Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) на тему
Пояснительная записка и КТП по предмету "Обучение грамоте" В.Г. Горецкий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 68.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте
Пояснительная записка.
Рабочая программапо обучению грамоте разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России , планируемых результатов начального общего образования
Комплект строится на основе национально-значимых приоритетов, отвечающих современному этапу развития страны. Это: Приоритет воспитания в образовательном процессе; Личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения; Сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.
Обучение грамоте - составная часть курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления (линии) развития детей в рамках предмета «Русский язык», которые реализуются на доступном для детей уровне:
- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности);
- развитие умений слушания и говорения; - расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей;
овладение грамматическим строем речи; - овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
- приобретение и систематизация знаний о русском языке;
- раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи
с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
- формирование у детей чувства языка.
Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
- звуковой состав и обозначение звуков буквами;
- состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов- с помощью приставок);
- грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
- лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами
сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).
Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и. читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, во-просительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.
В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.
При работе с текстами «Русской Азбуки» и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.
В это же время на занятиях внеклассным чтением (1 раз в неделю 15-20 минут на уроке) у учеников формируется интерес к детской книге и самостоятельному чтению. Знания и умения, полученные учениками на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения детских книг на занятиях внеклассным чтением. Ведущий метод обучения — метод чтения-рассматривания детских книг.
При обучении грамоте в 1 классе реализуются основные дидактические принципы:
- доступности,
- преемственности
- перспективности
- развивающей направленности
- самостоятельности
- учета индивидуальных особенностей учащихся
Одновременно с развитием у детей основных видов речевой деятельности, усвоением ими простейших грамматико-орфографических правил начальный курс русского языка предполагает решение таких основополагающих вопросов, как:
- формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческих способностей;
- обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе, развитие логического и образного мышления, освоение нового для детей вида деятельности — учебной, умения рационально использовать время на уроке;
- овладение посильными приемами самостоятельной работы, развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге — источнику знаний.
В период обучения грамоте особое значение приобретают согласованные действия и единство требований к учащимся семьи и школы, воспитание у детей положительного отношения к учебе.
При обучении грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.
Из области фонетики - это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог: слогообразующая роль гласных звуков: ударение; ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твердые и мягкие; обозначение мягкости согласных на письме (с помощью ь. букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания леи - гни, ча - ща, чу - щу).
Из области лексики - дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений: наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.
Из области морфемики - дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).
Из области морфологии — происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет - много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.
Из области синтаксиса и пунктуации - дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение - законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и ее коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; дается общее понятие о тексте.
Из области орфографии - в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях: начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.
Курс «Обучение грамоте» занимает ведущее место в обучении первоклассников, т.к. направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции детей.
Специфика курса «Обучения грамоте» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах и предложениях.
Обучение письму это:
-выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании;
-подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки;
-знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных)) букв, основными типами их соединений;
-обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта;
-выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке;
-запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно;
-списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста);
-проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового
орфографического чтения написанных слов;
-письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением;
-правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце)
-выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных;
-привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением ;
-знакомство с правилами гигиены письма.
Уроки обучения письму интегрируются с уроками обучения чтению.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико – орфографическая пропедевтика.
После курса «Обучения грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Продолжение обучения русскому языку и чтению в 1-м классе и последующих классах начальной школы предусмотрено в учебниках тех же авторов, реализующих идею непрерывности образования.
Содержание программы
Подготовительный период
О речи (устной и письменной).
Речь устная и письменная – общее представление.
Предложение и слово.
Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог. Ударение.
Деление слов на слоги; ударение в словах( выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определние количества слогов в слове.
Звуки и буквы.
Первоначальное представление о слове как единице значения и звучания. Смыслоразличительная функция звуков. Интонационное выделение звука на фоне слова.
Звуковой анализ слова с выделением, называнием каждого звука в слове. Число и последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком(мак-рак). Особенность согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Моделирование звукового состава с отражением в модели качественной характеристики звука(гласные, твёрдые и мягкие согласные). Слогообразующая функция гласных звуков.
Букварный (основной) период
Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы.
Чтение слогов-слияний
Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов, их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Умение читать отдельные слова орфографически, т.е так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т.е. орфоэпически.
Обучение письму
Выработка правильной осанки.
Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти рук и мелких мышц пальцев: обводка, штриховка, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров.
Знакомство с начертанием всех букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах. Запись слов и предложений. Списывание слов и предложений. Проверка написанного при помощи сличения с текстом – образцом.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.
Правильное написание предложений. Выработка умения писать большую букву в именах собственных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением.
Знакомство с правилами гигиены письма.
Развитие устной речи
Звуковая культура речи.
Работа над словом.
Работа над предложением и связной устной речью.
Послебукварный период
Письмо. Чтение. Развитие речи. Чтение
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине. Совершенствование навыка чтения.
Русский язык
Практическое применение правил о правописании жи-ши, ча-ща, чу-щу, о большой букве в именах собственных, о написании предложений, о переносе слов с буквой в середине слова, с ь в середине слова, о постановке ударения.
Речь и ее значение в жизни человека. Знакомство с текстом и его значение.
Составление предложений на определенную тему по картине, серии сюжетных картинок, по личным наблюдениям.
Речевая этика. Культура общения.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из этих слов.
Наблюдение над словами, написание которых расходится с произношением.
Упражнения детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений. Закрепление гигиенических навыков письма.
Выполнение упражнений и заданий в учебнике «Русский язык». Упражнения в звуко-слоговом и звуко-буквенном анализе слов. Простейшие пересказы прочитанного.
Речевые ситуации с включение слов, употребляемых при приветствии и прощании, при выражении извинения и благодарности.
Предполагаемый результат. Результаты изучения курса «Обучения грамоте» приведены в разделе « Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на формирование функционально грамотной и коммуникативной личности, которая сможет применить данные знания и умения в дальнейшем обучении русскому языку. Предполагается овладение средним и высоким уровнем знаний, умений и навыков.
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
К концу 1-го года обучения дети должны Знать:
- звуки речи;
- гласные, согласные (твёрдые, мягкие, глухие, звонкие);
- ударение, слог;
- произношение ударных и безударных гласных;
- алфавит;
- буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
- названия букв;
- прописные буквы,
- признаки предложения,
- отличие текста от набора предложений.
Уметь:
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные согласные - звонкие,; глухие, парные и непарные, твердые мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих
согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и
указание на твердость или мягкость согласного звука); - обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях:
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и
небольшие предложения, используя правильные начертания букв.
соединения; - правильно читать плавным слоговым чтением тексты;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Компетенции :
- создание и разрешение проблемных ситуаций;
- языковое и речевое развитие;
- овладение культурой родного языка;
- устное общение;
- приём и выдача информации;
-игровая деятельность
Содержательные линии
№ разд | Тематическое планирование | Характеристика деятельности уч-ся | Формирование УУД |
1. | Речь | Общее представление о языке. | Коммуникативные УУД
|
2. | Предложение и слово. | Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. | Познавательные общеучебные действия:
У УД логические :
Коммуникативные УУД:
|
3. | Слог, ударение. | Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Ударение. Способы его выделения. Слогоударные схемы. | У УД логические :
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
3. | Звуки и буквы. | Первоначальное представление о слове как единице значения и звучания. Смыслоразличительная функция звуков. Интонационное выделение звука на фоне слова. Звуковой анализ слова с выделением, называнием каждого звука в слове. Число и последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком(мак-рак). Особенность согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Моделирование звукового состава с отражением в модели качественной характеристики звука(гласные, твёрдые и мягкие согласные). Слогообразующая функция гласных звуков. | Познавательные Общеучебные действия
У УД логические
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД Смыслополагание. |
4. | Гласные и согласные звуки. | Выделение в словах отдельных звуков (), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру. | Познавательные общеучебные действия
УУД логические:
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД Смыслополагание. |
1 | Согласные звуки и буквы. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. | Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. | Познавательные общеучебные действия:
Коммуникативные УУД
Личностные УУД:
|
2 | Буквы Ъ и Ь. | Формирование представления о правописании Ъ и Ь разделительных знаков, сравнение с Ь знаком как показателем мягкости согласных. | Познавательные общеучебные действия:
Регулятивные УУД
|
1 | Чтение. | Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. | Познавательные общеучебные действия:
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД:
|
2 | Русский язык. | Практическое применение правил, изученных в основной период. Знакомство с текстом и его значение. Наблюдение за особенностями устной речи. Сопоставление текста и отдельных предложений. Озаглавливание небольшого текста. Составление предложений на определенную тему по картинкам, по личным наблюдениям детей, по вопросам учителя. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и письмо предложений из таких слов. Наблюдение за словами, которых не расходится с произношением. Упражнение детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений. Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки. Работа над формами букв и их соединений в словах. | Познавательные общеучебные действия:
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по обучению грамоте 1 класс (96ч)
№ урока | Тема урока | Цели | часы | дата | Планируемый результат | ||||||||
Подготовительный период | 16ч | ||||||||||||
1. | Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков. | Формирование начальных сведений о понятиях «речь письменная и устная», «звук», развитие внимания, фонематического слуха | 1 | Уметь различать устную речь и письменную. | |||||||||
2. | Предложение. | Формирование умения быстро и точно находить слова для обозначения окружающих предметов. | 1 | Знать, что речь состоит из предложений. | |||||||||
3. | Предмет и слово. | Учить пересказывать небольшие сказки и рассказы по иллюстрации, совершенствовать диалогическую речь. | 1 | Составлять схемы предложений, знать, что предложения состоят из слов. | |||||||||
4. | Устная речь. | Формирование умения правильно задавать вопросы и отвечать на них | 1 | Уметь рассказывать сказки по серии картинок. | |||||||||
5. | Письменная речь. Слог, ударение. | Формирование представления о письменной речи. Развивать логическое мышление, внимание, учить делить слова на слоги, ставить ударение. | 1 | Уметь делить слова на слоги, ставить в них ударение. | |||||||||
6. | Слово, слог, ударение. | Формирование умения выделять из речи предложения, записывать их с помощью условных знаков. | 1 | Уметь выделя речи предложения , записывать их с помощью условных знаков | |||||||||
7 | Слог, ударение. | Формирование понятия о логическом ударении, учить различать интонационную окраску предложения. | 1 | Уметь делить слова на слоги и ставить в них ударение. | |||||||||
8 | Деление слова на слоги. | Развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги, ставить ударение в словах. | 1 | Уметь делить слова на слоги и ставить в них ударение. | |||||||||
9 | Гласные и согласные звуки. | Учить различать согласные и гласные звуки. | 1 | Знать основные различия гласных и согласных звуков. | |||||||||
10 | Гласные и согласные звуки. | Учить различать согласные и гласные звуки. | 1 | Уметь различать в устной речи гласные и согласные звуки. | |||||||||
11 | Знакомство с алфавитом. | Дать представление об алфавите, буквах как знаках звуков. | 1 | Уметь различать в устной речи гласные и согласные звуки. | |||||||||
12 | Гласные буквы А, а, обозначающие звук (а) | Формировать умение выделять в речи звук (а). Познакомить с буквами А, а. | 1 | Уметь выделять в речи гласный звук (а) и находить его в письменной речи. | |||||||||
13 | Гласные буквы О, о, обозначающие звук (о) | Формировать умение выделять в речи звук (о). Познакомить с буквами О, о. | 1 | Уметь выделять в речи гласный звук (о) и находить его в письменной речи. | |||||||||
14 | Гласные буквы И, и, обозначающие звук (и) | Формировать умение выделять в речи звук (и). Познакомить с буквами И, и. Наблюдать за позиционным изменением согласных звуков. | 1 | Уметь выделять в речи гласный звук (и) и находить его в письменной речи. | |||||||||
15 | Гласная буква ы, обозначающая звук (ы) | Формировать умение выделять в речи звук (ы). Познакомить с буквой Ы. | 1 | Уметь выделять в речи гласный звук (ы) и находить его в письменной речи. | |||||||||
16 | Гласные буквы У, у, обозначающие звук (у) | Формировать умение выделять в речи звук (у). Познакомит с буквами У, у. | 1 | Уметь выделять в речи гласный звук (у) и находить его в письменной речи. | |||||||||
17 | Согласные буквы Н,н , обозначающие согласные звуки (н), (н) | Букварный период Познакомить с согласными звуками (н), (н) и буквами Н, н, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Начать формировать навыки чтения вслух. | 58ч 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (н) , читать слоги с этим звуком | |||||||||
18 | Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки (с), (с) | Познакомить с согласными звуками (с), (с) и буквами С, С, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, формировать навыки чтения. | 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (с) , читать слоги с этим звуком. | |||||||||
19 | Согласные буквы К, к , обозначающие согласные звуки (к), (к) | Познакомить с согласными звуками (к), (к) и буквами К. к, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, читать слова с изученными буквами | 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (к) , читать слоги с этим звуком. | |||||||||
20 | Согласные буквы Т, т , обозначающие согласные звуки (т), (т) | Познакомить с согласными звуками (т), (т) и буквами Т. т, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким., закрепить знания о правописании заглавной буквы. | 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (т) , читать слоги с этим звуком. | |||||||||
21 | Чтение слогов , слов, предложений с буквами Т, т. | Формировать навык чтения с изученными буквами, учить сокращать предложение до основы, делить слова на слоги. | 1 | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. | |||||||||
22 | Согласные буквы Л, л , обозначающие согласные звуки (л), (л) | Познакомить с согласными звуками (л), (л) и буквами Л. л, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Практически познакомить с понятием «корень». | 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (л) , читать слоги с этим звуком., усвоить понятие «корень» | |||||||||
23 | Чтение слов, предложений с буквами Л, л | Продолжить формирование навыка правильного чтения, учить распространять предложения. | 1 | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. | |||||||||
24 | Согласные буквы Р, р , обозначающие согласные звуки (р), (р) | Познакомить с согласными звуками (р), (р) и буквами Р, р, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Способствовать развитию грамотной речи. | 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (р) , читать слоги с этим звуком. | |||||||||
25 | Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки (в), (в) | Познакомить с согласными звуками (в), (в) и буквами В, в, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, формировать навыки правильного, сознательного чтения. | 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (в) , читать слоги и слова с этим звуком. | |||||||||
26 | Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки (й э). | Познакомить с новым звуком и буквой, сформировать четкое представление, что буква Е в начале слова и после гласной обозначает два звука. | 1 | Знать, что буква Е в начале предложения и после гласной обозначает два звука | |||||||||
27 | Буква Е – показатель мягкости согласных. | Познакомить с тем, что после согласных буква Е обозначает звук (э) и указывает на мягкость согласного. | 1 | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. | |||||||||
28 | Согласные буквы П, п , обозначающие согласные звуки (п), (п) | Познакомить с согласными звуками (п), (п) и буквами П, п, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, развивать речь, внимание, фонематический слух. | 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (п) , читать слоги и слова с этим звуком | |||||||||
29 | Чтение текстов с буквами П, п. Заглавная буква при написании имен, отчеств, фамилий. | Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, учить детей работать с текстом, закреплять представление о правиле правописания имен, отчеств, фамилий. | 1 | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами, знать, что имена собственные пишутся с большой буквы. | |||||||||
30 | Согласные буквы М, м , обозначающие согласные звуки (м), (м) | Познакомить с согласными звуками (м), (м) и буквами М, м, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. | 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (м) , читать слоги и слова с этим звуком | |||||||||
31 | Чтение слов и текстов с буквами М, м. | Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, способствовать развитию грамотной речи. | 1 | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. | |||||||||
32 | Согласные буквы З, з , обозначающие согласные звуки (з), (з) | Познакомить с согласными звуками (з), (з) и буквами З, з, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, учить дифференцировать согласные парные звонкие и глухие звуки. | 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (з) , читать слоги и слова с этим звуком, уметь называть парные согласные | |||||||||
33 | Чтение слов, текстов с буквами З, з. Пересказ текста. | Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, учить работать с текстом, определять тему текста, его главную мысль. | 1 | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами, освоить пересказ текста. | |||||||||
34 | Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки (б), (б) | Познакомить с согласными звуками (б), (б) и буквами Б, б, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Способствовать развитию грамотной речи. | 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (б) , читать слоги и слова с этим звуком | |||||||||
35 | Согласные буквы Б, б , обозначающие согласные звуки (б), (б). Различие понятий: форма слова, родственные слова. | Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, различать понятия «форма слова» и «родственные слова», развивать мышление, речь, фонематический слух. | 1 | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами, знать различие между формой слова и родственными словами | |||||||||
36 | Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки (д), (д) | Познакомить с согласными звуками (д), (д) и буквами Д, д, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, | 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (д) , читать слоги и слова с этим звуком | |||||||||
37 | Чтение слов с буквами Д, д. Закрепление изученного. | Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, | 1 | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. | |||||||||
38-39 | Буквы Я.я, обозначающие звуки (й а). | Познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, | 2 | Усвоить, что буква Я в начале слова и после гласной обозначает два звука | |||||||||
40 | Буква Я – показатель мягкости согласного. | Раскрыть функцию буквы Я в качестве показателя мягкости согласных звуков. Способствовать развитию грамотной речи. | 1 | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. | |||||||||
41 | Чтение текстов. Повторение изученного. | Формировать навыки работы с текстом, способствовать развитию грамотной речи. | 1 | Уметь работать с текстом. | |||||||||
42 | Согласные буквы Г, г , обозначающие согласные звуки (г), (г) | Познакомить с согласными звуками (г), (г) и буквами Г, г, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Закреплять представление об однокоренных словах. | 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (г) , читать слоги и слова с этим звуком | |||||||||
43 | Чтение предложений, текстов с буквами Г, г. | Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, учить правильно употреблять предлоги, определять тему и главную мысль текста. | 1 | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. | |||||||||
44 | Согласные буквы Ч. ч, обозначающие согласный звук (ч). | Познакомить с согласным звуком (ч) и буквами Ч, ч, учить давать им характеристику как звукам. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения. | 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (ч) , читать слоги и слова с этим звуком | |||||||||
45 | Звук (ч). Чтение слов с буквой Ч. | Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения. | 1 | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. | |||||||||
46 | Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. | Формировать навыки чтения слов с буквой ь, добиться осознания детьми того, что мягкий знак звука не обозначает. | 1 | Усвоить, что Ь – звука не обозначает. | |||||||||
47 | Разделительный мягкий знак. | Дать представление о мягком знаке как о разделительном знаке, развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. | 1 | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. | |||||||||
48 | Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук (ш). | Познакомить детей с новым звуком и буквами. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. | 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (ш) , читать слоги и слова с этим звуком | |||||||||
49 | Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш | Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения. | 1 | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. | |||||||||
50 | Чтение слов, текстов с изученными буквами. | Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения. | 1 | Уметь читать слоги, предложения и слова с изученными буквами. | |||||||||
51 | Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж). | Познакомить детей с новым звуком и буквами. Дифференцировать звуки (ж, ш), закрепить понятие звонкие и глухие согласные.. Познакомить с предметами, отвечающими на вопросы «кто?» и «что?». | 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (ж) , читать слоги и слова с этим звуком, уметь различать понятия «одушевленные» и «неодушевленные» предметы. | |||||||||
52 | Чтение слов и предложений с буквами Ж. Ш. Правописание сочетаний жи - ши | Обучать умению работать с текстом, правильно писать сочетания жи – ши. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. | 1 | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами, усвоить правописание сочетаний жи - ши | |||||||||
53-54 | Буквы Ё, ё, обозначающие два звука (й о) | Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими два звука. Ввести понятие «род имен существительных». | 2 | Усвоить, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука. | |||||||||
55 | Буква Ё, ё – показатель мягкости. | Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. Учить различать части речи. | 1 | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. | |||||||||
56 | Буквы Й, й, обозначающие согласный звук (й). | Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения. | 1 | Знать, что буква Й – это согласный звук. | |||||||||
57 | Звук (й), буква Й. Повторение и обобщение. | Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения, продолжить обучение выделению основы предложения. | 1 | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. | |||||||||
58 | Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки (х), (х). | Познакомить детей с новым звуком и буквами, учить производить звукобуквенный анализ. | 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (х) , читать слоги и слова с этим звуком | |||||||||
59 | Чтение предложений и текстов с буквами Х, х. | Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения. | 1 | Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. | |||||||||
60 | Повторение и обобщение изученного. | Обобщить знания о твердых и мягких согласных. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. | 1 | Уметь выделять в словах мягкие и твердые согласные. | |||||||||
61-62 | Буквы Ю, ю, обозначающие два звука (й у). | Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими два звука. Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения. | 2 | Усвоить, что буква Ю в начале слова и после гласной обозначает два звука. | |||||||||
63 | Чтение предложений, текстов с буквами Ю, ю. Буква Ю – показатель мягкости согласного звука. | Совершенствовать навыки правильного чтения. Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление. | 1 | Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. | |||||||||
64 | Буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук (ц). | Познакомить детей с новым звуком и буквами. Наблюдать за особенностями написания букв И, Ы после Ц. | 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (ц) , читать слоги и слова с этим звуком | |||||||||
65 | Чтение предложений и текстов с буквами Ц, ц. | Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения. | 1 | Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. | |||||||||
66 | Буквы Э, э, обозначающие звук (э). | Познакомить детей с новым звуком и буквами. Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление. | 1 | Уметь выделять в речи гласный звук (э) , читать слоги и слова с этим звуком | |||||||||
67 | Чтение слов, предложений с буквами Э, э. | Формировать знания детей о том, что гласная буква Э не пишется после согласных букв Ч, Ш, Ц, Ж. | 1 | Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. | |||||||||
68 | Буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук (щ). | Познакомить детей с новым звуком и буквами Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. | 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (щ) , читать слоги и слова с этим звуком | |||||||||
69 | Формирование навыков чтения. | Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения. | 1 | Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. | |||||||||
70 | Буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки (ф), (ф). | Познакомить детей с новым звуком и буквами Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление. | 1 | Уметь выделять в речи согласный звук (ф) , читать слоги и слова с этим звуком | |||||||||
71 | Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. | Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление. | 1 | Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. | |||||||||
72 | Знакомство с буквой «твердый знак» | Познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для раздельного произношения согласного и гласного звука. | 1 | Усвоить, что Ъ – звука не обозначает. | |||||||||
73 | Твердый и мягкий разделительные знаки. | Формировать представление о том, когда пишется разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак. | 1 | Уметь читать слова и предложения с разделительными Ь и Ъ знаками. | |||||||||
74 | Твердый и мягкий разделительные знаки. | Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. | 1 | Уметь читать слова и предложения с разделительными Ь и Ъ знаками. | |||||||||
Послебукварный период | 23ч | ||||||||||||
75 | Хлеб – всему голова. | Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | 1 | Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. | |||||||||
76 | Чтение стихотворений И. Сурикова | Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения | 1 | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами | |||||||||
77 | Как хорошо уметь читать! | Формировать стремление как можно лучше освоить навыки чтения, стать активными читателями, закреплять знания об изученных буквах. | 1 | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. | |||||||||
78 | Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву р» | Формировать навыки сознательного, всегда правильного, выразительного чтения, воспитывать целеустремлённость, самостоятельность. | 1 | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. | |||||||||
79 | Наше Отечество. | Формировать знания детей о Родине, России, воспитывать любовь к родине. | 1 | Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. | |||||||||
80 | Первоучители словенские. | Познакомить детей с Кириллом и Мефодием - создателями славянской азбуки. | 1 | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. | |||||||||
81 | Первый букварь | Формировать знания детей о том, когда появились первые русские учебники, способствовать умению рассуждать. | 1 | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами | |||||||||
82 | Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский – детям. | Формировать знания детей о том, когда появились первые русские учебники, способствовать умению рассуждать. Формировать навыки как любознательность, стремление к познанию нового | 1 | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. | |||||||||
83 | Творчество Пушкина А.С. | Формировать специальные читательские навыки, интерес к самостоятельному чтению, учить сравнивать стихотворения и сказки. | 1 | Уметь рассказывать наизусть отрывок из стихотворения. | |||||||||
84 | Лев Николаевич Толстой – детям. | Дать представление учащимся о том, что значит «быль». | 1 | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. | |||||||||
85 | Великий педагог Ушинский К.Д. | Познакомить с творчеством нового писателя, учить сравнивать произведения Толстого и Ушинского. | 1 | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. | |||||||||
86 | Творчество Чуковского К.И. | Познакомить с творчеством нового писателя, учить краткому и подробному пересказу. | 1 | Уметь пересказывать произведения. | |||||||||
87 | Виталий Валентинович Бианки. | Познакомить с творчеством нового писателя, формировать интерес детей к братьям нашим меньшим, расширять и углублять знания о природе. | 1 | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. | |||||||||
88 | Самуил Яковлевич Маршак. | Познакомить с творчеством нового писателя, расширять читательский опыт. | 1 | Уметь различать авторские и народные сказки. | |||||||||
89 | Михаил Михайлович Пришвин. | Познакомить с творчеством нового писателя, формировать умение определять основную мысль текста. | 1 | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. | |||||||||
90 | Агния Львовна Барто. | Познакомить с творчеством нового писателя, учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл. | 1 | Знать любое стихотворение А. Барто наизусть | |||||||||
91 | Сергей Владимирович Михалков. | Познакомить с творчеством нового писателя, формировать индивидуальный опыт самостоятельного чтения. | 1 | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. | |||||||||
92 | Валентина Александровна Осеева. | Познакомить с творчеством нового писателя, развивать умение выделять из текста слова и выражения, подтверждающие добрые поступки. | 1 | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. | |||||||||
93 | Борис Владимирович Заходер. | Познакомить с творчеством нового писателя, учить выражать свою точку зрения. | 1 | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. | |||||||||
94 | Валентин Дмитриевич Берестов. | Познакомить с творчеством нового писателя, прививать стремление к самостоятельному чтению. | 1 | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. | |||||||||
95 | Проверка техники чтения. | Закрепить весь изученный материал, проверить технику чтения. | 1 | Уметь читать целыми словами со скорость 25-30 слов в минуту. | |||||||||
96 | Чтение текстов с изученными буквами | Закрепить весь изученный материал, | 1 | Уметь читать бегло, выразительно целыми словами | |||||||||
97 | Прощание с «Русской азбукой» утренник. | Показать свои знания и умения по освоению грамоты. | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
Образовательная система «Школа России»
Учебно-методический комплект:
1. Горецкий. В.Г. АЗБУКА в двух частях: учебник / В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина – М. Просвещение, 2012
2. Прописи к «Русской азбуке» Мой Алфавит, 2 тетради / Климанова Л.Ф., Абрамов А.В., Пудикова Н.А. – М. Просвещение, 2012
3. Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: книга для учителя / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин. – М. Просвещение, 2012
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт. 2012год.
2. Образовательная система «Школа России». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. / под науч. ред. Д.И.Фельдштейна.- М.: Баласс,2009.
3. Диски «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия»
4. Методический журнал «Начальная школа + «До» и «После»
5. Жиренко О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо / О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. –
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся 1 класса
К концу первого класса обучающиеся должны знать:
- критерии выразительного чтения;
- интонационные особенности произведения: тон, тембр, ритм;
- тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения;
- законы русской речи и этикетные нормы в ситуациях общения между собеседниками.
уметь:
- выразительно читать небольшие по объему художественные тексты;
- интонировать наизусть стихи;
- отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие задания;
- читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами:
I полугодие Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого, передача интонации и настроения при
чтении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе.
Календарно - тематическое планирование по программе "Школа России"....
Календарно-тематический план по трудовому обучению. 4 класс школы 8 вида
Календарно тематический план по ручному труду для 4 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой формой умственной отсталости по" Программе специальных (коррекционных) образовательных учрежден...
Календарно- тематическое планирование по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Данное календарно- тематическое планирование разработано на основе ФГОС. Описаны планируемые результаты изучения каждой темы и характеристика деятельности учащихся...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) 1 класс 2ч. в неделю. для школ с родным (нерусским) русским (неродным) языком обучения. Л.Д. Митюшина.
КТП по русскому языку для 1 класса 2 часа в неделю по ФГОС...
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (чтение) (индивидуальное обучение) 1 класс
Календарно-тематическое планирование....
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте, обучению письму
В папке представлен материал календарно-тематическое планирование по обучению грамоте и письму ПНШ 1 класс...