Снова о мягком знаке. Конспект урока русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Карпина Валентина Александровна

Конспект урока "Снова о мягком знаке" составлен на основе учебника М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка" для 3 класса и соотыетствует требованиям ФГОС НОО

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

апельр акпель евеслье новеольсе рчуиь муваьри мшыь стрчьи апрель веселье ручьи мышь капель новоселье муравьи стричь

Слайд 3

апрель капель веселье ручьи новоселье муравьи мышь стричь Мягкость согласного Разделение согласного и гласного звука ?

Слайд 4

? ь мужской род женский род нож плащ шалаш помощь ёж рожь мышь

Слайд 5

Какую работу выполняет мягкий знак? 1)Обозначает мягкость согласного 2)Разделяет согласный и гласный звук 3) Указывает на форму слова

Слайд 6

Труд человека кормит, лень портит. Луна и ночь , что мать и дочь. Здоровье дороже богатства. Ложь человека не красит. Кто сеет мир, пожнёт счастье . Ученику – удача, учителю – радость.

Слайд 7

1.Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи 2.Если это имя существительное в начальной форме, определи род 3.Если слово женского рода – пиши мягкий знак



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

«Снова о мягком знаке» 3 класс, ОС «Гармония»

1.Актуализация опорных знаний.

Предлагаю вам потренироваться составлять слова из рассыпанных букв. (апрель, капель, веселье, новоселье, ручьи, муравьи, мышь, стричь)

апельр

акпель

евеслье

новеольсе

рчуиь

муваьри

мшыь

стрчьи

Молодцы! А теперь прочитайте эти слова про себя и подумайте, на какие группы их можно разделить?   (по родам, по числам, сложное и простые слова)

2.Введение проблемной ситуации, определение темы и целей урока

Что общего есть у этих слов? Какой частью речи они являются? (имена существительные) Как вы определили часть речи? А вы заметили, что в каждом из этих слов есть мягкий знак? Попробуем разбить слова по группам в зависимости от работы мягкого знака. Какую же работу он выполняет в этих словах?(показывать мягкость, разделять согласный звук от гласного)

А какую работу мягкий знак выполняет в словах мышь и стричь? Обозначает ли он мягкость согласного?

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?(о мягком знаке и его работах, а также мы узнаем о правописании слов с мягким знаком)

3.Работа по теме урока, открытие нового знания

Давайте понаблюдаем за словами в упражнении №503 в рабочей тетради. Можем ли мы утверждать, что мягкий знак в словах первого столбика смягчает букву шипящего согласного?(нет) Почему?(шипящие ч, щ всегда мягкие) А может он разделяет согласный и гласный звук? Хорошо. Тогда скажите мне, что объединяет слова первого и второго столбика? Какой частью речи являются эти слова?(сущ.) Как вы это определили? В каком числе стоят слова 1 и 2 столбика?(в ед.) В каком падеже?(им.п.) В какой же форме стоят слова 1 и 2 столбика?(в нач.ф.) Хорошо, а теперь найдите отличительные признаки(есть мягкий знак в 1 столбике, во 2 нет) Обратите внимание на род. Он различается?(да. 1 – ж.р, 2 – м.р.) Как вы определили род существительных? (подставили местоимения). Как же нам озаглавить эти столбики слов?

Итак, мы с вами выяснили, что в 1 столбике мягкий знак не обозначает мягкость буквы шипящего согласного звука, не выполняет разделительную функцию. У кого-нибудь есть предположение, какую же работу он здесь выполняет? Давайте сверим наше мнение с мнением ученых и обратимся к первой рамке на стр. 65 учебника. Что же указывает мягкий знак в словах первого столбика?(сущ. в нач.ф.,ж.р.)

4.Введение правила правописания мягкого знака на конце имён существительных

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Внимательно прочитайте пословицы, после слов «классная работа» отступите одну строчку и выпишите из пословиц в столбик только те слова, в которых мягкий знак указывает на форму слова. (один человек выходит к доске)

Труд человека кормит, лень портит. Луна и ночь, что мать и дочь. Здоровье дороже богатства. Ложь человека не красит. Кто сеет мир, пожнёт счастье. Ученику – удача, учителю – радость.

А теперь отложите ручки, выпрямите спинки и внимательно послушайте мою сказку.

- Как-то в волшебной Стране Правописания произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда всё утихло, снова стали они в слова собираться. Один только мягкий знак не знает, куда ему встать. Пошёл он к словам мужского рода. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело – смягчаться. Они воины. Им нужны нож, плащ, шалаш для отдыха.

Опечалился Мягкий Знак. Побрёл он к словам Женского рода. Идёт и думает: “Женщины добрые. Они меня не прогонят”. Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе.

Захотелось как-то Мягкому Знаку найти себе друга. Пошёл он по тропинке и встретил ежа.

- Давай дружить, - предложил Мягкий Знак.

Но ёж ничего не ответил и свернулся в клубок. Обиделся Мягкий Знак и ушёл от ежа.

Идёт он и плачет. Вдруг видит: у дороги, где колосится рожь, сидит серая мышь. Пожалела она Мягкий Знак и оставила у себя жить.

Мягкий Знак был так ей Благодарен, что с тех пор всегда стал писаться в существительных женского рода, которые оканчиваются на шипящий.

Какое правило правописания мягкого знака на конце имен существительных скрылось в этой сказке?(мягкий знак пишется после шипящих на конце слова только у сущ. ж.р.)

Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?(узнать о третьей работе мягкого знака) Какая же у него еще есть работа? (указывать на форму слова) Давайте прочитаем сведения во второй рамке на стр. 64.

Как предлагаете озаглавить наш столбик со словами ночь, дочь, ложь? (им.сущ. ж.р.)

Попробуйте доказать, что  на месте шипящих звуков на конце имен существительных в начальной форме есть орфограмма. Для этого обратимся к упражнению 505 рабочей тетради. Что необходимо сделать? (достроить схему) Какие данные в схеме уже указаны? Что значит им.сущ. в нач.ф?(в ед.ч,Им.п)Почему же в этих словах есть орфограмма, опасное место? (потому что мы выбираем, писать или нет ь) В каком же случае мы будем писать в существительных ь на конце слова после букв шипящих? (если это сущ.ж.р.) А в каком не будем?(м.р.) (схему заполняю на доске)Подчеркните орфограмму в нашем столбике слов.

5.Применение полученных знаний в практической деятельности

Попробуем применить наши знания, выполняя упражнение 506 в учебнике. Прочитайте задание. Какие действия нужно выполнить, чтобы правильно записать слова, как вы думаете? Давайте прочитаем алгоритм действий в рамке на стр.65 учебника.

Теперь, опираясь на алгоритм, выполняем упражнение с комментированием.(по одному к доске) Сверху подписываем род имени существительного, подчеркиваем орфограмму

А теперь поработайте самостоятельно. Найдите упр.507 в учебнике. Из рамочки выпишите в строчку только те имена существительные, на конце которых пишется мягкий знак. Опирайтесь на алгоритм. Подчеркните орфограмму.

В упр. 508 авторы спрятали ловушку. Подумайте, и скажите мне, в чем она заключается?

Обратимся к упр.509 в рабочей тетради. Нам необходимо определить часть речи данных слов и образовать от них имя существительное с шипящим на конце.

6.Подведение итогов урока

Итак, о какой новой работе мягкого знака вы узнали сегодня на уроке?(указывать форму слова) В каком же случае у существительных на конце пишется мягкий знак?(если оно ж.р) Как не ошибиться в написании слов, оканчивающихся на шипящий? (алгоритм)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Знаки препинания в сложном предложении"

Конспект урока Русского языка для 4 класса, тема "Знаки препинания в сложном предложении", разработан по УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка. 4 класс. "Снова о Ь"

В работе дан подробный конспект урока - получения  нового знания  с использованием деятельностного подхода....

Конспект урока русского языка. 2 класс. "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова".

Конспект урока  русского языка по теме "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова" .  2 класс. Учебник Р.Н. Бунеев, , Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Используется презентация....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс " Разделительный мягкий знак"

Конспект урока русского языка для 2 класса " Разделительный мягкий знак" соответствует ФГОС....

конспект урока русского языка 4 класс. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Конспект урока русского языка 4 класс. Знаки препинания в предложениях с однородными членами....