Конспект урока "Звуки М , м"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Сокова Екатерина Павловна

Конспект урока обучения грамоте "звуки М м"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_m_m.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обучения чтению

Тема урока: Звуки [м], [м'], буквы М, м

Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [м], [м'] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать культуру учебного труда.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Предметные УУД: знать условное обозначение звонких твердого и мягкого звуков [м], [м'] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; использовать технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; читать слова по слогам и орфоэпически; читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы.

Оборудование: шаблоны для схем предложений (прямоугольники и треугольники); стихи про букву «м»; элементы-шаблоны.

Тип урока: комбинированный

Лаврова, Н.М. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Поурочно-тематические разработки [Текст]: методическое пособие / Н.М. Лаврова. - изд. 2-е, испр. - М.: Академкнига / Учебник, 2011. - 271 с.

Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению). 1 класс: система уроков по учебнику Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова / авт.-сост. Н.В. Лободина. - Волгоград: Учитель, 2012. - 331 с.


конспект

№ п/п

Этапы урока

Методы и приемы

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный.

Игровой: звукоподражание, игра «Доскажи словечко»

Артикуляционная гимнастика

- Как мычит корова? (Му-у-у...)

Игра «Доскажи фразу»

- Конь ржет, а корова … (мычит).

- Собака лает, а кошка … (мяучит).

- Луна светит, а звезды … (мерцают).

- Какие звуки мы будем изучать сегодня? (Звуки [м], [м']).

- Сегодня на уроке мы будем учиться читать слоги и слова с буквой «м».

Произносить слова, четко артикулируя первые звуки.

Проявлять эмоциональную отзывчивость к веселым заданиям.

Принимать и сохранять учебную задачу.

2.

Постановка учебной задачи и ее решение.

Практический: рассматривание страницы азбуки.

Словесный: постановка вопросов по содержанию страниц и формулирование задач урока.

Откройте азбуки на стр. 24-25 и внимательно рассмотрите эту страницу. Какие новые значки и модели появились на ней? Какие вопросы по этой странице вы бы задали? (квадратики с точкой, запятая).

- Что означают эти модели?

- Как их использовать?

Назовите задачи нашего урока (познакомиться с буквой м и звуками, которые она обозначает, научиться составлять модели слов с этими звуками).

Рассматривать страницу учебника, выделять новые модели, задавать вопросы к новым моделям и значкам.

Формировать задачи урока.

Уметь работать с учебной книгой: осуществлять поиск и выделения необходимой информации.

Уметь определять учебную задачу изучения данной темы.

Практический: «Чтение» одноуровневых моделей слов, выделение звуков на основе «чтения» слов-названий предметов по моделям под рисунками.

Словесный: сравнительная характеристика твердого и мягкого звуков.

Знакомство с новыми звуками

Вспомните и обсудите в парах правило чтения звуковых моделей и способ определения отдельного звука. Повторите способ проверки, правильно ли найден звук.

Послушаем результаты ваших обсуждений в парах.

Что нужно сделать, чтобы узнать отдельный звук?

(Нужно произнести все слово, протягивая (выделяя) нужный звук и послушать его).

Расскажите о способе проверки, правильно ли найден звук.

(Нужно произнести целое слово с выделенным звуком).

-Рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике. Кто нарисован на первой картинке (сом.)?

-Прочитайте слово по слогам и орфоэпически.

-Произнесите последний звук в слове «сом». (Звук [м]).

-Кто нарисован на второй картинке? Мальчик «мал».

-Что ищет маленький мальчик?

Учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова.

-Произнесите в каждом слове первый звук. Дайте характеристику этим звукам. Сравните данные звуки.

(В слове «мал» - звонкий твердый согласный звук [м], а в слове «мяч» звонкий мягкий согласный звук — [м']).

-Какими звуками отличаются модели этих слов?

-Что вы заметили в моделях этих звуков?

Рассматривать иллюстрацию, отвечать на все  вопросы учителя, выделять нужный звук, характеризовать звуки.

Уметь использовать иллюстрацию для решения учебной задачи, строить устное речевое высказывание на основе сравнения.

Наглядный: рассматривание моделей согласных звуков.

Знакомство с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков.

Рассмотрите модели в левом верхнем углу на стр. 24.

Согласный звук мы будем обозначать квадратиком. Точка обозначает звонкость звука, эта точка как будто напоминает о кнопке звонка; а запятая справа от квадратика — мягкость.

- Мы с вами узнали, что буква М выполняет две работы. Назовите их, глядя на модели.

    ◘        ◘'

  [м]     [м']

(- Первая работа буквы М — обозначать звонкий твердый согласный звук; - Вторая работа буквы М — обозначать звонкий мягкий согласный звук.)

Рассматривать схемы звуков, соотносить схемы со звуками.

Уметь моделировать языковые единицы.

Наглядный: рассматривание букв

Знакомство с большой и малой буквами Мм

Рассмотрите большую и малую буквы Мм — на что они похожи?

Послушайте стихи «Веселой азбуки»

Вот качели — буква М!

Здесь качаться можно всем!

Е. Тарлапан

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М!

Г. Ванюхина

Рассматривать и запоминать буквы.

Уметь находить ассоциации.

Практический: конструирование большой и малой букв М,м.

Учитель просит учащихся рассмотреть образцы печатных букв «М,м».

- Из каких элементов-шаблонов они состоят?

Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны, необходимо составить из них буквы «М», «м».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

Называть элементы-шаблоны букв и конструировать буквы.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Готовы заботиться о поддержании работоспособности на уроке.

3.

Словесный: формулировка правила соотношения звуков и буквы.

Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «эм» и двух звуков [м], [м'].

Буква «эм» обозначает два согласных звука: звонкий твердый звук [м], звонкий мягкий звук [м'].

Запоминать правила соотношения звуков и букв.

Различать звук и букву.

Решение частных задач.

Практический: звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей.

Закрепление изученных звуков и буквы.

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображен? Что делал Миша? (Мыл.)

- Прочитайте слово по слогам и орфоэпически.

- Что можно сказать про этого мальчика? (Он мил.)

- Прочитайте слово по слогам и орфоэпически.

- Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква «ы» в слове «мыл» указывает, что
предшествующая буква «м» обозначает твердый звук
[м], а в слове «мил» буква «и» - соответственно мягкий звук [м']. Безударная буква обозначается условным символом - кружок).

Аналогично учащиеся читают и анализируют слова «Маша» и «Миша».

- Прочитаем слова по моделям звуков и по буквам. Рассмотрите рисунки, подумайте, какие слова мы прочитаем по моделям.

(-Это имена;

- Это имена известных нам брата и сестры;

- Это слова-названия предметов;

- Это слова-названия предметов, которые отвечают на вопрос «кто это?»).

- Как зовут девочку? (Маша) Как зовут мальчика? (Миша). В словах, которые мы прочитали, есть два разных звука, обозначенные одной и той же буквой. Покажите модель первого звука в слове Маша. Покажите модель первого звука в слове Миша.

Еще раз внимательно рассмотрите рисунки детей. Произнесите вполголоса слово-название игрушки, которую держит Маша, и покажите модель первого звука в названном вами слове.

(Мишка (мишутка; медвежонок) ◘').

- Произнесите вполголоса слово-название игрушки, которую держит Миша, и покажите модель первого звука в названном вами слове.

(Машинка (машина) ◘).

- При произнесении звуков [м], [м'] наши органы речи работают почти одинаково, но звуки имеют по одному отличительному признаку, который помогает различать значения слов. Какие отличительные признаки звуков [м], [м'] показаны на моделях?

(Это твердость и мягкость звуков.(эти признаки показаны с помощью запятой: тот звук, который мягкий, обозначен запятой, у которого нет на модели запятой — он твердый)).

- Замечательно, ребята, вы все заметили и рассказали.

Читать по слогам и орфоэпически, выполнять звуковой анализ.

Соотносить звуковую форму слова с буквенной.

Словесный: составление предложений

Практический: запись предложений с помощью схем-моделей

Задания по развитию речи.

Составьте предложения по данным в учебнике иллюстрациям. Запишите схемы-модели предложений.

У Маши мишка.

У Миши машинка.

Маша играет с игрушечным медведем.

Укажите слово-помощник, слова предметы, слово-признак и слово-действие.

Составлять и «записывать» предложения с помощью схем-моделей.

Моделировать языковые единицы, использовать приемы анализа и языковых единиц.

Физкультминутка

Игровой: отгадывание загадки

Выполнение игровых упражнений

1 игра «Кто это?»

Гуляло по лесу Большое-лохматое.

Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает.

Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?».

Не отвечает Большое-лохматое.

Жара его разморила, в речку загнала.

Лапами Большое-лохматое машет, головой трясет, плывет — карасей пугает.

Забеспокоились караси, губами зашептали: «Кто это? Кто это?».

Не отвечает Большое-лохматое.

Далеко оно уже — на пасеке.

Медом лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается.

А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?».

А ты догадался, кто это? (Медведь).

Отгадывать загадки, делать звукобуквенный анализ слова-отгадки.

Составлять и «записывать» предложения с помощью схем-моделей.

Практический: составление схемы слова.

Далее учащиеся выкладывают звукобуквенную схему слова «медведь», используя фишки.

 

          ◘’○ ◘ ◘’ ○ □’

Игровой: выделение новых звуков в словах, отличающихся звуками [м] [м’]

2 игра. «Камень-вата».

Поднимите синюю карточку, если в конце строки стихотворения услышите твердый согласный [м]. Зеленую карточку покажите, если услышите мягкий звук [м'].

На  полу скребется мышка. - [м].

Спит в берлоге бурый мишка. - [м']. 

Этот мишка очень мил, - [м!]

Только лапы он не мыл. - [м].

Убежала в норку мышка. - [м].

Спать залег в берлогу мишка. - [м'].

Мальчик мал, но очень мил. - [м']

 Он водичкой ручки мыл. - [м].

Выделять в словах парные по твердости-мягкости звуки.

Наглядный: прослушивание текста и выделение слов с новыми звуками.

3. Игра «Кто больше запомнит слов из текста?»

Манит московское метро. Матовый мрамор. Многоцветные мозаики. Молочное мерцание. Молнией мчится метропоезд. Многовагонный, многооконный, многолюдный. Мест много. Мы молчим.. Мелькают мелкие маячки. Мигают. «Маяковская». Молодец, машинист! (Л. Яхнин)

Запоминать и называть слова с заданными звуками.

Итог урока.

Рефлексия.

Содержательная.

Расскажите все, что вы узнали о букве «эм».

(Эта буква обозначает два согласных звука: [м] — звонкий твердый, его модель - ◘ и [м’] - звонкий мягкий, его модель - ◘’)

Деятельностная

- Что нового вы узнали сегодня?

- Что запомнили?

- Что смогли сделать?

Эмоциональная

- Что понравилось на уроке?

- Что понравилось в своей работе на уроке?

Формулировать полные ответы на вопросы.

Умение формулировать собственное мнение, адекватно воспринимать качественную оценку своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...