Главные вкладки

    Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам."
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Харина Наталья Николаевна

    Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka.docx16.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Изменение имен существительных по падежам.

    Краеведческая тема: Поэты Белгородчины.

    Цель: закреплять умения различать падежи по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже;

    Познакомить с именами Белгородских поэтов;

    развивать, речь, внимание,каллиграфические навыки;

    воспитывать интерес к русскому языку;

    Ход урока:

    1. Сообщение темы урока.

    Сегодня на уроке мы будем закреплять умение определять падеж имен существительных.

    II. Беседа.

    -Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра. (Пасмурное,  ненастное, холодное,  серое, морозное, хмурое и т.д.)

    -Закроем глаза и шепотом произнесем: зима... Какое чувство у вас возникло? (Стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т. д.)

    -А каким вы видели или представляете себе зимний лес? (Неподвижный, белый, загадочный, сонный, кружевной и т.д.)

    -Вот каким увидел зимний лес С.Есенин.

    III. Чистописание под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Январь».

    Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна.

                                   С.Есенин

    - Назовите имена существительные, записанные на второй строчке.

    - Форма, какого падежа является начальной для имен существительных? (Форма именительного  падежа единст-

    венного числа является начальной для имен существительных).

    - Есть ли здесь имена существительные в начальной форме?

    - Поставьте остальные имена существительные в начальную форму, определите их род.

    IV. Поработаем с именами существительными в начальной форме.

    Диктант - цепочка. (Диктую  по три слова. Если слово не запомнили, пропустить).

    Мороз, метель, снегопад,

    Шубка, снеговик, лед,

    Снегирь, лыжник, северный.

    - Кто записал все слова?

    - Какое слово вызвало затруднение?

    - Перечитайте слова еще раз внимательно. Нет ли здесь лишнего слова? Почему так решили? (Лишнее слово северный, т.к. это имя прилагательное).

    - В каком падеже стоят имена существительные?

    - Что вы знаете об именительном падеже? (Существительные в именительном падеже всегда употребляются без предлога).

    - Как называются остальные падежи? (Косвенными).

    - Как по-другому называется изменение имен существительных по падежам? (Склонение).

    V. Просклоняем слово поэт.

    - Что происходит с существительными при склонении? (изменяется окончание)

    - Составьте предложение с существительным поэт так, чтобы оно стояло в одном из косвенных падежей. (Устно)

    VI. Работа с краеведческим текстом.

    - Ребята, во время чистописания в начале урока мы вспомнили строки русского поэта С.Есенина. А сейчас я предлагаю вам поработать с текстом, в котором рассказывается о белгородском поэте, вернее о поэтессе.

    - Прочитайте текст:

    В(поселок) Ракитном родилась поэтесса Марина Станиславовна Борисенко. С детства любила поэзию и пробовала писать сама. В 1988 году на Всероссийском литературном (праздник) М.Борисенко награждена за стихи (диплом) второй степени. В настоящее время работает (редактор) районной (газета) в Ракитянском (район) «Наша жизнь».

    (Писатели Белогорья Библиогр. спр.)

    - Что вы узнали о М.С.Борисенко?

    - Спишите текст, поставив имена существительные  данные в скобках в правильной  падежной форме.

    - Укажите падеж изменённых имен существительных, выделите окончания.

    VII. Знакомство с памяткой.

    Памятка.

    Для определения падежа существительного в предложении нужно:

    1. Выяснить, главным иди второстепенным членом предложения является данное существительное. Если имя существительное является подлежащим, оно стоит в именительном падеже.

    2. Если существительное является второстепенным членом, нужно найти словосочетание с данными существительным и поставить

    к существительному вопрос от связанного с ним члена предложения. По вопросу и предлогу определить падеж.

    -Определите падеж имен существительных в следующем предложении.

    Белгородские поэты воспевают наш край в стихах.

    VI. Физкультминутка.

    VII. Самостоятельная работа.

    - Учебник, упр. 2 , с. 34

    - Какая особенность у существительных в именительном падеже падеже? (не употребляется с предлогами,)

    - Карточка №1

    Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Поставьте

    существительное, данное в скобках, в указанном падеже. Если

    нужно, добавьте предлог, окончание у существительного

    выделить.

    Ветка (рябина) (Р.)

    Гулять (улица) (Д.)

    Любоваться (снежинка) (Т.)

    - Какая особенность у существительных в дательном падеже? (Предлоги к, по)

    VIII. Закрепление понятия о предложном падеже.

    - Русская природа красива во все времена года. Вот как вдохновенно Р.Рожденственский при помощи одного из падежей говорит о ней:

    О русской природе, о милой природе,

    О тающем снеге, о ясной погоде,

    О яблонях в наших садах,

    О шумной пшенице, о вольных просторах,

    О солнце сквозистых берез,

    О гроздьях рябины, о шорохах бора,

    О ландышах ранней весной.

    - Узнали падеж? Докажите.

    - Какая особенность у существительных в предложном падеже? (Употребляются только с предлогами).

    - упр. 3, с. 34, 1 ученик  у доски

    IX. Итог урока.

    - Чем же мы занимались на уроке?

    - Что нового узнали?

    - Какое задание вызвало затруднение?

    - Какое задание понравилось?

    - Спасибо за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

    Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

    Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"

    Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...

    Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.

    Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1.       Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...

    разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"

    Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...