Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) на тему

Пояснительная записка и КТП по предмету "Обучение грамоте" В.Г. Горецкий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx68.42 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Пояснительная записка.

Рабочая программапо обучению грамоте разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России , планируемых результатов начального общего образования

                Комплект строится на основе национально-значимых приоритетов, отвечающих современному этапу развития страны. Это: Приоритет воспитания в образовательном процессе; Личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения; Сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Обучение грамоте - составная часть    курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления (линии) развития детей в рамках предмета «Русский язык», которые реализуются на доступном для детей уровне:

  • овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности);
        -  развитие умений слушания и говорения;
  • расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей;
    овладение грамматическим строем речи;
  • овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной  зоркости;

- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

  • приобретение и систематизация знаний о русском языке;
  • раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи
    с русской культурой; воспитание средствами русского языка;

-  формирование у детей чувства языка. 

Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

   Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

  1. звуковой состав и обозначение звуков буквами;
  2. состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов- с помощью приставок);
  3. грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
  4. лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами
    сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).

Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и. читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, во-просительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.

В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.

При работе с текстами «Русской Азбуки» и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.

 В это же время на занятиях внеклассным чтением (1 раз в неделю 15-20 минут на уроке) у учеников формируется интерес к детской книге и самостоятельному чтению. Знания и умения, полученные учениками на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения  детских книг на   занятиях внеклассным чтением. Ведущий метод обучения — метод чтения-рассматривания детских книг.

         При обучении грамоте в 1 классе реализуются основные дидактические принципы:        

  • доступности,
  • преемственности  
  • перспективности  
  • развивающей направленности  
  • самостоятельности  
  • учета индивидуальных особенностей учащихся

 

Одновременно с развитием у детей основных видов речевой деятельности, усвоением ими простейших грамматико-орфографических правил начальный курс русского языка предполагает решение таких основополагающих вопросов, как:

  • формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческих способностей;
  • обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе, развитие логического и образного мышления, освоение нового для детей вида деятельности — учебной, умения рационально использовать время на уроке;
  • овладение посильными приемами самостоятельной работы, развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге — источнику знаний.

 В период обучения грамоте особое значение приобретают согласованные действия и единство требований к учащимся семьи и школы, воспитание у детей положительного отношения к учебе.

При обучении грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

Из области фонетики - это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог: слогообразующая роль гласных звуков: ударение; ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твердые и мягкие; обозначение мягкости согласных на письме (с помощью ь. букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания леи - гни, ча - ща, чу - щу).

Из области лексики - дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений: наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики - дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).

Из области морфологии — происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет - много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации - дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение - законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и ее коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; дается общее понятие о тексте.

Из области орфографии - в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях: начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

        Курс «Обучение грамоте» занимает ведущее место в  обучении первоклассников, т.к. направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции детей. 

        Специфика курса «Обучения грамоте» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами. Обучение  письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом координации устной и письменной речи. Дети  овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах и предложениях.

Обучение письму это:

-выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании;

-подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки;

 -знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных)) букв, основными типами их соединений;

 -обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта;

 -выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке;

-запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно;

-списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста);

-проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового

 

орфографического чтения написанных слов;

-письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением;

 -правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце)

-выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных;

-привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением ;

-знакомство с правилами гигиены письма.                                                

Уроки  обучения  письму интегрируются с уроками обучения чтению.

        Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико – орфографическая пропедевтика.

        После курса «Обучения грамоте» начинается раздельное  изучение русского языка и литературного чтения. Продолжение обучения русскому языку и чтению в 1-м классе и последующих классах начальной школы предусмотрено в учебниках тех же авторов, реализующих идею непрерывности образования.

Содержание программы

 

Подготовительный период

        О речи (устной и письменной).

Речь устная и письменная – общее представление.

        Предложение и слово.

Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

        Слог. Ударение.

Деление слов на слоги; ударение в словах( выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определние количества слогов в слове.

        Звуки и буквы.

Первоначальное представление о слове как единице значения и звучания. Смыслоразличительная функция звуков. Интонационное выделение звука на фоне слова.

Звуковой анализ слова с выделением, называнием каждого звука в слове. Число и последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком(мак-рак). Особенность согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Моделирование звукового состава с отражением в модели качественной характеристики звука(гласные, твёрдые и мягкие согласные). Слогообразующая функция гласных звуков.

Букварный (основной) период

Обучение чтению

        Согласные и гласные звуки и буквы.

        Чтение слогов-слияний

        Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов, их чтение.

        Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов.

        Знакомство с правилами гигиены чтения.

        Умение читать отдельные слова орфографически, т.е так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т.е. орфоэпически.

Обучение письму

        Выработка правильной осанки.

        Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти рук и мелких мышц пальцев: обводка, штриховка, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров.

        Знакомство с начертанием всех букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах. Запись слов и предложений. Списывание слов и предложений. Проверка написанного при помощи сличения с текстом – образцом.

        Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.

        Правильное написание предложений. Выработка умения писать большую букву в именах собственных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением.

        Знакомство с правилами гигиены письма.

Развитие устной речи

        Звуковая культура речи.

        Работа над словом.

        Работа над предложением и связной устной речью.

Послебукварный период

Письмо. Чтение. Развитие речи. Чтение

        Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

        Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине. Совершенствование навыка чтения.

Русский язык

        Практическое применение правил о правописании жи-ши, ча-ща, чу-щу, о большой букве в именах собственных, о написании предложений, о переносе слов с буквой в середине слова, с ь в середине слова, о постановке ударения.

        Речь и ее значение в жизни человека. Знакомство с текстом и его значение.

        Составление предложений на определенную тему по картине, серии сюжетных картинок, по личным наблюдениям.

        Речевая этика. Культура общения.

        Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из этих слов.

        Наблюдение над словами, написание которых расходится с произношением.

        Упражнения детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений.         Закрепление гигиенических навыков письма.

        Выполнение упражнений и заданий в учебнике «Русский язык». Упражнения в звуко-слоговом и звуко-буквенном анализе слов. Простейшие пересказы прочитанного.

        Речевые ситуации с включение слов, употребляемых при приветствии и прощании, при выражении извинения и благодарности.

        Предполагаемый результат. Результаты  изучения курса «Обучения грамоте» приведены в разделе « Требования   к уровню подготовки учащихся по данной программе», который полностью соответствует стандарту.  Требования направлены   на формирование функционально грамотной и коммуникативной личности, которая сможет применить данные знания и умения в дальнейшем обучении русскому языку. Предполагается  овладение средним и высоким уровнем  знаний, умений и навыков.

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

К концу 1-го года обучения дети должны                                                             Знать:

- звуки речи;

- гласные, согласные (твёрдые, мягкие, глухие, звонкие);

- ударение, слог;

- произношение ударных и безударных гласных;

- алфавит;

- буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

- названия букв;

- прописные буквы,

- признаки предложения,

- отличие текста от набора предложений.

Уметь:

  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные согласные - звонкие,; глухие, парные и непарные, твердые мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих
    согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и
    указание на твердость или мягкость согласного звука);
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях:
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и
    небольшие предложения, используя правильные начертания букв.
    соединения;
  • правильно читать плавным слоговым чтением тексты;
  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.

Компетенции :

- создание и разрешение проблемных ситуаций;

- языковое и речевое развитие;

- овладение культурой родного языка;

- устное общение;

- приём и выдача информации;

-игровая деятельность



Содержательные линии

разд

Тематическое планирование

Характеристика деятельности уч-ся

Формирование   УУД

1.

Речь

Общее представление о языке.

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов;
  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

2.

Предложение и слово. 

Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Познавательные общеучебные действия:

  • Знаково-символические;
  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

У УД логические :

  • Анализ объектов

Коммуникативные УУД:

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;

3.

Слог, ударение.

Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Ударение. Способы его выделения. Слогоударные схемы.

У УД логические :

  • Анализ объектов
  • Выбор критериев для сравнения;
  • Синтез как составление частей целого;
  • доказательство

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция;
  • Оценка;
  • Коррекция

3.

Звуки и буквы.

Первоначальное представление о слове как единице значения и звучания. Смыслоразличительная функция звуков. Интонационное выделение звука на фоне слова.

Звуковой анализ слова с выделением, называнием каждого звука в слове. Число и последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком(мак-рак). Особенность согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Моделирование звукового состава с отражением в модели качественной характеристики звука(гласные, твёрдые и мягкие согласные). Слогообразующая функция гласных звуков.

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Смысловое чтение;

У УД логические  

  • Анализ объектов
  • Синтез как составление частей целого;
  • Доказательство;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

4.

Гласные и согласные звуки.

Выделение в словах отдельных звуков (), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру.

Познавательные общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;

УУД логические:

  • Анализ объектов
  • Синтез как составление частей целого;
  • Доказательство;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Прогнозирование уровня усвоения
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

1

Согласные звуки и буквы. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами.

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически  т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

Познавательные общеучебные действия:

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;

Коммуникативные УУД

  • Планирование учебного сотрудничества
  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Личностные УУД:

  • Нравственно-этическое оценивание.

2

Буквы Ъ и Ь.  

Формирование представления о правописании Ъ  и Ь разделительных знаков, сравнение с Ь знаком как показателем мягкости согласных.  

Познавательные общеучебные действия:

  • Выделение познавательной цели;

Регулятивные УУД

  • Оценка;
  • Коррекция

1

Чтение.

Обобщение, систематизация, закрепление  знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

Познавательные общеучебные действия:

  • Классификация;
  • Сериация;

Коммуникативные УУД

  • Планирование учебного сотрудничества
  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Прогнозирование уровня усвоения
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД:

  • Нравственно-этическое оценивание.

2

Русский язык.

Практическое применение правил, изученных в основной период. Знакомство с текстом и его значение. Наблюдение за особенностями устной речи. Сопоставление текста и отдельных предложений. Озаглавливание небольшого текста. Составление предложений на определенную тему по  картинкам, по личным наблюдениям детей, по вопросам учителя. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с    произношением, и письмо предложений из таких слов. Наблюдение за словами, которых не расходится с    произношением. Упражнение детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений. Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки. Работа над формами букв и их соединений в словах.

Познавательные общеучебные действия:

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Классификация;
  • Сериация;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов;
  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Прогнозирование уровня усвоения
  • Оценка;
  • Коррекция


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по обучению грамоте 1 класс  (96ч)

  № урока

Тема урока

Цели

часы

дата

Планируемый результат

Подготовительный период                                        

16ч

1.

Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков.

Формирование начальных сведений о понятиях «речь письменная и устная», «звук», развитие внимания, фонематического слуха

1

Уметь различать устную речь и письменную.

2.

Предложение.

Формирование умения быстро и точно находить слова для обозначения окружающих предметов.

1

Знать, что речь состоит из предложений.

3.

Предмет и слово.

Учить пересказывать небольшие сказки и рассказы по иллюстрации, совершенствовать диалогическую речь.

1

Составлять схемы предложений, знать, что предложения состоят из слов.

4.

Устная речь.

Формирование умения правильно задавать вопросы и отвечать на них

1

Уметь рассказывать сказки по серии картинок.

5.

Письменная речь. Слог, ударение.

Формирование представления о письменной речи. Развивать логическое мышление, внимание, учить делить слова на слоги, ставить ударение.

1

Уметь делить слова на слоги, ставить в них ударение.

6.

Слово, слог, ударение.

Формирование умения выделять из речи предложения, записывать их с помощью

условных знаков.

1

Уметь выделя речи предложения , записывать их с помощью условных знаков

7

Слог, ударение.

Формирование понятия о логическом ударении, учить различать интонационную окраску предложения.

1

Уметь делить слова на слоги и ставить в них ударение.

8

Деление слова на слоги.

Развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги, ставить ударение в словах.

1

Уметь делить слова на слоги и ставить в них ударение.

9

Гласные и согласные звуки.

Учить различать согласные и гласные звуки.

1

Знать основные различия гласных и согласных звуков.

10

Гласные и согласные звуки.

Учить различать согласные и гласные звуки.

1

Уметь различать в устной речи гласные и согласные звуки.

11

Знакомство с алфавитом.

Дать представление об алфавите, буквах как знаках звуков.

1

Уметь различать в устной речи гласные и согласные звуки.

12

Гласные буквы А, а, обозначающие звук (а)

Формировать умение выделять в речи звук (а). Познакомить с буквами А, а.

1

Уметь выделять в речи гласный звук (а) и находить его в письменной речи.

13

Гласные буквы О, о, обозначающие звук (о)

Формировать умение выделять в речи звук (о). Познакомить с буквами  О, о.

1

Уметь выделять в речи гласный звук (о) и находить его в письменной речи.

14

Гласные буквы И, и, обозначающие звук (и)

Формировать умение выделять в речи звук (и). Познакомить с буквами И, и. Наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.

1

Уметь выделять в речи гласный звук (и) и находить его в письменной речи.

15

Гласная буква  ы, обозначающая звук (ы)

Формировать умение выделять в речи звук (ы). Познакомить с буквой Ы.

1

Уметь выделять в речи гласный звук (ы) и находить его в письменной речи.

16

Гласные буквы У, у, обозначающие звук (у)

Формировать умение выделять в речи звук (у). Познакомит с буквами У, у.

1

Уметь выделять в речи гласный звук (у) и находить его в письменной речи.

17

Согласные буквы Н,н , обозначающие согласные звуки (н), (н)

Букварный период

Познакомить с согласными звуками (н), (н) и буквами Н, н, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Начать формировать навыки чтения вслух.

58ч

1

Уметь выделять в речи согласный звук (н) , читать слоги с этим звуком

18

Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки (с), (с)

Познакомить с согласными звуками (с), (с) и буквами С, С, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, формировать навыки чтения.

1

Уметь выделять в речи согласный звук (с) , читать слоги с этим звуком.

19

Согласные буквы К, к , обозначающие согласные звуки (к), (к)

Познакомить с согласными звуками (к), (к) и буквами К. к, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, читать слова с изученными буквами

1

Уметь выделять в речи согласный звук (к) , читать слоги с этим звуком.

20

Согласные буквы Т, т , обозначающие согласные звуки (т), (т)

Познакомить с согласными звуками (т), (т) и буквами Т. т, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким., закрепить знания о правописании заглавной буквы.

1

Уметь выделять в речи согласный звук (т) , читать слоги с этим звуком.

21

Чтение слогов , слов, предложений с буквами Т, т.

Формировать навык чтения с изученными буквами, учить сокращать предложение до основы, делить слова на слоги.

1

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

22

Согласные буквы Л, л , обозначающие согласные звуки (л), (л)

Познакомить с согласными звуками (л), (л) и буквами Л. л, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Практически познакомить с понятием «корень».

1

Уметь выделять в речи согласный звук (л) , читать слоги с этим звуком., усвоить понятие «корень»

23

Чтение слов, предложений с буквами Л, л

Продолжить формирование навыка правильного чтения, учить распространять предложения.

1

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

24

Согласные буквы Р, р , обозначающие согласные звуки (р), (р)

Познакомить с согласными звуками (р), (р) и буквами Р, р, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Способствовать развитию грамотной речи.

1

Уметь выделять в речи согласный звук (р) , читать слоги с этим звуком.

25

Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки (в), (в)

Познакомить с согласными звуками (в), (в) и буквами В, в, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, формировать навыки правильного, сознательного чтения.

1

Уметь выделять в речи согласный звук (в) , читать слоги и слова с этим звуком.

26

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки (й э).

Познакомить с новым звуком и буквой, сформировать четкое представление, что буква Е в начале слова и после гласной обозначает два звука.

1

Знать, что буква Е в начале предложения и после гласной обозначает два звука

27

Буква Е – показатель мягкости согласных.

Познакомить с тем, что после согласных буква Е обозначает звук (э) и указывает на мягкость согласного.

1

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

28

Согласные буквы П, п , обозначающие согласные звуки (п), (п)

Познакомить с согласными звуками (п), (п) и буквами П, п, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, развивать речь, внимание, фонематический слух.

1

Уметь выделять в речи согласный звук (п) , читать слоги и слова с этим звуком

29

Чтение текстов с буквами П, п. Заглавная буква при написании имен, отчеств, фамилий.

Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, учить детей работать с текстом, закреплять представление о правиле правописания имен, отчеств, фамилий.

1

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами, знать, что имена собственные пишутся с большой буквы.

30

Согласные буквы М, м , обозначающие согласные звуки (м), (м)

Познакомить с согласными звуками (м), (м) и буквами М, м, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким.

1

Уметь выделять в речи согласный звук (м) , читать слоги и слова с этим звуком

31

Чтение слов и текстов с буквами М, м.

Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, способствовать развитию грамотной речи.

1

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

32

Согласные буквы З, з , обозначающие согласные звуки (з), (з)

Познакомить с согласными звуками (з), (з) и буквами З, з, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, учить дифференцировать согласные парные звонкие и глухие звуки.

1

Уметь выделять в речи согласный звук (з) , читать слоги и слова с этим звуком, уметь называть парные согласные

33

Чтение слов, текстов с буквами З, з. Пересказ текста.

Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, учить работать с текстом, определять тему текста, его главную мысль.

1

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами, освоить пересказ текста.

34

Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки (б), (б)

Познакомить с согласными звуками (б), (б) и буквами Б, б, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Способствовать развитию грамотной речи.

1

Уметь выделять в речи согласный звук (б) , читать слоги и слова с этим звуком

35

Согласные буквы Б, б , обозначающие согласные звуки (б), (б). Различие понятий: форма слова, родственные слова.

Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, различать понятия «форма слова» и «родственные слова», развивать мышление, речь, фонематический слух.

1

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами, знать различие между формой слова и родственными словами

36

Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки (д), (д)

Познакомить с согласными звуками (д), (д) и буквами Д, д, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения,

1

Уметь выделять в речи согласный звук (д) , читать слоги и слова с этим звуком

37

Чтение слов с буквами Д, д. Закрепление изученного.

Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения,

1

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

38-39

Буквы Я.я, обозначающие звуки (й а).

Познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения,

2

Усвоить, что буква Я в начале слова и после гласной обозначает два звука

40

Буква Я – показатель мягкости согласного.

Раскрыть функцию буквы Я в качестве показателя мягкости согласных звуков. Способствовать развитию грамотной речи.

1

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

41

Чтение текстов. Повторение изученного.

Формировать навыки работы с текстом, способствовать развитию грамотной речи.

1

Уметь работать с текстом.

42

Согласные буквы Г, г , обозначающие согласные звуки (г), (г)

Познакомить с согласными звуками (г), (г) и буквами Г, г, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Закреплять представление об однокоренных словах.

1

Уметь выделять в речи согласный звук (г) , читать слоги и слова с этим звуком

43

Чтение предложений, текстов с буквами Г, г.

Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, учить правильно употреблять предлоги, определять тему и главную мысль текста.

1

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

44

Согласные буквы Ч. ч, обозначающие согласный звук (ч).

Познакомить с согласным звуком (ч) и буквами Ч, ч, учить давать им характеристику как звукам. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения.

1

Уметь выделять в речи согласный звук (ч) , читать слоги и слова с этим звуком

45

Звук (ч). Чтение слов с буквой Ч.

Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения.

1

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

46

Буква ь – показатель мягкости согласных звуков.

Формировать навыки чтения слов с буквой ь, добиться осознания детьми того, что мягкий знак звука не обозначает.

1

Усвоить, что Ь – звука не обозначает.

47

Разделительный мягкий знак.

Дать представление о мягком знаке как о разделительном знаке, развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения.

1

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

48

Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук (ш).

Познакомить детей с новым звуком и буквами. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения.

1

Уметь выделять в речи согласный звук (ш) , читать слоги и слова с этим звуком

49

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш

Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения.

1

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

50

Чтение слов, текстов с изученными буквами.

Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения.

1

Уметь читать слоги, предложения  и слова с изученными буквами.

51

Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж).

Познакомить детей с новым звуком и буквами. Дифференцировать звуки (ж, ш), закрепить понятие звонкие и глухие согласные.. Познакомить с предметами, отвечающими на вопросы «кто?» и «что?».

1

Уметь выделять в речи согласный звук (ж) , читать слоги и слова с этим звуком, уметь различать понятия «одушевленные» и «неодушевленные» предметы.

52

Чтение слов и предложений с буквами Ж. Ш. Правописание сочетаний жи - ши

Обучать умению работать с текстом, правильно писать сочетания жи – ши. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения.

1

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами, усвоить правописание сочетаний жи - ши

53-54

Буквы Ё, ё, обозначающие два звука (й о)

Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими два звука. Ввести понятие «род имен существительных».

2

Усвоить, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука.

55

Буква Ё, ё – показатель мягкости.

Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. Учить различать части речи.

1

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

56

Буквы Й, й, обозначающие согласный звук (й).

Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения.

1

Знать, что буква Й – это согласный звук.

57

Звук (й), буква Й. Повторение и обобщение.

Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения, продолжить обучение выделению основы предложения.

1

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

58

Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки (х), (х).

Познакомить детей с новым звуком и буквами, учить производить звукобуквенный анализ.

1

Уметь выделять в речи согласный звук (х) , читать слоги и слова с этим звуком

59

Чтение предложений и текстов с буквами Х, х.

Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения.

1

Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

60

Повторение и обобщение изученного.

Обобщить знания о твердых и мягких согласных. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения.

1

Уметь выделять в словах мягкие и твердые согласные.

61-62

Буквы Ю, ю, обозначающие два звука (й у).

Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими два звука. Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения.

2

Усвоить, что буква Ю в начале слова и после гласной обозначает два звука.

63

Чтение предложений, текстов с буквами Ю, ю. Буква Ю – показатель мягкости согласного звука.

Совершенствовать навыки правильного чтения. Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление.

1

Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

64

Буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук (ц).

Познакомить детей с новым звуком и буквами. Наблюдать за особенностями написания букв И, Ы после Ц.

1

Уметь выделять в речи согласный звук (ц) , читать слоги и слова с этим звуком

65

Чтение предложений и текстов с буквами Ц, ц.

Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения.

1

Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

66

Буквы Э, э, обозначающие звук (э).

Познакомить детей с новым звуком и буквами. Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление.

1

Уметь выделять в речи гласный звук (э) , читать слоги и слова с этим звуком

67

Чтение слов, предложений с буквами Э, э.

Формировать знания детей о том, что гласная буква Э не пишется после согласных букв Ч, Ш, Ц, Ж.

1

Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

68

Буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук (щ).

Познакомить детей с новым звуком и буквами Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения.

1

Уметь выделять в речи согласный звук (щ) , читать слоги и слова с этим звуком

69

Формирование навыков чтения.

Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения.

1

Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

70

Буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки (ф), (ф).

Познакомить детей с новым звуком и буквами Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление.

1

Уметь выделять в речи согласный звук (ф) , читать слоги и слова с этим звуком

71

Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф.

Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление.

1

Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

72

Знакомство с буквой «твердый знак»

Познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для раздельного произношения согласного и гласного звука.

1

Усвоить, что Ъ – звука не обозначает.

73

Твердый и мягкий разделительные знаки.

Формировать представление о том, когда пишется разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак.

1

Уметь читать слова и предложения с разделительными Ь и Ъ знаками.

74

Твердый и мягкий разделительные знаки.

Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения.

1

Уметь читать слова и предложения с разделительными Ь и Ъ знаками.

Послебукварный период

23ч

75

Хлеб – всему голова.

Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

1

Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

76

Чтение стихотворений И. Сурикова

Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения

1

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами

77

Как хорошо уметь читать!

Формировать стремление как можно лучше освоить навыки чтения, стать активными читателями, закреплять знания об изученных буквах.

1

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

78

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился

говорить букву р»

Формировать навыки сознательного, всегда правильного, выразительного чтения, воспитывать целеустремлённость, самостоятельность.

1

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

79

Наше Отечество.

Формировать знания детей о Родине, России, воспитывать любовь к родине.

1

Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

80

Первоучители словенские.

Познакомить детей с Кириллом и Мефодием -  создателями славянской азбуки.

1

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

81

Первый букварь

Формировать знания детей о том, когда появились первые русские учебники, способствовать умению рассуждать.

1

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами

82

Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский – детям.

Формировать знания детей о том, когда появились первые русские учебники, способствовать умению рассуждать. Формировать навыки как любознательность, стремление к познанию нового

1

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

83

Творчество Пушкина А.С.

Формировать специальные читательские навыки, интерес к самостоятельному чтению, учить сравнивать стихотворения и сказки.

1

Уметь рассказывать наизусть отрывок из стихотворения.

84

Лев Николаевич Толстой – детям.

Дать представление учащимся о том, что значит «быль».

1

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

85

Великий педагог Ушинский К.Д.

Познакомить с творчеством нового писателя, учить сравнивать произведения Толстого и Ушинского.

1

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

86

Творчество Чуковского К.И.

Познакомить с творчеством нового писателя, учить краткому и подробному пересказу.

1

Уметь пересказывать произведения.

87

Виталий Валентинович Бианки.

Познакомить с творчеством нового писателя, формировать интерес детей к братьям нашим меньшим, расширять и углублять знания о природе.

1

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

88

Самуил Яковлевич Маршак.

Познакомить с творчеством нового писателя, расширять читательский опыт.

1

Уметь различать авторские и народные сказки.

89

Михаил Михайлович Пришвин.

Познакомить с творчеством нового писателя, формировать умение определять основную мысль текста.

1

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

90

Агния Львовна Барто.

Познакомить с творчеством нового писателя, учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл.

1

Знать любое стихотворение А. Барто наизусть

91

Сергей Владимирович Михалков.

Познакомить с творчеством нового писателя, формировать индивидуальный опыт самостоятельного чтения.

1

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

92

Валентина Александровна Осеева.

Познакомить с творчеством нового писателя, развивать умение выделять из текста слова и выражения, подтверждающие добрые поступки.

1

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

93

Борис Владимирович Заходер.

Познакомить с творчеством нового писателя, учить выражать свою точку зрения.

1

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

94

Валентин Дмитриевич Берестов.

Познакомить с творчеством нового писателя, прививать стремление к самостоятельному чтению.

1

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

95

Проверка техники чтения.

Закрепить весь изученный материал, проверить технику чтения.

1

Уметь читать целыми словами со скорость 25-30 слов в минуту.

96

Чтение текстов с изученными буквами

Закрепить весь изученный материал,

1

Уметь читать бегло, выразительно целыми словами

97

Прощание с «Русской азбукой» утренник.

Показать свои знания и умения по освоению грамоты.

1


Учебно-методическое обеспечение

Образовательная система «Школа России»

Учебно-методический комплект:

1. Горецкий. В.Г. АЗБУКА в двух частях: учебник / В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина – М. Просвещение, 2012

2. Прописи к «Русской  азбуке» Мой Алфавит, 2 тетради / Климанова Л.Ф., Абрамов А.В.,  Пудикова Н.А. – М. Просвещение, 2012

3. Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: книга для учителя / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин. – М. Просвещение, 2012

Список литературы

        1. Федеральный государственный образовательный стандарт. 2012год.

2. Образовательная система «Школа России». Сборник программ. Дошкольное  образование. Начальная школа. / под науч. ред. Д.И.Фельдштейна.- М.: Баласс,2009.

3. Диски «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия»

4. Методический журнал  «Начальная школа + «До» и «После»

5. Жиренко О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо / О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. –


                               

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся   1 класса

   К концу первого класса обучающиеся должны знать:

  • критерии выразительного чтения;
  • интонационные особенности произведения: тон, тембр, ритм;
  • тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения;
  • законы русской речи и этикетные нормы в ситуациях общения между собеседниками.

                уметь:

  • выразительно читать небольшие по объему художественные тексты;
  • интонировать наизусть стихи;
  • отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие задания;
  • читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами:

     I полугодие Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их                                  буквами

 II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого, передача интонации  и настроения при

чтении.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе.

Календарно - тематическое планирование по программе "Школа России"....

Календарно-тематический план по трудовому обучению. 4 класс школы 8 вида

Календарно тематический план по ручному труду для 4 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой формой умственной отсталости по" Программе специальных (коррекционных) образовательных учрежден...

Календарно- тематическое планирование по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Данное календарно- тематическое планирование разработано  на основе ФГОС.  Описаны планируемые результаты изучения каждой темы и характеристика деятельности учащихся...

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте, обучению письму

В папке представлен материал календарно-тематическое планирование по обучению грамоте и письму ПНШ 1 класс...