"Имя прилагательное. Повторение" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Имя прилагательное. Повторение" ("Начальная школа XXI века").  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razrabotka_uroka.zip125.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект    урока  по  русскому языку  в  3 классе  

 (программа «Начальная школа XXI века»)

по теме:  «Имя прилагательное. Повторение»

Выполнила:  

Купцова Ольга Владимировна

учитель начальных классов

МОУ ООШ п. Северный

Хвалынского района   Саратовской области

2015 г.

Тема:  Имя прилагательное. Повторение.

Цели урока: комплексное повторение изученных признаков имени прилагательного.  

Предметные  УУД:  наблюдать за значением имен прилагательных и их сочетаемостью с именами существительными; определять грамматические признаки имени прилагательного; формирование орфографической зоркости, речевой культуры и  мыслительных процессов.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:  умение ориентироваться в своей системе знаний;   находить ответы на вопросы и  представлять результаты своей работы по предложенному плану;  развитие операций мышления.

Регулятивные УУД:  умение удерживать внимание при решении учебной задачи; проводить работу по предложенному учителем плану, используя необходимые средства; учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения;  оценивать свою деятельность; вносить необходимые коррективы в оперативные действия.

Коммуникативные УУД:  использовать речевые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;  умение  формулировать выводы; высказывать свою точку зрения; соблюдать грамматические нормы речи.

Личностные  УУД:  расширение познавательных интересов  и учебных мотивов;   владение приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы; стремление к достижению положительных результатов в учебе.

Тип урока:  урок – тренинг (рефлексии)

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, карточки для составления кластера, карточки для самостоятельной работы.

Учебник: Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч.Ч.2/Под ред.  С.В. Иванова.- М.: Вентана –Граф» («Начальная школа XXI века»); рабочая тетрадь «Пишем грамотно» №2 / М.И. Кузнецова - М.: Вентана –Граф.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Прозвенел звонок для нас

Много дел у нас сейчас!

Будем русский изучать

И пятерки получать!

Чтоб урок был интересный

И, конечно же, полезный,

Мы с собой возьмем старанье,

Горсть терпенья, прилежанья,

Аккуратность и  внимание,

Чтоб прочнее были знания!

На урок настроимся,

Быстро успокоимся,

Скажем другу своему:

Все сумею! Все смогу!

Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.

Актуализация  и пробное  учебное действие

  Тест.  Выберите правильное утверждение. 

(Слайд №1-6)

я Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая?  какое? какие? чей? чья?

а  Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?

л   Все качественные прилагательные могут образовывать краткую форму.

с  К качественным прилагательным можно подобрать антонимы.

н  Относительные прилагательные имеют краткую форму.

м Относительные прилагательные называют такой признак, который относится к предмету или действию. 

г  Притяжательные прилагательные изменяются только по родам и числам

о  Притяжательные прилагательные изменяются по родам,  числам и падежам.

г Притяжательные прилагательные  образуются с помощью суффиксов –ин-, -ын-, -ий-, -ов-, -ев-.

в В притяжательных прилагательных после буквы ц пишется суффикс –ин-

у В кратких формах имен прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется

и  В кратких формах имен прилагательных после шипящих мягкий знак пишется.

- Проверьте, что у вас получилось:

(Слайд №7)

Я смогу.  Пусть эта фраза будет девизом нашего урока.

- По какой теме были все представленные утверждения? (Имя прилагательное)

Выполняют тест  на листочках

Сверяют с эталоном

  1. Пальчиковая гимнастика

2) Минутка чистописания

- Назовите мне все гласные в слове «прилагательное» (и, а, е, о)

- Составьте из этих букв пары  для «минутки чистописания»

Письмо буквосочетаний  ИА, ОЕ (или других по выбору)

- Посчитайте сколько в слове «прилагательное» слогов?  Найдите в слове букву соответствующую числу слогов  (г),  дайте характеристику этому звуку? (согласный, твердый парный, звонкий парный)

Ученики выполняют разминку пальчиков

Устанавливают последовательность букв.

Выделяют нужные буква, записывают соединения букв

Выявление места и причины  затруднения

-Что мы знаем об имени прилагательном?

(На доске таблички «часть речи», «часть слова», «предмет», «признак», «действие», «Какой? Какая? Какие?», «Кто? Что?», «Что делать? Что сделать?», «Качественные», «Относительные», «Притяжательные», «Собственные», «Нарицательные»)

- Выберите только те карточки, которые относятся к понятию «Имя прилагательное»

Имя прилагательное

Часть речи

Какой? Какая? Какие?

Признак

Качественные   Относительные   Притяжательные

Составляют кластер.

Высказывают свои предположения. Аргументируют свои ответы.

Построение проекта выхода из затруднения

-Мы закончили изучение темы «Имя прилагательное», поэтому тема нашего урока будет ….(Повторение об имени прилагательном)

(Слайд №8-9)

-Что мы сегодня сможем сделать  на уроке?  (открывается схема)

                           повторить

я смогу                

                                тренироваться

                         узнать

-Что нам необходимо для этого?

Выдвигают предположения о теме урока.

Уточняют свои знания по теме.

Имена прилагательные обозначают признак предмета, изменяются по родам, числам, во множественном числе род не определяется.

Реализация  построенного проекта.

  1. Коллективная работа 

(можно карточки, а можно с помощью интерактивной доски)

На доске записаны имена прилагательные. Нужно распределить их на  группы: качественные,     относительные,  притяжательные  

Хороший,  чистый, удобный, звонкий,  злой,  январский, стиральный, чугунный, ночной, настольный, козий, волчий, рыбацкий, лисий, мамин.

  1. Индивидуальная работа  (задание на доске)

Дописать окончания имен прилагательных, поставить вопрос, определить род и  падеж  (где возможно).

летним днем (м.р., т.п.)

о вечернем спектакле  (м.р., п.п.)

к дальнему походу  (м.р., д.п.)

под синим небом  (с.р., т.п.)

в лисьей  норе (ж.р., п.п.)

у привокзальной площади  (ж.р., р.п.)

 к пушистым  котятам (д.п.)

у зеленой лягушки (ж.р., р.п.)

о прекрасной музыке (ж.р., п.п.)

в  новую парту  (ж.р., в.п.)

Слушают учителя, формулируют задание, которое им необходимо выполнить.

Физминутка + гимнастика для глаз

Дифференцированная работа

(Слайд №11)

1 задание «3»

Списать текст, дописывая нужные окончания:

Раннее весеннее утро. Наступило радостное для птиц и зверей время. Ласковое весеннее солнце согревает все вокруг.

2 задание  «4»

Запишите по образцу:  хвост лисы- лисий хвост

молоко коровы, лодка рыбака, следы волка, повадки медведя, шерсть козы, повадки медведя.  

3 задание   «5»

Придумайте и запишите словосочетания со следующими словами, определите род:  шампунь, кенгуру, кофе, какао, тюль, рояль.

Выбирают упражнение и выполняют его.

Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

Комментированное письмо

Выполнение упражнения 3 стр. 132  (Слайд №12-13)

-Запишите  пословицы и поговорки. Имена прилагательные,  данные в скобках, записывайте в краткой  форме.

 - Вспомните правило написания  кратких форм  имен прилагательных с шипящими на конце?

Не тот (хороший), кто лицом (пригожий), а тот (хороший), кто на дела гож.

Астрахань осетрами, а Сибирь соболями (богатая).

Болтовня и (красная), и (пестрая), да (пустая).

В зимний холод всякий (молодой).

Век (долгий), да час (коротенький).

Видом (хороший), а на дело не гож.

На местах выполняют упражнение с комментированием

Самостоятельная  работа  с самопроверкой по эталону

Работа с карточками

Вставить в имена  прилагательные  н или нн. После выполнения задания, перевернуть карточку и проверить свою работу.

дачный                     зимний

ранний                     глазной

прошлогодний        вечерний

карманный              туманный

поздний                 звездный

водный                   лесной

длинный                 умный

местный                 лунный  

Работают с карточками, осуществляют самопроверку своих работ.  

Включение  в систему знаний и повторения

  1. Работа  в «Рабочей тетради»№2 стр. 45 (упр.1) (Слайд № 14)

Составьте словосочетания по образцу:

ремень из кожи  - кожаный ремень

свитер из шерсти –                  

замок из железа –

дождь весной –                        

пирог с капустой –

погода осенью –                      

дождь из звезд –

туман утром –                        

 сережки из золота –

сок из апельсина –                  

бусы из рябины  -

  1. Игра «Угадай-ка» (Повторение словарных слов) (Слайд №15)

Болото, метро, пирог, лимон, малина, петух, забота, очень, теперь, запад, погода, шофёр.

- Составьте с одним из этих слов предложение. В нем обязательно должно быть прилагательное.  Разберите его. Каким членом предложения является здесь прилагательное?

- Какими еще членами предложения может быть прилагательное?

Работают в тетрадях

Работают у ПК

Составляют предложение, делают  его разбор

Рефлексии учебной деятельности на уроке. Д/з

Выставление оценок.

- Итак, наш урок подошел к концу. Какую тему мы сегодня повторяли?

- Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

- Оцените наш урок и свою работу на нем,  используя прилагательные.

Д/з: РТ с.49-50 (упр. 7 или 8) (Слайд №16)

Делают самооценку.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. "Имя прилагательное. Повторение изученного". ( 4 класс)

УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Русский язык» 4 класс 2 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2010 г.Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс, 2 ча...

Презентация. "Имя прилагательное. Повторение изученного". ( 4 класс)

Цели:1. Повторить  и обобщить знания, полученные в результате изучения темы "Имя прилагательное", учить сопоставлять  прилагательные с существительными выявляя сходства и различия данных час...

"Имя прилагательное". Повторение. 3 класс.

Презентация и конспект урока "Имя прилагательное". Повторение. 3 класс. УМК "Школа России"....

Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку "Все работы хороши". Повторение по теме "Профессии людей", "Имя прилагательное" 2 класс. ФГОС.УМК "Планета знаний"

Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку по темам :  "Профессии людей. Имя прилагательное" для учащихся 2 класса. УМК "Планета знаний"....

Конспект урока по русскому языку. 3 класс "Имя прилагательное. Повторение"

В ходе урока проводилось обобщение и систематизация знаний, умений и навыков  учащихся об имени прилагательном, его грамматических признаках,  о согласовании с именем существительным, о роли...

Урок русского языка. Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». 4 класс.

Урок русского языка. Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». 4 класс....

Методическая разработка урока "Имя прилагательное. Повторение. Прилагательной вада". Тензебтембава."

Методическая разработка урока направлена на изучение имени прилагательного, развитию умений образовывать однокоренные имена прилагательные, способствовать развитию умения изменять имена прилагательные...