Актуализация знаний. Целеполагание.
| -Прочитайте запись на доске: Часовщик прищурив глаз, чинит часики для нас. -Какая структурная единица языка записана на доске? (предложение) -Докажите, что это предложение. -Ребята, а вы можете записать это предложение? Почему? -Чему вы должны научиться на уроке? -Откройте Пропись по закладке на странице 24, переклейте закладку на следующую страницу. На какой странице будем работать? -Как определим цели урока? - Прочитайте скороговорку одними глазами. Какой звук чаще всего встречается в скороговорке? В каких словах? -Дайте характеристику этому звуку. - А теперь читаем вслух: начиная тихо и постепенно убыстряя темп. Но помните одно условие – чётко произносите звуки. Готовы?! -Чтобы разговаривать, Надо выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб всем было понятно. Мы будем разговаривать! Мы будем выговаривать! Всё правильно и внятно, Чтоб всем было понятно. -Ребята, а вы знаете, что такое часы? -Какие бывают часы? Учитель показывает изображение Кремлёвских курантов. – Эти часы известны на весь мир. Они установлены на Спасской башне. Бьют Кремлевские куранты через каждые 15 минут. Их перезвон слышит вся страна. – Расскажите, что можно узнать, если посмотреть на часы? - Как движутся стрелки часов? Что написано на циферблате? -А вы знаете, кто живёт в часах? Вам надо ответить на данный вопрос так, чтобы ответ начинался на звук [ч]. - Я думаю, что сказка Георгия Юдина, поможет Вам ответить на вопрос: кто живёт в часах. (Учитель читает сказку Г. Юдина «Кто живёт в часах?») - Я буду читать сказку, а вы постарайтесь запомнить слова со звуком [ч], которые встретятся в тексте.
Кто живёт в часах? Я знаю, что чайки живут в море, чабаны — в горах, а чайники — на кухне. Черепахи живут в песке, червяки — в земле, а чучело — на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок — на чердаке, а в старом чемодане — мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живёт какое-то чёрное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости. Но вот кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет. Кто же тогда там тикает?
-Ответьте теперь, кто живёт в часах?
Звуко-фонемный анализ слова -Работаем в парах. Составить звуковую модель слов часы, чудо. (1 ряд – первое слово, 2-3 ряд – второе слово). -Давайте проверим работу в парах. Работа с двухуровневыми моделями слов. -Перекодируйте звук в печатную букву. - О каком правиле написания сочетаний ча-чу должны помнить?
Физкультминутка Игра «Любопытный» - А сейчас давайте немного отдохнём и поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать, подбирая слова, которые начинаются со звука [ч] и показывать ответы движением. -Где рубашка? (в чемодане) -Где стрелки? (в часах) -Где ложка? (в чашке) -Где чай? (в чайнике) -Кто в клетке? (чижик) -Кто над морем? (чайка) -Кто в песке? (черепаха) -Что в лесу? (черника) -Что в саду? (черешня) -Какой день недели? (четверг) -Кто в земле? (червяк) Кто живёт в сказке? (Чебурашка, Чиполино) -Какой ответ может быть лишним? Почему? -Можем ли мы записать эти слова, почему?
| Слайд
Выражает законченную мысль, все слова в предложении связаны по смыслу.
- Будем учиться писать прописную букву Ч, соединять её с другими буквами; -будем конструировать новую букву; - писать предложение; -составлять рассказ по модели текста с опорой на рисунок; - выполнять задание Вопрос Вопросыча (сравнивать написание букв, выделять общий элемент в написании)
Часы—прибор, механизм для измерения времени. Учитель показывает слайды Механические, электронные, башенные, наручные, напольные, настенные
Стрелки вращаются в определённом направлении. Первые механические часы появились в Европе, их прототипом были солнечные часы, в которых тень двигалась именно в направлении слева направо (по солнцу)
Чудо
Слайд Проверяют и исправляют ошибки. часы □ꞌ○□○ чудо □ꞌ○□○ Произносят и выделяют звуки в слове, характеризуют каждый звук, делят слово на слоги, выделяют ударный слог.
Лишнее слово Чебурашка, Чипполино, потому что это имена собственные и пишутся с большой буквы. |
Основной этап
Рефлексивно-оценочный этап
| Формирование зрительного образа буквы в памяти обучающихся - Рассмотрите элементы письменных букв в правом верхнем углу и выберите те, которые нужны, для написания прописной буквы Ч. Отметьте их красным карандашом. - Проверьте друг у друга. Какая пара справилась одинаково? Сколько элементов потребовалось? Какие? - Конструируем прописную букву Ч. Проверьте правильность выполнения задания с помощью «ключа». - Элементы, с какими номерами нам понадобятся? - Где мы это можем увидеть? Назовите их. - Молодцы. Складываем элементы букв. Убираем конверт. Формирование зрительно-двигательного образа буквы Объяснение учителем образца начертания на доске мелом. - Начинаю писать ниже дополнительной линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись её. Опускаем прямую. Не дойдя до верхней линейки, закругляем вправо, коснувшись её. Ведём линию до дополнительной линейки, отклоняясь вправо. Вниз пишем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Учитель проговаривает алгоритм написания буквы под счёт (чередуя напряжение мышц руки с расслаблением) -И-раз-и-два-и - Возьмите ручки. Пишем в воздухе под счёт. Организация работы в тетради Повторение гигиенических правил письма - В синей рамочке образец буквы, обведите его пальчиком. За мной под счёт: -и-раз-и-два-и -Пишем прописную букву Ч. -Как написали букву Ч, оцените себя. Зажгите огонёк под той буквой, которая у вас получилась лучше всего (сравнивают с образцом) Письмо соединений, слов и предложений -Ребята, какая запись на 2-ой строке? -Давайте их прочитаем. Что общего и чем они отличаются? -Самостоятельно запишите слоги во второй строке. Объясните правила написания ча-чу. Подчеркните красным цветом сочетания ча-чу. - Прочитайте предложение. Дайте характеристику предложения. -Составьте модель предложения. Закрась модель каждого слова нужным цветом. Выполните взаимопроверку своих работ в парах. -Запишите предложение по образцу. (Предварительно повторив алгоритм списывания предложения)
Физкультминутка
Речеязыковое задание -Что обозначает данная модель? -Какое задание будем выполнять? -Составить рассказ по модели текста с опорой на рисунок. -Сколько предложений в тексте? (3) -С чего начнём? (прочитаем предложения, выберем название текста) -Давайте проверим, как вы справились с заданием. -Оцените работу своей пары. -Оцените свою работу.
Бегут весёлые ручейки. |
Кораблики. |
Мальчикам интересно, чей кораблик поплывёт быстрее. |
Наступила весна. |
Юра Чулков и Яша Чайкин пускают бумажные кораблики. |
Логические задания с буквами - Как вы думаете, о чём хочет вас спросить Вопрос Вопросыч? -Правильно. Сравните написание букв и выделите общий элемент в буквах. Ч - У: общий элемент наклонная прямая с закруглением с двух сторон: сверху - слева и снизу-справа. Различие: прямая линия с закруглением внизу вправо или влево. Ч - И: общий элемент прямая линия с закруглением внизу вправо. Различие: разная высота элемента: наклонная прямая с закруглением с двух сторон. Ч - Ш: общий элемент прямая линия с закруглением внизу вправо. У буквы Ш –два таких элемента. Различие: разная высота элемента: наклонная прямая с закруглением с двух сторон. - Переконструируйте букву Ч в другую из предложенных: 1 ряд Ч-У, 2 ряд Ч-И, 3 ряд Ч-Ш. -Выделите и написать общий элемент в буквах. - Оцените свою работу. -Посмотрите, у каждого пункта плана зажёгся огонёк - это значит, что всю запланированную работу мы выполнили. - Какая цель нашего урока? -Оцените свою работу на уроке. -Кому было всё легко закрасьте кружок зелёным цветом. Кто испытывал затруднения, но справился – жёлтый кружок. А кому было очень трудно, до сих пор не разобрался – красный кружок. -А для чего вы учились писать прописную букву Ч? -Кто достиг поставленной цели? -Кому не удалось? Почему? -Что вызвало трудности? -Над чем нужно ещё поработать? -Спасибо за урок.
|
-Прямая линия с закруглением внизу вправо и наклонная прямая с закруглением с двух сторон
- На стр.32 ( в конце рабочей тетради) №36, 6 Дети выполняют задание. Учитель проверяет.
Это слоги, каждый слог начинается с прописной буквы Ч, в слоге Ча - нижнее соединение, Чу – верхнее, Че – среднеплавное соединение. В предложении 5 слов, 4 слова – это имена собственные, мы их пишем с большой буквы и обозначаем розовым прямоугольником, т.к. это слова названия предметов. За доской работает ученик.
Модель текста
Зачитывают составленные тексты, анализируют свою работу и работу других пар. Кораблики. Наступила весна. Бегут весёлые ручейки. Юра Чулков и Яша Чайкин пускают бумажные кораблики. Кораблики. Бегут весёлые ручейки. Юра Чулков и Яша Чайкин пускают бумажные кораблики. Мальчикам интересно, чей кораблик поплывёт быстрее.
Слайд
Предлагает сравнить написание пар букв Ч-У, Ч-И, Ч-Ш и выделить общие элементы Проверка организована с помощью карточек.
Работа в парах.
Прямая линия с закруглением внизу вправо
|