"Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Латышева Алла Юрьевна

 

 

    Урок соответствует стандартам начального общего образования. Технологии обучения: личностно- ориентированные, игровая, здоровьесберегающая, продуктивного обучения. ИКТ, активизирующие учебно – познавательную деятельность ребёнка, поддерживающие интерес учащихся к изучаемой теме на протяжении всего урока.      Формирование навыка грамотного письма строится в логической последовательности сюжета урока. На уроке осуществляется рефлексивная деятельность, что способствует формированию личностного смысла учения. Материал урока носит научный характер, вместе с тем  является доступным для младших школьников.

    На уроке сочетаются различные виды деятельности: фронтальный опрос, самостоятельная  и индивидуальная работа, работа в парах. Формируется готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, выслушивать мнения других. Выполняемая на уроке работа контролируется по средствам самопроверки, взаимопроверки. Творческая работа с текстом является условием реализации творческого потенциала учащихся в рамке предметно – продуктивной деятельности.

Цель урока:  Актуализация знания детей о написании гласных после шипящих, формирование грамотного письма.

Задачи:

    Обобщение и повторение темы, изученной в первом классе, формирования навыков письма слов на данную орфограмму и самоконтроля;

   Развитие познавательных, коммуникативных, информационных компетенций учащихся через изучение данной темы;

   Развитие внимания, зрительной памяти, фонематического слуха, орфографической зоркости, устной и письменной речи учащихся, логического мышления;

   Развитие  интереса  к русскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_pravopisanie_sochetaniy_zhi_-_shi._5.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Правописание сочетаний жи- ши» (2 «В» класс).

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости, только такое настроение нам понадобиться сегодня для работы.

2. Актуализация знаний.

- Назовите буквы:  ж,   ш,   ц,   в. (слайд)

- Какая буква лишняя? (Лишняя буква ц – обозначает непарный согласный звук, а буквы ж, ш, в – парные согласные.  Лишняя буква в, так как  ж. ш, ц всегда твёрдые).

- Что вы можете сказать о буквах ж и ш? (Они обозначают шипящие звуки).

- Есть ли в руссом языке ещё буквы, которые обозначают шипящие звуки?

(Подсказка. Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.)

-Верно. Буквы, обозначающие шипящие звуки – ж, ш, щ, ч. (слайд)

- На какие две группы мы можем разделить эти буквы. (На буквы, обозначающие твёрдые звуки – ж, ш, и мягкие – ч, щ). (слайд)

- Как вы думаете, для чего мы вспомнили сегодня шипящие, есть ли в русском языке орфограмма, связанная с этими буквами. (написание букв, обозначающих гласные звуки после шипящих.). (слайд)

- Новая  это для нас тема?

- Зачем  мы сегодня обращаемся к этой теме?

- Цель нашего урока – повторить правило, совершенствовать свои умения в написании слов с этой орфограммой.

- Давайте вспомним правило. (слайд)

  ЖИ – ШИ пиши с буквой и.

  ЧА – ЩА пиши с буквой а,

  ЧУ – ЩУ пиши с буквой у.

-  Сегодня на уроке мы совершенствуем своё умение в правописаниях жи – ши.

3. Словарная работа.       (слайд)

ш … шка

яз …к

друж … ть

карандаш …

 - Прочитайте слова.

- В каких словах есть буквсочетания на наше правило?

- а какое слово нам не подходит.

- Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение. Поделите на слоги.

- Подчеркните букву безударного гласного звука

- можно ли проверит написаниё этой буквы

- Что это за слово? (Словарное, его правописание нужно запомнить)

- Я вам прочту предложения, а вы определите в них значения слова язык.

- Язык не лопатка, знает, что сладко. (Язык – орган вкуса).

 - Он хорошо знал много иностранных языков.  (Язык – средство общения в человеческом обществе).

- Язык ударял о стенку колокола. (Металлический стержень, который производит звон).

- Разведчики взяли языка. (Пленный, от которого можно узнать точные сведения.)

- Какой вывод можно сделать? ( Слово язык – многозначное.)

Существует очень много фразеологизмов со словом язык.  (слайд)

- Найдите значение каждого фразеологизма.

 Язык без костей.                          внезапно потерял способность говорить

 Язык отнялся.                               перестать говорить, замолчать

 Язык хорошо подвешен.          чрезмерно болтлив

 Проглотить язык.                       умеет хорошо говорить

- Запишите в тетрадь любой фразеологизм, который вас заинтересовал. А рядом в с скобочках его значение.

4. Работа по теме урока.

а)

-  Чтобы нам было веселее и интереснее работать на уроке, мы отправимся в путешествие. (слайд)

- Что вы видите? (схему, слоги).

- Какое задание можете предложить?

- Попробуйте составить слова и вы узнаете, кого мы возьмём с собой в дорогу.

Мыши, жираф, ужи, стрижи, чижи, моржи, ежи.

- Запишите эти слова в тетрадь.

- Подчеркните орфограмму

- Какие слова нельзя разделить для переноса.

- Какое слова здесь лишние. (ежи – звуков больше, чем букв; жираф – ед. число)

Среди сегодняшних пассажиров есть 3 известных путешественника – зоолога, которые много знают о жирафах и готовы нам рассказать.

Это интересно.

Жираф был назван "camelopardalis" ("camel" - верблюд, "pardis" - леопард), поскольку он напоминает верблюда (в его манере передвижения) и леопарда (из-за его пятнистого окраса).

Подобно отпечаткам пальца окрас каждого  жирафа также является уникальным.

Жираф является самым высоким животным на земле, имея средний рост в пять метров.  

________________________________________________________________________________________________  

Жираф также имеет самый длинный из всех млекопитающих язык (54 см).    

Поскольку сердце жирафа качает кровь приблизительно на 3 метра вверх по шеи, чтобы достичь мозга, жираф имеет самое большое сердце из всех животных.      

Шея жирафа имеет только семь позвонков - то же самое количество, что и шея человека.

________________________________________________________________________________________________      

 Хотя жирафы иногда спят лежа, большее количество времени они находятся в вертикальном положении и спят стоя, иногда помещая голову между двумя ветками, чтобы не упасть.    

Ошибочно мнение, что жирафы не издают никаких звуков. Они могут реветь или мычать в опасных ситуациях.    

 Новорожденный жирафенок, который может стоять на ногах уже приблизительно через час после рождения, имеет рост в 1,5 метра и весит около 100 кг.    

________________________________________________________________________________________________

Прилагательное + предложение (по времени).

б)

(слайд)

- Проезжаем рощу. (Письмо по памяти.  Взаимопроверка.)

- Прочитайте, что мы видим? Сколько  здесь предложений. Почему кота называют лежебокой? Прочитайте текст орфографически. Запомните. как пишутся слова.

Письмо по памяти.  Взаимопроверка. Рефлексия с кружочками.

Пчела жужжит. Змея шипит.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Можно проверить на отметку 3-4 тетради.

Физкультминутка.

Пишем в слове и – прыжок, ы – хлопок.

Шишки, прыжок, рыба, сыр, душистый, малыши, ошибка, рысь, жизнь, квры.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

в)

(слайд)

- Продолжаем наше путешествие.

-В лесу есть волшебное место, где распускаются растения, в названии которых мы встречаем знакомое правило. Отгадайте загадки и запишите названия растений.

       

       В хвойном лесу растёт паренёк,

       В рыженькой шапке рыжий грибок. (рыжик).

      Ягодка сидит на палочке в красной рубашечке,

      Брюшко сыто, камешками набито. (шиповник).

                                                                   

      Беленькие горошки на зелёной ножке. (ландыши)

     

г)

- Остановка «Речная». Погода испортилась. Давайте понаблюдаем пейзаж из окна. Что вы видите? Какие слова с  нашей орфограммой мы можем записать в тетрадь. Запишите, подчеркните орфограмму. Назовите эти слова.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Игра «Соревнование телефонистов». (по времени)

Учитель говорит скороговорку для каждого ряда первому ученику в ряду. По сигналу эти дети передают скороговорку своему соседу и т. д. Последние в каждом ряду должны громко вслух сказать скороговорку. После этого вся команда находит слова на наше правило

 

  Побеждает та команда, которая раньше завершит передачу, не исказит текст и найдёт все слова на правило.

 1 ряд- Шапкой Миши шишки сшибли.

 2 ряд – В живом уголке жили ежи и ужи.

 3 ряд – Где живут ужи, не живут ежи.

Оценки за работу на уроке.

д)

(слайд)

Остановка в осеннем лесу.

  - Давайте полюбуемся красотой осеннего леса. А теперь прочитаем текст. (работа на листочках). 

Работа на оценку.

       Красив осенний лес. На деревьях пожелтевшая листва. В воздухе кружатся разноцветные паутинки.

(слайд)

   Измените каждое предложение текста таким образом, чтобы лес стал красив и в зимнее время.  Заменяйте только подчёркнутые слова в тексте. Используйте слова для справок.

   Подчеркните пройденную орфограмму.

   

Слова для справок: зимний, лежит искристый снег, пушистые снежинки.

7.Итог урока.

- Какую цель перед собой ставили?

- Все ли могут писать слова  с сочетаниями жи ши  без ошибок?

- Что было самым интересным на уроке?

- Повторим вместе правило!

(слайд)

В сочетаниях жи – ши

Только «и» всегда пиши.

(слайд)

8. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ЧА, ЧУ».

Урок по программе "Школа 2100", интегрированный, с применением деятельностного метода, коллективной и групповой формы работы. ...

Правописание сочетаний чк, чн, щн.2 класс

Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умения правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ. Учить заменять  сочетание слов одним словом близким по смыслу.Про...

Интегрированный урок по темам"Правописание сочетаний ЖИ-ШИ"и "Звездное небо,заглянем в будущее"

Этот урок проводится для обобщения изученного материала по указанным темам....

Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....

Урок русского языка «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.» 2-й класс

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.».Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-щ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Данный конспект подходит для уроков русского языка во 2 классе...