Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Харина Наталья Николаевна

Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изменение имен существительных по падежам.

Краеведческая тема: Поэты Белгородчины.

Цель: закреплять умения различать падежи по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже;

Познакомить с именами Белгородских поэтов;

развивать, речь, внимание,каллиграфические навыки;

воспитывать интерес к русскому языку;

Ход урока:

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем закреплять умение определять падеж имен существительных.

II. Беседа.

-Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра. (Пасмурное,  ненастное, холодное,  серое, морозное, хмурое и т.д.)

-Закроем глаза и шепотом произнесем: зима... Какое чувство у вас возникло? (Стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т. д.)

-А каким вы видели или представляете себе зимний лес? (Неподвижный, белый, загадочный, сонный, кружевной и т.д.)

-Вот каким увидел зимний лес С.Есенин.

III. Чистописание под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Январь».

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

                               С.Есенин

- Назовите имена существительные, записанные на второй строчке.

- Форма, какого падежа является начальной для имен существительных? (Форма именительного  падежа единст-

венного числа является начальной для имен существительных).

- Есть ли здесь имена существительные в начальной форме?

- Поставьте остальные имена существительные в начальную форму, определите их род.

IV. Поработаем с именами существительными в начальной форме.

Диктант - цепочка. (Диктую  по три слова. Если слово не запомнили, пропустить).

Мороз, метель, снегопад,

Шубка, снеговик, лед,

Снегирь, лыжник, северный.

- Кто записал все слова?

- Какое слово вызвало затруднение?

- Перечитайте слова еще раз внимательно. Нет ли здесь лишнего слова? Почему так решили? (Лишнее слово северный, т.к. это имя прилагательное).

- В каком падеже стоят имена существительные?

- Что вы знаете об именительном падеже? (Существительные в именительном падеже всегда употребляются без предлога).

- Как называются остальные падежи? (Косвенными).

- Как по-другому называется изменение имен существительных по падежам? (Склонение).

V. Просклоняем слово поэт.

- Что происходит с существительными при склонении? (изменяется окончание)

- Составьте предложение с существительным поэт так, чтобы оно стояло в одном из косвенных падежей. (Устно)

VI. Работа с краеведческим текстом.

- Ребята, во время чистописания в начале урока мы вспомнили строки русского поэта С.Есенина. А сейчас я предлагаю вам поработать с текстом, в котором рассказывается о белгородском поэте, вернее о поэтессе.

- Прочитайте текст:

В(поселок) Ракитном родилась поэтесса Марина Станиславовна Борисенко. С детства любила поэзию и пробовала писать сама. В 1988 году на Всероссийском литературном (праздник) М.Борисенко награждена за стихи (диплом) второй степени. В настоящее время работает (редактор) районной (газета) в Ракитянском (район) «Наша жизнь».

(Писатели Белогорья Библиогр. спр.)

- Что вы узнали о М.С.Борисенко?

- Спишите текст, поставив имена существительные  данные в скобках в правильной  падежной форме.

- Укажите падеж изменённых имен существительных, выделите окончания.

VII. Знакомство с памяткой.

Памятка.

Для определения падежа существительного в предложении нужно:

1. Выяснить, главным иди второстепенным членом предложения является данное существительное. Если имя существительное является подлежащим, оно стоит в именительном падеже.

2. Если существительное является второстепенным членом, нужно найти словосочетание с данными существительным и поставить

к существительному вопрос от связанного с ним члена предложения. По вопросу и предлогу определить падеж.

-Определите падеж имен существительных в следующем предложении.

Белгородские поэты воспевают наш край в стихах.

VI. Физкультминутка.

VII. Самостоятельная работа.

- Учебник, упр. 2 , с. 34

- Какая особенность у существительных в именительном падеже падеже? (не употребляется с предлогами,)

- Карточка №1

Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Поставьте

существительное, данное в скобках, в указанном падеже. Если

нужно, добавьте предлог, окончание у существительного

выделить.

Ветка (рябина) (Р.)

Гулять (улица) (Д.)

Любоваться (снежинка) (Т.)

- Какая особенность у существительных в дательном падеже? (Предлоги к, по)

VIII. Закрепление понятия о предложном падеже.

- Русская природа красива во все времена года. Вот как вдохновенно Р.Рожденственский при помощи одного из падежей говорит о ней:

О русской природе, о милой природе,

О тающем снеге, о ясной погоде,

О яблонях в наших садах,

О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берез,

О гроздьях рябины, о шорохах бора,

О ландышах ранней весной.

- Узнали падеж? Докажите.

- Какая особенность у существительных в предложном падеже? (Употребляются только с предлогами).

- упр. 3, с. 34, 1 ученик  у доски

IX. Итог урока.

- Чем же мы занимались на уроке?

- Что нового узнали?

- Какое задание вызвало затруднение?

- Какое задание понравилось?

- Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Предложный падеж».

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Предложный падеж»....

Конспект урока по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж" УМК "Перспектива"

Цель: расширение знаний об именах существительных; формирование умения находить в предложении имена существительные в родительном падеже; формирование умения верно употреблять окончания существительны...

Конспект по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" . Тема " Падеж имен существительных. Дательный падеж"

Цели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, предлоги.Планируемые результаты:Предметные:Знать: как распознавать имя существ...