся в составе слога). 

Регулятивные : целеполагание, прогнозирование, саморегуляция.

Познавательные:

Общеучебные: структурирование знаний, извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

Личностные:смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Познавательные :

общеучебные : структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Логические: анализ с целью выделения признаков, синтез, подведение под понятие.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли.

5.

Первичная проверка понимания

-Давайте обратимся к материалу учебника, найдём правило и проверим своё предположение.

Работа с учебником:

с.78 (Обрати внимание!) – чтение хором,

с.79 упр.3 – работа  на доске и в тетради,

с.80 упр.5 -  наблюдаем за словами и делаем окончательный вывод о переносе слов с буквой й. Записываем в тетрадь.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации , применение методов информационного поиска, структурирование знаний, смысловое чтение как осмысление  цели чтения,  свободная ориентация  и восприятие текста.

Логические: синтез, обобщение.

6.

Первичное закрепление

На этом этапе обучающимся предлагается выполнить мини - проект

« Перенос слов с буквой й» (работа  в статических парах).

Для реализации проекта детям  потребуются «красные»  карточки со словами (из конвертов, выданных в начале урока). Работая в паре, при помощи ножниц,  необходимо все слова разделить для переноса, используя изученное  правило. Аккуратно наклеить разделённые слова на лист, делая промежутки в нужных местах (правила использования ножниц повторяются сообща).

После выполнения работы детям предлагается оценить  свою деятельность на уроке при помощи смайликов, нарисованных самостоятельно внизу листа. Смайлики располагаются на листе слева внизу и справа внизу -  так, как дети сидят за партой.

Интерпретация самооценки:

 

Сегодня  на уроке мне всё удалось  без   особого  труда. Я не испытал больших затруднений.                                  

                       Сегодня  на уроке не всё мне

                       удавалось с первого раза, но почти

                      все трудности я смог преодолеть.

                       Сегодня на уроке  у меня ничего не

                       не получилось. Всё было трудно и

                       непонятно.

Готовые проекты вывешиваются на магнитную доску. По окончании работ ещё раз проговаривается правило переноса слов с буквой й.

Личностные:  смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные:

Общеучебные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого характера. Моделирование.

Логические: анализ, синтез.

Постановка и решение проблемы:

Самостоятельное создание способа решения творческого характера.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками  ( определение цели, функции участников, способов взаимодействия), управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка его действий.

7.

Рефлексия

Подводя итоги урока , учитель задаёт детям несколько вопросов:

- О чём сегодня на уроке говорили?

- Что узнали нового? Какие знания понадобились?

-Что уже было знакомо?

- Как правильно переносить слова с буквой й?

- Какие знания пригодятся вам в жизни?

- Понравился урок?

Учитель предлагает детям оценить своё эмоциональное состояние в конце урока.

 Для этого нужно поднять обе свои ладошки вверх, если настроение хорошее; одну ладошку, если настроение не очень; не поднимать ладошки, если настроение плохое.  

Личностные: самоопределение, самообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: оценка, саморегуляция.

Познавательные:

Общеучебные: структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий  действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по модулю "Основы православной культуры." Тема урока: "Христос и его крест"

Данная работа была защищена на курсах повышения квалификации . Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Значение крестной казни Христа в том ,что « Он снизошел быть...

урок-проект урока математики 2 класс

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

урок-проект урока математики 2 класс

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»

Пояснительная запискапедагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный...

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...