Понятие о неопределённой форме глагола
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Данный урок проводился в 3 классе УМК "Школа 2100"  с применением технологии проблемно-диалогического обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_marchenko_o.a.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Понятие о неопределённой форме глагола.

Цели и задачи:

        1.Ввести понятие «неопределённая форма» глагола; учить образовывать её, отличать от других глагольных форм.

        2.Способствовать развитию познавательных процессов и речи; навыков самоконтроля и самооценки.

          3.Возбудить у обучающихся чувство товарищества, взаимопомощи. Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Оборудование:  мультимедийный  проектор, экран, презентация, выписка из словаря, карточки с заданиями, раздаточный материал.

Ход урока.

Деятельность учителя

Предполагаемая

деятельность обучащихся

1. Самоопределение к деятельности. (1-2 мин)

-Здравствуйте, ребята.

-Посмотрите, что у меня на бейдже? Почему, как вы думаете?

-Действительно, у меня сегодня прекрасное настроение, и я хочу его частичку передать вам, а вы – друг другу. Я надеюсь, что мы будем с вами работать дружно, творчески. (Слайд 1)

2. Актуализация опорных знаний.

  • Минутка развития.(2-3 мин)

яиголофром

-Расшифруйте слово. Что оно обозначает?

-А что вы делаете, если не знаете значения слова или сомневаетесь в правильности своих знаний о нём?

-В русском языке проживают части речи, каждая из которых имеет свои особенности, как и человек.

(Слайд 2)

-Какие вы знаете части речи?

-Какую изучаете сейчас?

  • Теоретическая разминка.

-Повторим знания о глаголе. Какие бы вы задали вопросы по теме «Глагол»?

-А вот какие вопросы составила я:

На какие вопросы отвечает? Что обозначает?

Как изменяется?

Какую роль выполняет в речи?

(Слайд 3)

-Что ещё вы узнали о глаголе на предыдущем уроке?

- С помощью ваших ответов наш человечек-глагол приобрёл новый облик. (Слайд 4)

-Всё ли изучили?

-Вы многое узнали о глаголе, многое предстоит узнать.

-Для чего нужны теоретические знания?

  • Словарная работа.

-Образуйте от существительных мечта, сочинение разные формы глаголов.

-А я образовала такие глаголы: мечтает, помечтала, мечтать, сочинят, сочинить. Определите их время и число.

-Проверим, что получилось.

Создание проблемной ситуации. Побуждающий диалог.

-Всё ли задание выполнили? В чем затруднение?

- Чем эти глаголы не похожи на других?

3. Постановка учебной проблемы.

-Над какой же проблемой будем сегодня работать?

Если не ответят, подводящий диалог:

-Где же было затруднение?

-Что мы не смогли определить у этих глаголов?

-Т.е., нам встретились глаголы, которые чем-то отличаются от других)

-Что же это за глаголы, у которых нельзя определить ни время, ни число?

4. Открытие нового знания.

Подводящий диалог

-Чем похожи глаголы мечтать, сочинить?

-Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит событие?

-Итак, на какие вопросы отвечают глаголы, у которых нельзя определить время, число?

-На что они оканчиваются?

-Как бы вы назвали такие глаголы?

-Такие глаголы имеют 3 названия:

начальная        неопределённая        инфинитив

  форма                  форма

-Итак, тема урока…   ( Слайд 5)

  • Работа с определением.

-Прочитайте правило -с.108

-Почему эта форма глаголов называется неопределённой?

-Какие суффиксы она имеет? На что ещё оканчиваются?

-Как же вы будете отличать глаголы в неопределённой форме от других форм глаголов?

  • Ф/м Игра «Оживи глагол».

Танцевать, бежать, спать, летать, петь, думать, рисовать.

5. Первичное закрепление.

  • Игра «Ты - редактор».

-Замените словосочетания глаголом неопределённой формы.

Оказать помощь - …

Одержать победу - …

Давать совет - …

Принять решение - …

-Что у вас получилось? Что ещё вызывает затруднение

  • Работа с пословицами.

1)Учить – ум точить.

-Как вы понимаете смысл пословицы?

-Найдите глаголы в неопределённой форме. Докажите. Запишите.

6. Самостоятельная  работа.

2)(Без) б.ды друга (не) узнаешь.

-В какой жизненной ситуации можно применить эту пословицу. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

-Найдите глагол. Образуйте его начальную (неопределённую) форму. Как вы будете это делать? Задайте вопрос.

-Какие задания сейчас выполняли? Что получилось?

  • Работа с антонимами.

-Усложним задание. Подберите антоним к глаголу и поставьте его в неопределённую форму. Сколько преобразований с каждым глаголом сделаете?

Поссоришь, ненавидят, враждовали, ругаю.

-В чём сложность задания?

-Задайте вопросы к глаголам, которые записали.

-Какую роль в речи играют антонимы?

-Вы должны догадаться, что будут делать ребята?

7. Итог, рефлексия.

-Какие «открытия» сегодня на уроке вы сделали для себя?

-Что вы узнали о глаголах неопределённой формы?

-Что больше всего понравилось?

-Что вызвало затруднение? А что получилось лучше?

-Мне очень понравилось с вами общаться: вы – настоящая команда, очень дружные ребята. Я хочу поблагодарить вас за великолепную работу (похлопайте сами себе) и подарить вам частичку своего сердца, которого так не хватало нашему человечку.

8.Д/з

-Солнышко. Весна, хорошее настроение.

Ученик у доски.

Ответы детей.

-Спрашиваем у учителя, родителей, находим в словаре. Читают выписку из словаря.

Морфология - раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов.

-Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

-Сейчас мы изучаем глагол.

Ответы детей.

Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Они изменяются по числам, временам, а в прошедшем времени по родам в единственном числе.

«Оживляют» текст, передают быструю смену событий.

-Частица не с глаголами пишется раздельно.

-Нет.

-Чтобы использовать на практике.

Ответы детей.

Работают в парах (карточки)

Проверка задания.

-Нет. Не получается определить время и число у глаголов мечтать, сочинить.

Ответы детей.

Ответы детей.

-Одинаково заканчиваются, нельзя определить время, число.

-Нет.

-Что делать? Что сделать?

-Они оканчиваются на –ть.

-Неопределенная форма глагола

Ответы детей.

Ученик у доски «показывает» глагол, а остальные должны назвать глагол в неопределённой форме.

помочь

победить

советовать

решить

Ответы детей. Работа у доски.

-Учить, точить, потому что они отвечают на вопрос что делать?

Объясняют орфограммы.

-Узнаешь – узнать.

-Зададим вопрос что делать? или что сделать?

-Находили и образовывали глаголы в неопределённой форме.

-Два.

-Помирить, любить, дружить, хвалить.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы.

Урок русского языка в 3 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок составлен с учетом требований ФГОС. Цель изадачи урока:познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой ...

Понятие о неопределённой форме глагола

Данный урок оответствует всем требованиям ФГОС. Составлен с использованием активных методов обучения и объединён общей темой. Содержание и объём информации, выбор средств соответствует индивидуальным ...

Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»

·         Цель: раз­витие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.Задачи:  ·...

Понятие о неопределённой форме глагола

Урок русского языка в 3 классе (ОС "Школа 2100")...

Разработка урока "Понятие о неопределённой форме глагола"

Планируемые результаты:Личностные результаты:-интерес к изучению языка;-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.Регулятивные УУД: -самостоятельно формулировать тему и цель урока...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.Цели деятельности учителя: формирование умений определять нео...