Пояснительная записка
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компо­нента государственного стандарта начального общего образования и реализуется средст­вами предмета «Русский язык» на основе авторской программы М.С. Соловейчик (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012; учебно-методический комплект «Гармония»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx62.37 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета «Русский язык» на основе авторской программы М.С. Соловейчик (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012; учебно-методический комплект «Гармония»).

Основными целями изучения курса «Русский язык» являются:

  • создание условий для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
  • становление основ лингвистических знаний как элемента представления о научной картине мира и как базы для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
  • формирование комплекса языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
  • влияние на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться средствами предмета «Русский язык»;
  • обеспечение становления у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.

В соответствии с целями происходит комплексное решение следующих задач:

  • формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений;

- совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками);

  • обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.

Курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе системно-деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи - к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретенных знаний, к умению контролировать выполняемые действия и результаты. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых - формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых - совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции.

Необходимый компонент развития школьников - формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающий как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе - потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.

Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме. В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:

а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;

б)        приобрести умение разумно пользоваться средствами языка; понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;

в)        освоить комплекс универсальных учебных действий.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, т.к. язык - это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства.

Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности - не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии, совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Таким образом, курс русского языка в данной программе представлен следующими содержательными линиями:

  • формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;
  • формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;
  • формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.

Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
  2. Тетрадь-задачник к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 3-х ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
  3. Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / Т.В. Корешкова; под ред. проф. М.С. Соловейчик. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

1

Повторение изученного и расширение сведений («знаем - повторим, не знаем - узнаем»)

19ч

2

Морфология. Каждое слово - часть речи

24 ч

3

Глагол как часть речи

30 ч

4

Что мы знаем о частях речи?

15 ч

5

Возвращаемся к разговору о предложении

17ч

6

И вновь о частях речи

19ч

7

Обо всём, что мы теперь знаем

15 ч

8

Продолжаем учиться хорошей речи

18ч

9

Подводим итоги, строим планы

Резерв

Итого

170 часов

График проведения контрольно-измерительных работ

Период  обучения

Количество часов

Диагностический материал

1 четверть

45 часов

Стартовая диагностика (диктант) - 1, изложение - 2, диктант - 2

2 четверть

34 часа

Контрольное списывание - 1, диктант - 2, изложение - 2

3 четверть

53 часа

Контрольное списывание -1, диктант - 2,.изложение - 4, сочинение - 3

4 четверть

38 часов

Контрольное списывание - 1, диктант - 2, сочинение - 1

Итого:

170 часов (5 часов в неделю)

Диктантов - 9

Контрольных списываний - 3 Изложений - 8 Сочинений-4

Содержание программы (170 часов)

Тема

Содержание программного материала

Универсальные учебные действия

Контрольные и творческие работы

Повторение изученного и расширение сведений («Знаем - повторим, не знаем - узнаем») (19 ч)

Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете»). Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи («Правильно и точно...»). Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания («Какие значения есть у слова?»). Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу.

Будем решать орфографические задачи - известные и новые. Повторение изученного по орфографии («Сначала повторяем»). Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро- / -ра-, -оло- / -ла-,- ере- / -ре- («Как быть, если в корне не одна орфограмма?»). Правописание суффиксов -ек и -ик- (общее знакомство) («Открываем ещё два секрета письма»). Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- / -ци- (общее знакомство). Общее знакомство со сложными словами («Бывает ли в слове два корня?»). Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении («Подводим первые итоги»). Изложение («Учимся рассказывать о словах. Изложение»).

Анализировать речевые ситуации, сравнивать средства языка, выбирать их. Оценивать речь как понятную и непонятную, выявлять средства оформления предложений в письменной речи, соотносить их со способами оформления в устной речи. Сравнивать способы обозначения мягкости согласных звуков.

Стартовая диагностика

(диктант).

Изложения (рассказы о словах или рассказы о событиях).

Контрольный диктант по итогам повторения.

Морфология. Каждое слово - часть речи (24 ч)

Общее знакомство с частями речи. Представление понятия «части речи» (В какие группы объединили слова?). Знакомство с названиями знаменательных частей речи («Всему название дано!»). Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные («И у слов-помощников есть названия»). Обучение употреблению и написанию служебных слов. Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны! Части речи все важны!»). Слово и его формы. Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова. Знакомство с начальной формой глагола, имени существительного и прилагательного. Сравниваем части речи. Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных («Имя существительное и имя прилагательное»). Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных. Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания о времени - «в одной из своих форм»). Знакомство с изменением по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений («Как ещё могут изменяться слова?»). Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа. Освоение способа действия для определения падежей. Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён - изменения по падежам («Продолжаем сравнивать части речи и обобщаем»).

Понимать информацию, представленную в моделях, схемах, таблицах, с помощью учителя словесно формулировать её. Обнаруживать в записи орфограммы. Создавать речевые произведения определенных жанров.

Изложение: обучение рассказу о словах.

Диктант.

Глагол как часть речи (30 ч)

Повторение изученного о частях речи. Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий («Когда глаголы особенно важны?»). Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам («Как изменяются глаголы»). Знакомство с системой времён глагола. Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?») Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. Строение и написание глаголов в неопределённой форме («Поговорим о начальной форме глагола»), Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения; понятие о родовых окончаниях. Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием. («Размышляем о прошедшем времени»). Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях («Из прошлого - в настоящее»). Определение и образование форм глагола; наблюдения за употреблением в речи глаголов настоящего времени. Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению («Из настоящего - в будущее»). Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам («Проверь свои умения»): Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе. Учимся рассказывать о действиях. Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций об изготовлении ёлочной гирлянды. Создание текста «Как я сделаю...». Написание новогодних поздравлений его времени.

Выявлять слова, значения которых требуют уточнения; обращаться к словарю, находить в нём нужное слово. Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их, аргументировать решение.

Контрольное списывание.

Диктант, проверочная работа.

Изложение с изменением лица: пересказ текста от 1 -го лица.

Изложение текста-

воспоминания (или создание собственного по аналогии).

Составляем поздравления.

Диктант.

Что мы знаем о частях речи? (15 ч)

Повторение изученного о чертах речи («Какие части речи тебе знакомы?»). Сходство И различие имён существительных и имён прилагательных («Чем похожи и чем различаются два имени: имя существительное и имя прилагательное?»). Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед -ть («Как отличить глагол от других частей речи? Что известно о неопределённой форме глагола?»). Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени («Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?»). Анализ глагола как части речи. Повторение способов решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределённой форме. Знакомство со способом выбора между - тся и -ться в глаголах («Ещё об одной опасности письма»). Снова пересказываем и рассказываем. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени. Создание рассказа по картинкам и по личным впечатлениям.

Анализировать модель речи, с опорой на неё строить сообщения. Отличать текст от группы предложений, объяснять различие» Определять границы предложений при зрительном восприятии текста, передавать их с помощью языковых средств в устной речи и при письме.

Изложение.

Творческое сочинение.

Контрольное списывание.

Возвращаемся к разговору о предложении (17 ч)

Повторение изученного о предложении («Что ты знаешь о предложении?»). Знакомство с понятием «член предложения» («Как слова - части речи становятся членами предложения?»). Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления. Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые. Характеристика предложения («Зачем нужны другие члены предложения?»). Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. Обучение установлению связи . слое в предложении и выписыванию различных пар членов предложений. Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи. Совершенствование грамматических и орфографических умений. Подготовка к контрольной работе. Рисуем словесные картины и учим друга. Создание текстов изобразительного характера. Создание текста-инструкции.

Делать вывод о наличии в языке групп слов, обобщать сведения. Подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов.

Диктант.

Проверочная

работа.

Творческое сочинение.

 Создание текста-инструкции.

1Л вновь о частях речи (19 ч)

Повторение изученного об именах («Вспоминаем об именах»). Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Знакомство со «Словарём трудностей».

Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных («Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»). Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение. Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться словарём трудностей». Изложение: обучение правильности и точности речи («Расскажи другим весеннюю сказку»). Создание словесных зарисовок («Наблюдаем за облаками»).

Планировать процесс списывания и действовать по плану. Осознанно действовать. проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки). Читать сообщения, находить нужные сведения.

Диктант.

Изложение.

«Расскажи другим весеннюю сказку».

Творческие зарисовки «Наблюдаем за облаками».

Обо всём, что мы теперь знаем (15 ч)

Повторение изученного. Повторение общих сведений о частях речи и предложении («Весна, весною, о весне...»). Повторение различных видов разбора на материале словесной модели («Загадочное предложение о глокой куздре»). Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. Работа над правильностью речи. Повторение способов решения орфографических задач («Что ты знаешь о словах?»). Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов («Ещё немного из истории слов»). Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач («Снова проверяем свои умения»). Совершенствование орфографических умений, подготовка к контрольной работе.

Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны. Пользоваться орфографическим словарем учебника. Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию.

Изложение с элементами сочинения на основе картины.

Изложение:

формирование

умения

рассказывать о словах.

Продолжаем учиться хорошей речи (18 ч)

Знакомство с понятиями: «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием; работа над основной мыслью текста («Оцениваем, описываем, повествуем»). Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям («Словами рисуем действия»). Знакомство с особенностями словесных этюдов. Рисование словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника и по личным впечатлениям («Я умею писать...»).

Правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Сравнивать слова с одинаково звучащими приставками и предлогами, по опорной схеме формулировать способ их разграничения и применять его при письме.

Сочинение по серии картинок. Диктант. Контрольное списывание. Сочинение словесных этюдов, Создание текстов равных жанров,  загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем и т.д. Итоговый диктант.

Планируемые результаты освоения предмета

В результате изучения курса русского языка по данной программе у школьника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные Действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

У школьника будут сформированы:

  • представление о русском языке как языке своей страны;
  • осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя - как носителя русского языка;
  • представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;        
  • элементы коммуникативного и познавательного мотивов изучения предмета «Русский язык»;
  • становление, положительного отношения к учению (к урокам русского языка);
  • элементы способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.

Ученик получит возможность для формирования:

  • понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
  • выраженного познавательного интереса к русскому языку;
  • сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач; коллективно отражать план действий в моделях, схемах, памятках и т.п.;
  • действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном, в том числе алгоритмичном виде;
  • выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
  • выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах;
  • оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя.

Ученник получит возможность научиться:

        - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Школьник  научится:

  • целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к высказываниям одноклассников;
  • читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём определённые сведения; замечать слова, выражения, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос, обращаться к словарю, стараться понять из контекста);
  • находить в материалах учебника (во всей книге, в читаемом тексте, в словарях, справочниках и т.п.) необходимую информацию, использовать её для решения практических задач;
  • понимать информацию, представленную в модельном, табличном и т.д. виде, переводить её в словесную форму и использовать для решения практических задач;
  • применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический);
  • находить в предложенных материалах или указанных источниках примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
  • осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач;

- Осознавать возможность решения ряда лингвистических задач разными способами; осуществлять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или коллективно установленным параметрам;

  • коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения;
  • подводить конкретные факты языка под понятия на основе выделения известных существенных признаков.

Школьник получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
  • находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

-делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

  • осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

        - анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Школьник научится:

  • участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;
  • участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учитёля) об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников;
  • высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию;
  • строить небольшие устные монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с учётом ситуации общения (партнёра и решаемых речевых задач), стараясь соблюдать нормы литературного языка, и заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирая для этого языковые средства;        в
  • понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или' научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.);
  • создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как особенности жанра, так и характер адресата и решаемых коммуникативных задач; отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения.

Школьник получит возможность научиться:

  • начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
  • создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;

 - применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие результаты освоения программы

Учащиеся:

  • овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной формё, о нормах литературного языка и правилах письма;
  • освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);
  • овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);
  • приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.

Результаты освоения основных содержательных линий курса

Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности

Школьник научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
  • самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;
  • пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;
  • замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
  • соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;        
  • озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);        
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);
  • замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
  • находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);
  • письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление);
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;

-проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;
  • понимать главную мысль текста; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);

- конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;

-  делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

  • самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;
  • создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции);
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
  • соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.

Формирование языковых умений

В области речи, речевой деятельности

Школьник научится:

  • участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать при этом основные правила речевого поведения;
  • самостоятельно читать задания и другие материалы учебника, понимать их, следовать инструкциям;
  • пользоваться словарями учебника (в том числе грамматическим «Какого рода и числа слово?») для решения различных практических вопросов;
  • соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания изученных слов;
  • понимать тему текста и его словесно выраженную главную мысль, выделять предложение, содержащее основную мысль; озаглавливать текст с учётом его темы и главной мысли;
  • озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
  • различать повествования, и описания предмета (в ясных случаях), выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте;
  • замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно, выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятий), осознанно сохраняя особенности оригинала;        
  • письменно (после коллективной подготовки) пересказывать текст, внося в него указанные изменения (например, меняя лицо рассказчика);
  • письменно создавать речевые произведения освоенных жанров (например, словесную зарисовку), небольшие тексты повествовательного и описательного характера, использовать в них предложения со значением оценки;
  • улучшать созданный или пересказанный текст: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Школьник получит возможность научится: 

  • понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
  • самостоятельно делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
  • самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, сохраняя особенности оригинала, а также внося требуемые изменения (например, изменяя лицо рассказчика);
  • создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные эподы, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие повествование, описание и оценку чего-либо;
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
  • соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.

В области освоения языка

В области фонетики и графики

Школьник научится:

  • различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении (например, при наличии непроизносимых согласных, сочетаний -тся, - ться);
  • понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; выполнять различные учебные задания с использованием моделей;
  • анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
  • правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями;        
  • пользоваться при письме новым для учащихся небуквенным графическим средством: абзацным отступом («красной строкой»).

Учащийся получит возможность научиться:

  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  • письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

В области лексики

Школьник научится:

  • осознавать, что понимание значения слов - обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
  • различать в слове два значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое);
  • выявлять в речи (устной и письменной) слова, лексическое значение которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;
  • в специально предложенных текстах замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;
  • стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.

Школьник получит возможность научиться:        

  • выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
  • самостоятельно замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;
  • понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.

В области словообразования (морфемики)

Школьник научится:

  • выделять в слове (в ясных случаях) основу слова и окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс (в однозначных случаях);
  • отличать от однокоренных слов формы одного и того же слова;
  • сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от их строения;
  • соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять разнообразные учебные задания с использованием моделей;

-  различать изменяемые и неизменяемые слова.

Школьник получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей основы, (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

-отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

-определять значение слова, передаваемое окончанием (грамматическое);

       - выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия).        

   В области морфологии

Школьник научится:

  • выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);
  • ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
  • определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного; время, число, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;

-  сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;

  • пользоваться словарём учебника «Какого рода и числа слово?» для решения вопросов правильности речи;
  • правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
  • под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
  • пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, стремиться при этом к повышению точности, выразительности речи.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания глаголов; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;

-находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;

  • выполнять морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия (в объёме изученного);

-соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;

  • замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящий к неясности речи, стараться устранять их;        

-понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.)

В области синтаксиса и пунктуации        

Школьник научится:

  • различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены предложения; осознавать главные члены как основу предложения;
  • выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
  • устанавливать связи членов предложения, ставить от одного к другому вопросы «по смыслу» и «по форме»; различать основу предложения и пары других его членов;
  • отражать связь членов предложения в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;

- распространять заданные предложения второстепенными членами, выявлять смысловые различия распространённых и нераспространённых предложений.

Школьник получит возможность научиться:

  • осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
  • строить предложения заданной структуры (с опорой на схему);
  • использовать знания о роли второстепенных членов предложения при создании собственных высказываний для повышения их точности и выразительности.

Формирование орфографических умений

Школьник научится:

  • по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
  • разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
  • пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
  • применять изученные орфографические правила (в объёме программы 1-3-го классов);
  • пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
  • писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);
  • списывать и писать под диктовку;
  • проверять написанное и вносить коррективы;
  • писать слова с непроверяемыми орфограммами: автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, горох, готовить, двадцать, декабрь, жёлтый, животное, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облако, огород, огромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать, плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, слушать, слышать, сначала, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыплёнок, черный, шоссе, январь.

Школьник получит возможность научиться:

  • обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
  • оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;
  • применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой 3 класса);        
  • эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания

В основе системы оценивания УМК «Гармония», и курса «Русский язык» в частности, лежат принципы:

- ориентации образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и предметных), при этом оценка личностных результатов должна отвечать этическим принципам охраны прав личности и конфиденциальности, то есть осуществлять» в форме, не представляющей угрозы личности, её психологической безопасности и эмоциональному статусу;

  • взаимосвязи системы оценки и образовательного процесса;
  • единства критериальной и содержательной базы внутренней и внешней оценки (внешняя оценка осуществляется внешними по отношению к школе службами; внутренняя - самой школой: учениками, педагогами, администрацией);
  • участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки и предоставляет возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, а также способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

 В зависимости от этапа обучения используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:

  • с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
  • при анализе выполнения проверочных заданий по русскому языку, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности  метапредметных умений.

Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе.

Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по предмету «Русский язык». В системе предметных знаний можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.

Контроль уровня достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.        

Грамматический разбор - средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов: умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой третьего класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие «красной» строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Отметка «5» («отлично») ставится, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

Отметка «4» («хорошо») ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

Отметка «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 4 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

Отметка «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.        

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

Материально-техническое обеспечение программы

Специфическое оборудование

1)таблицы к основным разделам изучаемого материала (в соответствии с программой);

 2)комплекты наглядных пособий в соответствии с тематикой, определенной в программе;

 3)классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

 4)интерактивная доска;

5) электронные материалы для интерактивной доски, размещённые на сайте издательства: www.a21vek.ru

Электронно-программное обеспечение (при возможности)

1) компьютер;        

презентационное оборудование;

2)выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);

3)целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;

4)цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)

Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....

Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков

Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...

Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову

Календарно -  тематическое планирование составлено по литературным источникам:1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.2.Нечаев...

Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»

В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...

Пояснительная записка к ООП

Пояснительная записка к ООП...

Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии( труд) УМК"Гармония" 1 класс с учетом ФГОС...

Пояснительная записка к КТП по технологии.

Содержит развёрнутое пояснение к КТП по технологии для 3 класса по программе "Школа России"....