Русский язык. 3 класс. "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Иванова Наталья Викторовна.

Материал представляет собой таблицу с конспектом урока русского языка в 3 классе, на котором учащиеся решают проектную задачу - создают настенное учебное  пособие "Части речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr.zad_.sem_.3_kl.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР

«Роль учителя начальных классов в развитии личности обучающегося  на основе формирования  УУД,

познания и освоения мира» 2013 г.

В РАМКАХ РМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

Разработка учителя МБОУ СОШ № 8

Ивановой Н.В.

Урок – проектная задача

 по русскому языку.

Тема:

 «Создание пособия «Части речи».

Форма проведения урока: решение проектной задачи.

2013-2014 учебный год.

Урок – проектная задача по русскому языку.

Тема: Части речи. Обобщение изученного.

Форма урока: решение проектной задачи.

Название проектной задачи

Создание настенного пособия «Части речи».

Класс.

3

Тип задачи:

С точки зрения предмета – рефлексия.

В педагогическом плане – обучающая.

Цель:

Создать пособие«Части речи».

Педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Обучение младших школьников совместному решению задач.
  2. Более глубокое усвоение детьми знаний о частях речи.
  3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения тем «Имя существительное»,

 «Имя прилагательное», «Глагол».

  1. Очередной шаг к формированию коммуникативных компетентностей.
  2. Обучение осознанному построению речевых высказываний в устной и письменной форме в соответствии с задачами коммуникации.

Знания, умения и способы действия,

 на которые опирается проектная задача.

Третьеклассники в течение 1-го, 2-го и начала 3-го класса на уроках русского языка говорили о частях речи, их признаках, учились их распознавать и т.д. Систематически на различных уроках работали в группах, имеют опыт распределения функций и ролей в совместной деятельности, осуществления взаимного контроля в совместной деятельности, презентования и оппонирования работ.

Планируемый педагогический результат.

-каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках данного предметного материала, изученного за весь период обучения;

- часть учащихся смогут устранить пробелы в знаниях о частях речи;

 - учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего творческого задания;

- будет сделан очередной шаг к освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- шаг к обучению умению работать в информационной среде и с учебными моделями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета – русский язык.

Применяемые формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Способ и формат оценивания результатов работы

Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе.

Публичное выступление групп.

Проект урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся на данном этапе

Универсальные

учебные действия

Организационный момент.

 Языковая разминка.

 ( актуализация знаний )

С какой большой темой мы сейчас работаем?

Какие именно проблемы мы решали?

Давайте вспомним: что мы знаем о частях речи

Постановка проблемы урока.

Учительница 2-го класса обратилась к нам за помощью: создать настенное пособие для второклассников, которые только начинают знакомиться с частями речи и знают гораздо меньше вас. Вы готовы сегодня помочь им?

Группировка перечисленных тем

Давайте подумаем на какие части можно разделить весь материал и на сколько групп разумно будет разделиться для выполнения поставленной задачи. Как вы считаете, знаний о каких частях речи у нас достаточно, чтобы создать пособие? Будем ли мы включать в работу имя числительное, местоимение, наречие?

Предполагаемые ответы:

-части речи.

-определяли части речи в предложении: существительные, прилагательные, глаголы, предлоги, союзы, наречия, числительные, местоимения;

-определяли постоянные и непостоянные признаки имен существительных, прилагательных, глаголов,

- называют части речи и их признаки, при чём сущ., прилаг., глагол – подробно. Остальные – только называют.(имя числительное, местоимение, наречие, предлоги, союзы.)

С удовольствием соглашаются помочь второклассникам

 

ожидаемые

ответы детей :

-имя существительное-1а-я

-имя прилагательное-2-ая

-глагол – 3-я группа

-Разделимся на 3 группы

Анализ объектов с целью выделения существенных отличительных признаков.

Освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Группировка материала по общим признакам,

Систематизация материала по общим признакам.

Самостоятельное определение вида практической задачи.

Умение ориентироваться в материальной и информационной среде в соответствии с содержание предмета «русский язык».

Использование простейших предметных, знаковых, графических моделей: их построение, преобразование.

Основной этап. Создание стенда.

Работа в группах

Как вы поняли, эту работу вы будете выполнять в группах. А презентовать (защищать) ваш проект будет один представитель от группы.

Вначале вам нужно прочитать порядок ваших действий в группе, а потом распределить обязанности.

Порядок действия группы:

  1. Выбрать командира группы.
  2. Обсудить и распределиться кто за какую информацию отвечает, кто про что пишет.
  3. Написать весь теоретический материал на отдельных карточках по ролям.
  4. Соединить всю информацию.
  5. Выбрать ученика для защиты и самим послушать его ответ.
  6. Если понадобится сделать дополнения или исправления.

Слушают,

 читают порядок действия группы на экране,

Затем работают в группах:

 ( создают свою часть стенда, излагают теоретический материал на заготовленном листе).

Выработка алгоритма последовательности действий, планирование этапов предстоящей работы и определение их последовательности.

Распределение обязанностей в группе сверстников, планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем, самостоятельное нахождение путей решения проблемы творческого характера.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Я буду выступать в роли консультанта, если у вас возникнут трудности. А если будет очень много  вопросов, и я не буду справляться, как вы думаете, кто ещё может выступить в роли консультантов?

( Раздаю листки, называю какой группе

Какую часть речи описывать, вывешиваю на стенде названия его частей.

Дети называют имена возможных консультантов.

Защита проектов группами                     и оппонирование другими участниками проекта.

После каждого выступления спрашиваю:

Кто хочет проанализировать выступление, то есть выступить в роли оппонента?

Предлагаю оппоненту воспользоваться во время анализа выступления  планом, установленным на экране.

 ( слайд № *).

План анализа ответа:

  1. Правильно ли изложен теоретический материал?
  2. Подобраны ли примеры?
  3. Качество речи выступающего (громкость, чёткость, выразительность).
  4. Грамотность речи защищающего проект.

     (логичность, чёткость,         доказательность)

  1. Твоё личное отношение к выступлению(понравилось или нет), общее впечатление.

Выступают с презентациями своих карточек.

Слушают ответы докладчиков,

оппонируют ответы.

Развитие ораторских умений,

умения доказывать и отстаивать свою точку зрения,

брать ответственность на себя,

принимать решения.

Развитие

умения оценивать ответы одноклассников,

умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осознание и произвольное построение речевого высказывания.

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Итог.

Оценка результатов урока обучающимися.

Каков результат сегодняшнего урока?

Выставление отметок за урок учителем и детьми (руководителями групп).

 

- теперь у нас есть стенд «Части речи» мы можем предложить его в помощь учителю и ученикам 2-го класса

Командиры групп оценивают работу учащихся, учитель, если считает нужным даёт советы, корректирует оценки.

Самостоятельная оценка и анализ результатов деятельности.

Домашнее задание:

Повторить правила-определения частей речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Раздел: Слова, к которым нельзя задать вопрос.Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами....

Урок русского языка и развития речи.

Урок русского языка и развития речи.(cлайд №1)...

Презентация к уроку русского языка и развития речи.

Презентацию можно изпользовать к любому УМК....

Культура речи.( по материалам "Русский язык и культура речи для технических ВУЗов" Данцев А.А. Нефёдова Н.В. издательство "Феникс" Ростов на Дону 2002 г. (Учебный мaтериал в раздел "Начальная школа")

Слово, речь — показатель общей культуры чело­века, его интеллекта, его речевой культуры. Вот по­чему овладение культурой речи, ее совершенствова­ние особенно активно начинается и про...