Методика проектов по русскому языку
проект по русскому языку (3 класс) на тему

Сиротина Екатерина Александровна

Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_po_russkomu_yazyku.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся по русскому языку.

План работы.

  1. Проект и проектные задачи.
  2. Учебники «школа России» и их проекты.
  3. Пример проекта по учебнику.
  4. Журнал «начальная школа», «Начальная школа +-» за 3 года.

Известно, что дети – исследователи по своей натуре. Потребность ребенка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Иначе это называется любопытством. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Организация проектной деятельности требует гармоничного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, подготовкой кадров, обучением школьников.

При работе с проектом роль учителя кардинально изменятся. Теперь он должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом.

Проект -  целенаправленное управление изменением, фиксированное во времени.

Принципы проектирования:

-опора на интерес детей

- самостоятельность учащихся

- творческая направленность

- практическая осуществляемость проекта

- связь с потребностями общества

Требования к проектной деятельности

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектированием самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
  4. Результатом работы над проектом (иначе говоря выходом проекта)является продукт.
  5. Подготовительный продукт должен быть представлен заказчику и представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом проект требует на завершающем этапе презентацию своего продукта.

Этапы работы над проектом.

  1. Поисковый

- моделирование идеальной ситуации

- анализ имеющейся информации

- определение и анализ проблемы

- определение потребности в информации

- сбор и изучение информации

                2.  Аналитический

                - постановка цели проекта

                - определение задач проекта

                - определения способа разрешения проблемы

                - анализ рисков

                - составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ

                - анализ ресурсов

                - планирование продукта

                - анализ имеющейся информации

                - определение потребности в информации

                - сбор и изучение  информации

           3. Практический

                 - выполнение плана работ

                - текущий контроль

             4. презентационный

                - предварительная оценка продукта

                - планирование презентации и подготовка презентационных материалов

                - презентация продукта

                5. Контрольный

                - анализ результатов выполненного проекта

                - оценка продукта

                - оценка продвижения.

Таким образом, проект – это 5 П:

- проблема

- проектирование

- поиск информации

- продукт

- презентация

Содержание и специфика проекта

- практико-ориентированный проект

Нацелен на социальные интересы участников проекта или внешнего заказчика. Продукт может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

- исследовательский

Включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, соц. Опрос.

-Информационный проект

Сбор информации о каком-либо объекте, явлении, представление информации аудитории. Результат такого исследования – публикация в СМИ, интернете.

- творческий проект

Предполагает максимально свободный, нетрадиционный подход к оформлению результатов.

В программе «Школа России» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий продумана система проектов, под заголовком «наши проекты».

1 класс: Скороговорки; Сказочная страничка;

2 класс, 1 часть: и в шутку и всерьез; пишем письмо;

2 часть: рифма, в словари – за частями речи;

3 класс, 1 часть: рассказ о слове, семья слов, составляем орфографический словарь,

2 часть: зимняя страничка, имена прилагательные и загадки;

4 класс, 1 часть: похвальное слово знаками препинания, говорите правильно!

2 часть: имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Пословицы и поговорки. (Журнал «начальная школа» 2011 год, №1 с.74 «развитие речи младших школьников на основе знакомства с пословицами»).

Проект «Пишем письмо»

Накануне нового года дети разных стран пишут письма Деду Морозу. Прочитайте одно из них.

Лиза зажгла настольную лампу и села написать письмо. Самое важное письмо за весь год – письмо Деду Морозу.

«Дорогой Дедушка Мороз». Я хорошо учусь, стараюсь слушаться маму, чищу зубы и даже ем овсяную кашу. Дедушка, я очень люблю землянику. И если тебе не сложно, то пришли мне, пожалуйста, корзинку земляники на Новый год. Ты всё можешь! Спасибо. Лиза».

Лиза запечатала письмо  в конверт и опустила в почтовый ящик.

Дедушка Мороз прочитал письмо, улыбнулся, поглаживая бороду.

  1. Закончите рассказ: какие события могли происходить в царстве Деда Мороза? Что нашла Лиза под ёлочкой в новогоднюю ночь?
  2. А вам приходилось писать письма Деду Морозу? Сбывались ли ваши желания?
  3. Какое письмо Деду Морозу или Снегурочке вы уже написали или хотели бы написать в этом году? Если это не секрет, расскажите о своих желаниях.

Напишите своё письмо Деду Морозу.

Для подготовки к этому проекту может помочь статья журнала «Начальная школа» 2012 год, № 3, с. 86 «Пишу письмо», которая рассматривает изучение данной темы по учебному комплекту ПНШ.

В интернете мною была найдена статья учительницы, работающей по УМК «Школа России», и приложение в виде фотографий.

Сейчас очень редко пишут письма. Чаще официальные, когда нужно решить что – то по работе. А раньше писали для души. И письма писали необычно. Сегодня никто так, конечно, писать не будет, но письма писать иногда всё – таки приходится. Накануне Нового года дети разных стран пишут письма Деду Морозу. Вот и учащиеся второго класса, выполняя проект по русскому языку «Пишем письмо» написали письма Деду Морозу, рассказывая ему о своих желаниях, о том, что бы им хотелось найти под ёлкой в новогоднюю ночь.

Так же информацию о проектной деятельности можно найти в журналах «Начальная школа»:

2011 год: № 2, с. 28 – «Организация проектной деятельности на уроках русского языка». В данной статье дается пример проекта во II классе по программе Л. М. Зелениной и Т. Е. Хохловой по теме безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением под названием «Грамматика весны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект (моно проект по русскому языку) «Картотека словарных слов»

По окончанию работы над проектом мы создадим классную методическую картотеку словарных слов, которую будем использовать на уроках русского языка....

Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Проект урока русского языка русский язык 2 класс

Урок русского языка 2 класс по теме "Слог"...

Проект по русскому языку "Тайна имени". УМК "Школа России" В.П. Канакина и В.Г.Горецкий «Русский язык», - М.: Просвещение, 2011г

Данная работа является конечным продуктом проекта по русскому языку "Тайна имени". 3 класс. УМК "Школа России" В. П. Канакина и В. Г. Горецкий "Русский язык", -- М.: Прос...