Урок русского языка, 4 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шукалина Ольга Владимировна

Грамотная  и содержательная письменная речь-это способ самовыражения. Русский язык служит для учащихся средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе (в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования) являются способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях  общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление  к более точному  выражению  собственного  мнения и позиции.
      В системе упражнений по развитию речи большую роль играют изложения. При написании изложения учащимися часто  пропускаются важные детали, неточно употребляются слова и выражения, поэтому письменному развитию речи необходимо уделять должное внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 4 класс

УМК «Школа России»

Шукалина Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

МБУ школа №40 г.о.Тольятти

                                   

Грамотная  и содержательная письменная речь-это способ самовыражения. Русский язык служит для учащихся средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе (в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования) являются способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях  общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление  к более точному  выражению  собственного  мнения и позиции.

      В системе упражнений по развитию речи большую роль играют изложения. При написании изложения учащимися часто  пропускаются важные детали, неточно употребляются слова и выражения, поэтому письменному развитию речи необходимо уделять должное внимание.

    Тема: обучающее изложение повествовательного текста с творческим заданием (изложение с элементами сочинения).

    Цели: 1. Создать условия для организации деятельности учащихся при написании изложения.

2. Содействовать формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных:  контроль, самоконтроль,

б)        познавательных:  умение   наблюдать,   сравнивать,   делать   выводы,

в)        личностных:  содействовать развитию у  учащихся осознания практической и  личностной значимости  выполняемого задания, самовыражение через этап творческой работы.

Задачи:

  • формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности;
  • учить анализировать текст, точно употреблять слова в речи, избегать повторов одних и тех же слов;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • обучать детей правильному озаглавливанию частей текста;
  • воспитывать у детей интерес, любовь, сострадание ко всему живому;
  • способствовать развитию наблюдательности.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • словарь;
  • индивидуальные карточки – помощницы;
  • иллюстрации к изложению;
  • слайды.

Ход урока.

  1. Организационный  момент

Заставка из телепередачи «В мире животных»

Что за заставку вы сейчас увидели? – правильно это передача «В мире животных».

  1. Введение в тему урока.

   Все мы любим передачи  животных. В этих передачах можно узнать много нового, расширить кругозор, повстречаться с интересными животными и людьми, которые их изучают.

                 У нас сегодня будет необычный урок, урок – передача, на котором некоторые ребята выступят в качестве ведущих программы «В мире животных», а все – после этого смогут попробовать себя в роли журналистов, которым нужно будет написать небольшой сюжет.

  1. Сообщение темы занятия

 Для того, чтобы написать сюжет, нам нужно будет понаблюдать, собрать сведения, зарядиться положительной энергией, пофантазировать. А результатом всего этого будет изложение с творческим заданием.

  1. Актуализация знаний учащихся.

- Какой вид письменной работы мы называем изложением?

(Это текст, который надо запомнить и написать грамотно)

- Объясните значение выражения «Написать грамотно»?

  (Правильно строить предложения. Они должны быть объединены общей темой. Написать текст без ошибок.)

- Из каких частей состоит изложение?

Слайд(1):

1.Вступление.

2.Основная часть

3.Заключение

- Какую роль играет в изложении каждая  часть?

(Во вступлении читателя готовят  к восприятию текста.

Основная часть раскрывает тему.

Заключение подводит итог, выражает идею текста)

- Виды текстов?

(повествование, описание, рассуждение)

Вывод: Значит, чтобы правильно выполнить сегодняшнюю работу, надо чётко представлять структуру текста и следовать ей, соблюдать правила орфографии, синтаксиса и пунктуации.

  1. Работа над текстом изложения.

1). Загадка (слайд 2)

Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он  хозяин, а не гость –

Познакомьтесь это (лось)– появляется иллюстрация лося (слайд 2)

2).Чтение текста изложения учителем (слайд 3)

    Вопросы перед чтением

а) определить вид текста (описание)

б) определить тему текста (лосиха и лосенок)

в) Сколько частей в этом тексте?  (3)

    Чтение каждой части, озаглавливание и запись на доске плана. (слайд 4 –вопросы)

             Вступление. Варианты: «Лосёнок родился»

Основная часть. Варианты заглавий: «Лосиха и лосёнок»

    - Какие слова придают выразительность речи? (Прилагательные).

- В каком значении употреблено выражение «на таких и стоять нельзя» (слайд 5 – опорные слова) – 1 строка

                     Заключение. «В зарослях у ручья»

  1. Пересказ текста по вопросам и опорным словам (слайд 5 открыт весь)
  2. Физкультурная пауза (слайд 6)

Сделаем небольшую остановку, отдохнем:

Все подняли руки - раз!

На носках стоит весь класс,

Два присели, руки вниз,

На соседа посмотри.

Раз! - И вверх,

Два! - И вниз,

На соседа посмотри.

Будем дружно мы вставать,

Чтобы ногам работу дать.

Раз - присели, два - поднялись.

Пусть мужает ваше тело.

Кто старался приседать,

Может уже и отдыхать

  1. Работа над творческим заданием: Вам предлагается выступить в роли журналистов. В заключительную часть включить абзац из 4-5 предложений на тему «Каким станет лосёнок, когда вырастет». Для этого вам нужно внимательно послушать выступление наших ведущих, и опираясь на их рассказы, дополнить своё изложение элементами сочинения.

Первое предложение начнёте со слов «Пройдёт время и лосёнок вырастет ….»(слайд8).

Опишете каким станет лосёнок, опираясь на содержание словаря. Постарайтесь, найти и свои варианты. (Запись 3 и 4  пунктов плана.)

9.Орфографическая подготовка.

(слайд 7) – безударные гласные,

                - парные согласные,

                - трудные слова,

                - словарные слова)

Все журналисты должны писать очень грамотно. Для этого повторим орфографические правила.

10.Самостоятельно перечитайте текст.  Сколько же абзацев будет в нашем тексте? (3) Как пишем каждую новую часть? (с красной строки)

11.  Письмо по плану.

Слабым учащимся выдаются инструкционные карты с вопросами, на которые они отвечают письменно.

                             Примерный план на доске.

  1. Лосёнок родился.
  2. Лосиха и лосёнок.
  3. В зарослях у ручья

Пожелания перед самостоятельной работой:

- Желаю творческих успехов и жду интересных журналистских отчётов.

      12. Этап рефлексии.

- Над какой частью текста  было работать интересно?

- Какая часть работы показалась трудной и почему?

- Особенность, новизна работы (изложение + сочинение)

- Чтение нескольких работ.

       13. Итог урока. Заканчиваем наш урок - передачу. Чему новому мы сегодня учились?

Ребята, вы прикоснулись к творчеству и красоте слов, к тайнам описания красоты природы. Вы приходя в лес, или парк помните о том, что животные являются братьями нашими младшими. Не обижайте их и цените их. (слайд9)

Чтение стихотворения

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу.

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.        

14. Домашнее задание – творческое. Попробуйте найти тексты, где используется сравнительное описание объектов живой природы.

  Творчества всем и вдохновения!

         Используемые материалы

1.Васильева Е.В. Изложение.2010г. Переславль-Залесский (шаблоны слайдов).

2. С. А Есенина Как научить вашего ребёнка писать изложения. 3 класс. Издательство Грамотей 2008,

3.Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение.-Волгоград «Учитель»,1996

4. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 Класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.А. Бубнова, Н.И. Роговцева. – М.; СПб.: Просвещение, 2014.- 341с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Урок русского языка по программе «Школа России» Тема: Ознакомление со словами действиями, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать? 2 класс

Урок русского языка дает представление о словах, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? и обозначающих действие предмета....

Методическая разработка урока русского языка по УМК «Школа России» для обучающихся с ЗПР 4-го класса “Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени”.

Урок разработан с применением технологии модерации и с использованием АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по программе "Школа России". 2 класс

Предмет:  Русский языкКласс 2Кол-во часов за год –170 ч; в неделю – 5ч «Школа России»...

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Единственное и множественное число имен прилагательных

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.входит: разработка урока, презентация, описание компетенций, решаемых...

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Антонимы

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012....