урок русского языка по теме "Глагол" 4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Снурникова Елена Александровна

урок - обобщение знаний по теме "Глагол", 4 класс , система Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Глагол ( обобщающий урок)

Цель: 1)  закрепить знания учащихся по теме «Глагол», умение правильно образовывать глаголы других форм от инфинитива, определять морфологические признаки глаголов;

           2) развивать творческие способности учащихся, речь, умение предвидеть результат и анализировать свою работу;

           3) воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, бережное отношение к своему здоровью.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  • Ребята, сегодня у нас урок повторения и закрепления знаний по теме…Впрочем, тему урока вы назовёте сами, когда выполните каллиграфическую минутку с грамматическим заданием.
  • Запишите на одной строке следующие буквы:

               1 – эта буква - начало алфавита, тем она и знаменита (а);

               2 – и подобно кочерге горбит спину буква …(г);

               3 – алфавит продолжит наш буква,  похожая на шалаш (л):

               4 – в этой букве нет угла, оттого она кругла (о);

               5 – она схожа с цаплею по виду и на одной стоит ноге (г);

               6 – две лесенки составим вместе и получилась буква …(л).

  • Составьте из данных букв слово. Что у вас получилось? Правильно. Это слово – глагол.
  • Запишите его красиво на следующей строке. Подчеркните самую красивую букву. Оцените себя. (на полях  +  или -)
  • Итак, как вы уже догадались, говорить мы будем сегодня о глаголе.
  • Какие цели вы поставите перед собой на этом уроке, исходя из темы?
  1. Работа по теме .
  • Заполним данное пространство, построив модель. Модель – это краткая характеристика и запись связей между изученными понятиями по теме.
  • Вспомните и скажите, какая часть речи называется глаголом?
  • Итак, у нас появилась первая карточка со словом – действие. Я предлагаю выполнить следующее задание. Оно называется «Кто что делает?». Я буду показывать предметную картинку, а вы должны в тетрадях записать действие этого предмета.
  • Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга выполненную работу (+ или -), но не забывайте, что один предмет может совершать разные действия.
  • Продолжим работу. Какой постоянный признак мы выделяем у глагола? (все глаголы имеют начальную форму. Она называется неопределённой или инфинитив).
  • Хорошо. Прикрепим вторую табличку – инфинитив.
  • Что вы можете рассказать о неопределённой форме глагола?
  • Следующее задание я предлагаю выполнить по вариантам. Записанные на доске в два столбика словосочетания нужно заменить одним словом – глаголом в неопределённой форме.

1 в.                                                                         2 в.

             сделает покупку – покупать                                 дала ответ - ответить

             одержали победу – победить                               покрываем краской - красить

             говорим неправду – врать                                    глотает воду - пить

             давал корм – кормить                                           приготовила пироги - испечь    

-     В глаголах неопределённой формы выделите формообразующие суффиксы.

  • Что вы знаете о них?

физминутка

  • Продолжаем работу. Как вы думаете, какой будет следующий шаг в построении нашей модели?
  • Правильно. От неопределённой формы глагола можно образовать все другие формы: настоящее время, будущее и прошедшее время. Прикрепим эти карточки.
  • На какие вопросы отвечают глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени?
  • Предлагаю поработать в группах. У меня на столе перепутались карточки с глаголами. Их нужно правильно разложить в конверты (для первой группы конверты подписаны, вторая группа распределяет глаголы по группам и подписывает конверты, для третьей – подобрать по 2-3 глагола в каждую группу).
  • Проверим, что у нас получилось.

Работа по учебнику.

  • основная часть пространства нашей модели заполнена. Но я предлагаю вспомнить как изменяются глаголы, т.е. перечислить их непостоянные признаки (глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, а глаголы прошедшего времени – по родам и числам).
  • Дополним модель ещё несколькими карточками.
  • Основную часть урока мы работали совместно. А теперь посмотрим , насколько удачно вы можете работать самостоятельно.
  • Ребята первой группы получают карточку № 1. Вам необходимо будет определить время, лицо (род) и число глаголов. Для учащихся второй группы - карточка № 2. найти в тексте глаголы, выписать их и также определить все морфологические признаки. Остальные ребята получают творческое задание. У меня прямоугольники пяти цветов. Пусть каждый из вас выберет себе прямоугольник определённого цвета. А теперь найдите на столе ещё несколько прямоугольников вашего цвета. На обратной стороне записаны слова. Из данных слов нужно составить предложение, разобрать его по членам предложения и определить у глаголов все необходимые морфологические признаки.
  1. Подведение итогов.
  • Давайте ещё раз посмотрим на нашу модель. Выполнили мы все поставленные перед собой задачи?
  • Дома вы запишите эту модель на отдельный листок и будете пользоваться как памяткой.
  • На уроке прекрасно работали все. Хочется отметить…. Оценки за урок будут выставлены после проверки тетрадей.
  1. Домашнее задание.

1 в. -  составить 3-4 предложения с глаголами в настоящем времени

2 в. - составить 3-4 предложения с глаголами в прошедшем времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой

Моя методичекая тема: "Использование НИТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования". Применеие ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует позн...

Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...

Урок русского языка для 3 класса - Знатоки русского языка.

Папка содержит конспект урока и презентацию, используется, как урок обобщения знаний....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие"  ( автор учебника «Русский язык 4 класс»  А.В. Полякова, система развивающего  обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"

На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....