Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему:
    Правописание букв О - Е после шипящих на конце наречий.

    Урок русского языка в 4 классе по программе РО Л.В.Занкова.  (Учебник Н.В.Нечаевой, С.Г. Яковлевой). Цель: закрепить навыки правописания о и е после шипящих в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в наречиях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pravopisanie_-o_-e_posle_shipyashchih_v_narechiyah.rar502.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Правописание  букв О - Е после шипящих на конце наречий.

    Цель: закрепить навыки правописания о и е после шипящих в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в наречиях.

    Задачи:

    образовательная: познакомить учащихся с условиями выбора букв О - Е после шипящих на конце наречий; повторить орфограмму О - Е после шипящих в разных частях речи;

    развивающая: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности учащихся; развивать навыки работы в парах, в группах; содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности;

    воспитательная: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; помочь осознать ценность совместной деятельности;

    Тип урока: урок открытия нового знания.

    Форма организации учебной деятельности: групповая работа, индивидуальная работа, в парах.

    Оборудование для учителя: компьютерная презентация, учебник Н.В.Нечаевой, карточки, алгоритм.

    Ход урока:

    I. Орг. момент.  Мотивация.

    II. Чистописание. Актуализация знаний.

    Выполните задание и найдите буквы, которые будете прописывать. СЛАЙД

    Какие ещё буквы шипящих звуков вы знаете?

    Какие орфограммы букв шипящих звуков вы знаете?

    Вспомнить ещё одну орфограмму вам поможет карточка №1. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

    Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

    С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

    - Какие знания вам помогли выполнить задание?

      -Продолжить наш урок я хочу словами русского писателя А.Н.Толстого «Обращаться с языком  кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

    - Какие мысли у вас возникли после прочтения слов великого русского писателя? (Обращаться с языком надо бережно: точно подбирать слова, правильно строить предложения. И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная, но и письменная речь). Ребята, все в ваших руках, а я вам желаю вам успехов !

    - Найдите в этом высказывании часть речи, которую мы изучаем.

    - Представьте, что вы наречие и расскажите о себе.

    III. Постановка учебной проблемы.

    Прочитайте и запишите поговорку: Тише едешь, дальше будешь. 

    Как вы её понимаете? (Не надо спешить, надо иметь терпение. Надо быть благоразумным и обстоятельным, и тогда ты сделаешь больше и лучше, чем когда ты будешь спешить.)

    - Как вы написали глаголы?

    - Какие трудности возникли? Почему?

    Сформулируйте тему и цель урока.

    IV. Открытие нового знания

    Работа в паре.

    - Прочитайте слова:

    Мячом, чужого, рощей, плющом, горячо, большого, могуче, свежо, хорошего, живуче, тучей, рыжего.

    Что общего в этих словах?

    Как можно разделить эти слова на 3 группы.

    Расставьте ударения, выделите окончания и конечный суффикс.

    Сделайте вывод о правописании – О,Е в окончаниях и суффиксах после шипящих.

    Вывод: в окончаниях имен существительных, прилагательных и наречий после шипящих в ударном положении пишется гласная о, в безударном – е.

    Какие 3 условия определяют выбор этой орфограммы? (часть речи, часть слова, ударение).

    Какие это части речи? (наречия). Поставим ударение.

    ИСКЛЮЧЕНИЕещё.

    Обсудите в паре, как можно схематично изобразить это правило?

    Вернёмся к нашей проблеме.

    Как определить, какую букву после шипящего написать?

    Физкультминутка

    V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    Упражнение 465

    Делаем вывод: На конце наречий после шипящих под ударением пиши букву О, без ударения — Е.

    VI Самостоятельная работа с самопроверкой

     1уровень. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 1 Выделите орфограммы.

    Блестящ . , убеждающ . , хорош . , ярч . , испытующ . , торжествующ . , выш .  , горяч . , раньш . ,свеж

    2 уровень. Образуйте от прилагательных однокоренные наречия. Выделите орфограммы. 

    Исчерпывающий – … , потрясающий – …, ужасающий – …, горячий – …, лучший – …,

    хороший - …, певучий - … .

    3 уровень. Составьте предложения, используя данные наречия.

                    Раньше, свежо, хорошо, блестяще, потрясающе. 

    Самопроверка и самооценка. СЛАЙД.

    VII  Включение нового знания в систему знаний и повторение

    Работа в группе: Составьте алгоритм выбора букв О-Е после шипящих.

    VIII.  Итог урока

    Рефлексия

    Прочитайте высказывания и запишите то, которое соответствует вашему состоянию.

    1. Я усвоил новый материал блестяще.
    2. Я постараюсь лучше разобраться в новой теме.
    3. Я хочу больше узнать о правописании наречий.
    4. Похоже, я ничего не понял.
    5. Сегодня на уроке я активно и хорошо работал.

    Выскажите своё отношение к уроку одним предложением, выбирая начало фразы:

    • было интересно…
    • было трудно…
    • я выполнял задания…
    • я понял, что…
    • теперь я могу…
    • я почувствовал, что…
    • я приобрел…
    • я научился…
    • у меня получилось …
    • я смог…
    • я попробую…
    • меня удивило…
    • мне захотелось…
    • сегодня я узнал…

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Самостоятельная работа

    1уровень. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 1 Выделите орфограммы.

    Блестящ . , убеждающ . , хорош . , ярч . , испытующ . , торжествующ . , выш .  , горяч . , раньш . ,свеж .  .

    2 уровень. Образуйте от прилагательных однокоренные наречия. Выделите орфограммы. 

    Исчерпывающий – … , потрясающий – …, ужасающий – …, горячий – …, лучший – …,

    хороший - …, певучий - … .

    3 уровень. Составьте предложения, используя данные наречия.

                    Раньше, свежо, хорошо, блестяще, потрясающе. 

    Самостоятельная работа

    1уровень. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 1 Выделите орфограммы.

    Блестящ . , убеждающ . , хорош . , ярч . , испытующ . , торжествующ . , выш .  , горяч . , раньш . ,свеж .  .

    2 уровень. Образуйте от прилагательных однокоренные наречия. Выделите орфограммы. 

    Исчерпывающий – … , потрясающий – …, ужасающий – …, горячий – …, лучший – …,

    хороший - …, певучий - … .

    3 уровень. Составьте предложения, используя данные наречия.

                    Раньше, свежо, хорошо, блестяще, потрясающе. 

    Самостоятельная работа

    1уровень. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 1 Выделите орфограммы.

    Блестящ . , убеждающ . , хорош . , ярч . , испытующ . , торжествующ . , выш .  , горяч . , раньш . ,свеж .  .

    2 уровень. Образуйте от прилагательных однокоренные наречия. Выделите орфограммы. 

    Исчерпывающий – … , потрясающий – …, ужасающий – …, горячий – …, лучший – …,

    хороший - …, певучий - … .

    3 уровень. Составьте предложения, используя данные наречия.

                    Раньше, свежо, хорошо, блестяще, потрясающе. 

    Самостоятельная работа

    1уровень. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 1 Выделите орфограммы.

    Блестящ . , убеждающ . , хорош . , ярч . , испытующ . , торжествующ . , выш .  , горяч . , раньш . ,свеж .  .

    2 уровень. Образуйте от прилагательных однокоренные наречия. Выделите орфограммы. 

    Исчерпывающий – … , потрясающий – …, ужасающий – …, горячий – …, лучший – …,

    хороший - …, певучий - … .

    3 уровень. Составьте предложения, используя данные наречия.

                    Раньше, свежо, хорошо, блестяще, потрясающе. 

            Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

    С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

    Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

    С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

    Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

    С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

    Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

    С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

    Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

    С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

    Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

    С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

    Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

    С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

    Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

    С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

    Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

    С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

    Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

    С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

    Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

    С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».

                                  Урок русского языка в 3 классе.    Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце   имён существительных женского рода». «Снова о Ь».      Цели:* познакомить с ...

    технологическая карта урока русского языка 4 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий" УМК «Начальная школа XXI века»

    Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.  Данный урок смоделирован с учётом основных поло...

    Презентация и конспект на тему: "Буквы о/е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных"

    Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е в суффиксах имён прилагательных после шипящих; учить сопоставлять правила правописания букв о,...