Написание слов с заглавной буквы, или имена собственные (упражнения).
презентация к уроку по русскому языку на тему

Сияпова Светлана Фанилевна

Написание слов с заглавной буквы, или Имена собственные" - казалось бы, какая легкая тема!!! Но почему-то многие ребята на школьных уроках не могут ее усвоить. Вот для таких ребят - подборка увлекательных и "хитрых" заданий!!! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon заглавная буква2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти, не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с ней,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

Написание слов с заглавной буквы, или Имена собственные" - казалось бы, какая легкая тема!!! Но почему-то многие ребята на школьных уроках не могут ее усвоить. Вот для таких ребят - подборка увлекательных и "хитрых" заданий!!! 

 Часть 1 – Имена, фамилии, отчества, клички животных.

а) письмо с «дырками» -  не   знаешь  точно,  не  пиши,  спроси  у  учителя,  справься  в  словаре,  убедись,  а  потом  запиши  слово,  используя  иной  вид  пасты  (зелёный),  чтобы  выделить  трудную  букву.

1. Соедини стрелочками полные и уменьшительные имена. Запиши их парами.

…ергей

…лексей

…лександр

…ладимир

…еннадий

…ётр

…аня

…ена

…олодя

…ерёжа

…етя

…аша

…лёша

В этом упражнении спряталась ловушка: здесь не хватает одного полного имени. После выполнения задания ребенку нужно будет догадаться, какое имя пропущено, и вписать его в табличку.

 2. Соедини стрелочками полные и уменьшительные имена. Запиши их парами. Найди ловушку!

…ветлана

…ария

…атьяна

…рина

…аталья

…льга

…лена

Л…н…

Н…т…ш…

Н…д…

М…ш…

Св…т…

Ир…

Т…н…

Ол…

 3. Великая Путаница!!!

Запиши парами полные имена с уменьшительными.

Алексей

Евгений (Евгения)

Борис

Станислав

Виктория

Елена

Екатерина

Елизавета

Дарья

Мария

Надежда

Раиса

Александр (Александра)

Стасик

Лена

Надя

Лиза

Женя

Саша

Маша

Вика

Алёша

Рая

Боря

Катя

Даша

 

4. Как ласково зовут этих ребят? Запиши.

…ра (Ира)

…ра (Юра)

…ван

…горь

…гор

 5. О чем говорят отчества?

Алексеевич

Петрович

Дмитриевна

Львовна

Анатольевич

Яковлевна

Григорьевна

Михайлович

Л…в

Анатол…й

Алекс…й

Андр…й

…ков

П…тр

М…хаил

Дм…тр…й

Гр…гор…й

Соедини отчества с именами.

Чем похожи отчества? Выдели/обведи одинаковые концовки (ребята обводят одним цветом –ович, – евич в мужских отчествах. Другим цветом –овна, -евна в женских отчествах).

Найди и подчеркни карандашом мужские отчества / женские отчества.

Запиши недостающее отчество.

 6. Преврати имена в отчества. Делай это так:

Имя + ЕВИЧ/ОВИЧ = мужское отчество.

Имя + ЕВНА/ОВНА = женское отчество.

Сергей, Василий, Игорь, Олег, Глеб, Валерий, Евгений, Николай.

 7. Образуй отчества от имен:

Борис, Виктор, Константин, Лев, Дмитрий.

 8. Упражнение по «Сказке о потерянном времени» Евгения Шварца.

Как звали отца? (Будь осторожен! Не попадись в ловушки!)

Ольга

Марфа

Сергей

Пантелей

Захарович

Владимирович

Петрович

Власьевич

Капитонович

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

 

Во время выполнения этого задания на парте у каждого ученика обязательно должен быть текст сказки!!!

Ребенку нужно соединить имя и отчество персонажей; изменить, если нужно, концовки отчеств; вычеркнуть лишнее отчество; записать на строчках имена отцов. На строке рядом с зачеркнутым отчеством «Петрович» ставится прочерк, поскольку персонажа с таким отчеством в сказке не было.

 9. Вспомни сказки! Заполни 3 столбика.

ИМЯ

ОТЧЕСТВО

КАК ЗВАЛИ ОТЦА?

 

 

Комар Комарович, Ёрш Ершович, Воробей Воробеич , Крокодил Крокодилович, Михайло Потапович, Лиса Патрикеевна.

(Персонажи 1,2 и 3 – из «Алёнушкиных сказок» Д.Н.Мамина-Сибиряка)

 10. О чем говорят эти фамилии?

Иванов, Петров, Зайцева, Скамейкин, Васильев, Гусев, Цветкова, Морковкина.

Придумай и запиши 8 фамилий мальчиков и девочек. Делай это так:

Слово + ОВ/ЕВ/ИН = мужская фамилия.

Слово + ОВА/ЕВА/ИНА = женская фамилия.

 11. Составь и запиши имя, отчество и фамилию двух мальчиков, двух девочек и трех несуществующих сказочных персонажей.

 12. Прочитай транскрипции и запиши фамилии, имена и отчества.

 13. Прочитай внимательно . Запиши слова в три столбика! Опасайся ловушек!!!

ИМЯ

ОТЧЕСТВО

ФАМИЛИЯ

 

 

 

Пушкин Александр Сергеевич, Михаил Юрьевич Лермонтов, Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Квитко Лев Моисеевич, Чуковский Корней Иванович, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, Ушинский Константин Дмитриевич.

 15. Сколько здесь предложений?

Ж…л-был доктор он был добрый звали е…о …йболит и была у не…о злая сестра, которую звали …арвара.

Выпиши третье предложение.

(Здесь отличная ловушка: можно попытаться запутать ребят, заявив, что слово «Айболит» не является началом предложения, поэтому писать его нужно с маленькой буквы)

  16. А это – ПУТАНИЦА!!!

Но из всех своих зверей (д\Д)октор (а\А)йболит любил больше всего (У\у)тку (к\К)ику, (с\С)обаку (а\А)вву, маленькую (С\с)винку (Х\х)рю-(х\Х)рю, (П\п)опугая (К\к)арудо и (с\С)ову (б\Б)умбу.

Чтобы ребята тратили меньше времени на подобные упражнения, я всегда записываю скобки и их содержимое карандашом. Мои ученики стирают карандашные записи и вписывают вместо них прямо в текст нужную букву.

 17. Составь и запиши пары слов. Подчеркни имена собственные.

…обака

…урица

…от

…етух

…ошка

…орова

…ёс

…яба

…урка

…учка

…урёнка

…етька

…арбос

…ыжик

 1. «Рифмовки – тренажёры»  используются  для  чтения  и  письма  орфографически  насыщенного  материала.

     Тема  «Большая  буква  в  именах  собственных».  Можно записать рифмовку  на  доске  с  пропусками  некоторых  кличек,  дети  подбирают  нужные  клички  животных  самостоятельно  или  из  «Слов  для  справок».

                 Кошка  Маринка,

           котёнок ….,

                 щенок  Дружок,

           цыплёнок….,

           корова  Бурёнка,

           коза ….,

           поросёнок  Хрюша,

            и  бычок ….

Слова  для  справок:  Пушок,  Тишка,  Найдёнка,  Гаврюша.

4.  «Рифмовки – орфографические  пятиминутки»   развивают  орфографическую  зоркость.  Читаются  рифмовки  с  заданием:  найти  как  можно  больше  орфограмм.

                   Булочка,  чашка,  чайник,  чаек,

                 кошка  Пушинка,  конёк  Воронок,

                   девочка  Ира  и  мальчик  Илья.

                   Сколько  здесь  правил  нашли  вы,  друзья?

Часть 2 – Названия географические и прочие.

ПРАВИЛО НАПИСАНИЯ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ смотрите выше!!!

 1. Путешествие по карте города. Запиши по три!

Мы с учениками путешествуем по карте нашего города – Санкт-Петербурга. Но такую «экскурсию» можно проводить и по картам других городов.

Для путешествия Вам понадобятся разрезные карточки со словами. Вот набор, который использую я:

…строва

…еки

…роспекты

…лицы

…абережные

…танции …етро

(острова, улицы, реки, набережные, станции метро, проспекты)

Вначале ребенок вставляет пропущенные буквы в слова, каждый раз обосновывая свой выбор (заглавная или маленькая буква).

Затем мы с учеником разыгрываем все 6 карточек по жребию( то есть каждому достается 3 выбранных наугад карточки). Далее каждый из нас должен на карте Санкт-Петербурга найти по три указанных на карточках объекта и грамотно записать их названия в тетрадь. После чего мы обмениваемся тетрадками и проверяем друг друга. Сразу скажу: я делаю в своей тетради множество ошибок, так что проверять меня нелегко, зато очень интересно !

 2. Географические названия.

Перед этим упражнением я обычно показываю ученику домашнюю работу, выполненную львенком Левой. На тетрадном листочке корявым почерком написано: «тихий океан, материк евразия, река нил, вулкан везувий, красное море». Ниже красной пастой поставлена «двойка». Лёва жалуется: учительница дала задание по карте полушарий, а там все слова написаны одинаковыми буквами! Вот он и переписал все названия с карты, а получил почему-то «двойку»!

Помоги Лёве выполнить домашнее задание! (для выполнения упражнения ребятам нужна карта полушарий – в атласе или на доске. Можно заодно совместить уроки русского языка и окружающего мира.)

1) На какой планете мы ж…вем? Мы ________________________________________
__________________________________________ . (Мы живем на планете Земля.)

2) Сколько п….люсов на …емле и как они называются? На ______________________

_____________________ (На Земле два полюса: Северный полюс и Южный полюс.)

3) На нашей (П\п)ланете есть (М\м)атерики: ________________________________

___________________________________________ (ребята перечисляют все материки).

4) На …емле есть четыре океана: _________,_____________,________ и ___________.

5) А еще на (П\п)ланете (з\З)емля есть (М\м)оря: __________, ____________, ___________ и другие.

 3. Полет в космос!!!

а) запиши названия планет Солнечной системы;

б) напиши свой полный космический адрес для своих будущих друзей-инопланетян!

Каждый ребенок работает с атласом «Мир и человек» и со схемой Солнечной системы (см.ниже). Схему я срисовала с того же атласа.

Кроме названий планет, мы обычно подписываем «звезда Солнце». 

Космический адрес записывается на строчках справа и выглядит так:

«Вселенная, галактика Млечный Путь, Солнечная Система, планета Земля, материк Евразия, страна Россия, город Санкт-Петербург, улица, дом, корпус, квартира. Имя, фамилия, отчество ребенка».

 4. Имя собственное или общее название?

(Для репетиторов и родителей – не заставляйте ребенка переписывать словосочетания! Пишите скобки и все, что в них, карандашом!!! Пусть Ваш ученик стирает резинкой Ваши карандашные записи и вписывает нужную букву прямо в упражнение!)

(н\Н)евский (п\П)роспект

(С\с)трана (Р\р)оссия

(Р\р)ека (н\Н)ева

(з/З)ахарьевская (У\у)лица

(к\К)онфеты (к/К)оровка

(ч\Ч)ёрное (м\М)оре

(О\о)зеро (б\Б)айкал

(Б\б)рат (Р/р)услан

(т/Т)ихий (О\о)кеан

 5. Имя собственное или общее название? Не попадись в ловушки! (Или – ВЕЛИКАЯ ПУТАНИЦА)

(в/В)ознесенкский (П/п)роспект

(П/п)устыня (К/к)аракумы

(и/И)ндийский (о/О)кеан

(Ш/ш)околад (а/А)лёнка

(С/с)танция (М/м)етро (С/с)адовая

(К/к)афе (б/Б)ерезка

(Т/т)ренер (а/А)лексей (д/Д)митриевич (т/Т)арасов

 6. Объясни значение этих слов. Какое из них лишнее и почему?

(ю/Ю)питер (К/к)астрюля

(у/У)ран (С/с)олнце

 

7. Проверь Бабу Ягу Манюню.

костромской Сыр

Материк Антарктида

Почтальон печкин

Крейсер аврора

косой Переулок

Государство Россия

Озёрная Улица

Ладожское Озеро

Парикмахерская Олечка

 

8. Осторожно, не запутайся!

(Е/е)нот, (У/у)дод, (М/м)едведь, (У/у)ж, (д/Д)ениска, (П/п)ирамида, (А/а)мерика, (а/А)нтарктида, (П/п)еликан, (М/м)агазин, (н/Н)ептун, (Н/н)овгород, (К/к)орова, (м/М)орковь, (м/М)урзик

 

9. Имя собственное или общее название?

(У/у)лица (з/З)аневская

(К/к)оза (Д/д)ереза

(П\п)раздник (н/Н)овый (г/Г)од

(п/П)опугай (к/К)арудо

(Д/д)еревня (У/у)сть-(с/С)лавянка

(с/С)тароневский (П/п)роспект

(П/п)арк (С/с)основка

(Г/г)ород (м/М)га

(С/с)путник (з/З)емли (л/Л)уна

(к/К)афе (т/Т)еремок

(Л/л)еденцы (б/Б)арбарис

 

10. Проверь львенка Лёву.

Леденец на Палочке петушок

Шоколад мишка На Севере

ниагарский Водопад

Заневский проспект

теплоход Санкт-петербург

Врач Виктор романович

 

11. ВЕЛИКАЯ ПУТАНИЦА!

(Ж/ж)елезнодорожная (С/с)танция (Л/л)аврики

(М/м)узей (ш/Ш)околада

(в/В)улкан (в/В)езувий

(Г/г)осударство (ф/Ф)ранция

(К/к)онфеты (Б/б)елочка

(п/П)ирожное (к/К)орзиночка

(а/А)рбузный (П/п)ереулок

 

12. «Ловушечный диктант».

а) Щуплый школьник Князев Дима катается на теплоходе по реке Неве. Мои друзья Гоша Рыжиков и Даня Горчаков живут на Невском проспекте.

б) щенок Дружок, город Орша, мама Лида, учительница Екатерина Валерьевна, Яблочный переулок, пугало Страшила, пёсик Тотошка, Красное море, ученица Света Пищухина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.

На уроке дети знакомятся с интересными фактами об Якутии,Японии,реке Яузе и др. Читают текст "Старик и яблони",на основе котрого делают вывод,что жизнь дана на добрые дела....

Обучение грамоте.Заглавная буква М. Упражнения в чтении и письме. Написание слов с заглавными буквами.

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений; – формируем умение списывать с печатного образца; – формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и...

Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

.Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"...

Урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

Урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"Конспект урока, презентация, приложения....

Конспект урока: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

Цели деятельности учителя: углубить знания об именах собственных; совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных. Планируемые результатыЛичностные: учить положительному...