Работа над предложениями и знаками препинания в начальных классов
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Даудова Марина Петровна

В  материале я привожу пример работы над предложением и знаками препинания. Работу над знаками препинания следует начинать в первом классе и последовательно продолжать работу в последующих классах. Младшим школьникам достаточно сложно усваивать правила пунктуации. В работе над знаками препинания необходимо использовать разные приёмы и средства работы. Положительно влияет на результат, если учитель использует дидактические игры.

Работа над предложением предусматривает сиситему упражнений по обучению детей составлению и употреблению в речи различных типов предложений. При этом важное место отводится таким видам работы, как моделирование и конструирование, способствующим формированию процессов анализа, синтеза и обобщения на синтаксическом уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_situatsiya.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы

Лицей № 1451

Специальное (коррекционное) отделение

Материалы для работы

над предложениями и знаками препинания

в начальных классах

Подготовила:

Даудова Марина Петровна,

учитель начальных классов.

Москва 2015 год


Речевая ситуация. Азбука В.Г.Горецкого  на странице 5 иллюстрация к сказке.

  • О чём говорили Емеля и щука? Беседа.

Учитель. Пришёл Емеля на речку, подошёл к проруби. Опустил первое ведро, достал ведро полное с водой. Опустил второе ведро, достаёт его и что он видит?

Учащиеся. В ведре Емеля видит щуку.

Учитель. Какую щуку увидел Емеля?

Учащиеся. Щука была большая – большая (могут показать руками).

Учитель.  Емеля увидел большую – пребольшую щуку! Какие чувства испытал Емеля?

Учащиеся. Емеля обрадовался.        

Учитель. Попробуйте изобразить радость.

Учащиеся. Ура, какая  большая щука!

Учитель. Что выражает это предложение?

Учащиеся. Это предложение выражает радость.

Учитель на доске выкладывает модель предложения и ставит в конце восклицательный знак.

Картинка 24 из 156039                       

Учитель. Емеля обрадовался, а щука молвит человеческим голосом. Что щука молвит?

Учащиеся. Отпусти меня, Емеля!

Учитель. Что выражает это предложение?

Учащиеся. Щука просит у Емели, чтобы он её отпустил.

Учитель. Предложение выражает просьбу. Щука не просто просит, она умоляет Емелю. На доске учитель выкладывает модель.

:-|                                                         

Учитель.  Емеля удивился.  Как удивился Емеля?

Учащиеся. О, что за чудо?

На доске появляется смайлик удивления.                   Картинка 68 из 5778

Учитель. Что выражает предложение?

Учащиеся. Удивление.

Учитель. Правильно, но не только. Произнесите ещё раз. Вместе с ребятами учитель произносит: «О, что за чудо?» Что содержит предложение?

Учащиеся. Емеля удивляется и спрашивает.

Учитель. Правильно. Предложение содержит вопрос. На доске учитель моделирует предложение.

Картинка 68 из 5778           

Учитель.  «Сколько лет живу, а такого дива не видывал!» Как отреагировал Емеля? Что выражает это предложение?

Учащиеся.  Предложение выражает удивление, но уже Емеля не задаёт вопроса.

Учитель. Верно, он всё ещё удивляется. Он впервые поймал, говорящую щуку. А, что же щука?

Учащиеся. Щука обещает выполнить желания, если Емеля её отпустит.

Учитель. Как обещает?

Учащиеся. Отпусти меня, Емеля! Я тебе пригожусь, службу добрую сослужу. Совместно с учителем выкладывают модель предложений.

Примечание: в процессе беседы ребята могут затрудняться отвечать на вопросы, тогда учитель помогает им и озвучивает отрывок из сказки, или задаёт наводящие вопросы.

Учащиеся на уроке совместно с учителем проговаривают разговор Емели и щуки. Выясняют, что могут выражать предложения и наблюдают за моделированием на доске.  Они узнают, что предложения выражают радость, удивление, просьбу, а ещё предложения могут содержать вопрос.   В конце беседы учитель задаёт вопрос:  «Что выражают предложения?».


                                                                                                        

Дидактическая игра – предположение

«Знак препинания заблудился»

Дидактическая задача: формировать умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Игровая задача: найди ошибку, исправь её и объясни.

Игровые действия: учащиеся разбиваются на пары; учитель предлагает ребятам выбрать  конверты с предложениями. В каждом конверте по два предложения. Начало игры определяет учитель. Задаётся определённое время на обсуждение каждой паре (до 10 минут). Перед началом игры ребята вспоминают правила при работе в парах. После окончания обсуждения один из учеников проговаривает место знака препинания, исправляет ошибку и объясняет. Другой ученик интонационно правильно читает предложение. Выбор делают сами учащиеся.

Игровые правила:

1.Прочитайте  внимательно предложение.

2.Подумайте,  какой знак препинания будете искать?

3.Определите место этого знака.

4.Исправьте ошибку и объясните.

5.Интонационно правильно прочитайте предложение.

Языковой материал.

Картофель капуста огурцы, и морковка продаются в овощном магазине.

В продовольственном магазине можно купить молоко кефир и  макароны масло.

Одежда обувь, и шапки продаются в универмаге.

Туча чёрная

понахмурилась –

громом бурею

огнём молнией,

и дугой – радугой.


Дидактический материал к приёмам:

  • Определение границ предложений в сплошном тексте.

1 класс

Лиса

        Всё лето жила в норе лиса но вот пришла зима и шерсть у лисы стала пушистой и тёплой лиса покинула нору и пошла бродить по лесу зимой нора лисе не нужна зимой лиса ночует в снегу под кустами.

        Брат и сестра играли дружно потом они поссорились дети разошлись по углам им стало скучно.

2 класс

        Прошла золотая осень выпал снег пришла холодная вьюжная зима в лесу деревья одели белую зимнюю одежду ели и сосны стоят зелёные на белом сугробе оставил следы заяц тихо в лесу.

3 класс

        Вот и пролетело лето дети снова пришли в родную школу они выросли и повзрослели сколько нового и интересного ждёт их в новом учебном году здравствуй, школа

  • Классификация предложений по цели высказывания.

1 класс

        Знаешь ли ты, какие птицы зимой улетают на юг ( ) А какие птицы остаются зимовать в наших краях ( ) Ребята могут помочь птицам ( ) Для этого они делают кормушки ( ) Ребята, помогите птичкам ( )

2 класс

  1. Бросилась девочка догонять гусей. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.

                - Печка, печка, скажи, куда гуси – лебеди полетели?

           Печка ей отвечает:

         - Съешь, девочка, моего пирожка!

         - Стану я ржаной пирог есть. У моего батюшки и пшеничные не едятся…

         

  1. Сел заяц под берёзкой и плачет. Идёт мимо серый волк и спрашивает:

          - О чём, заинька, плачешь?

          - Как мне не плакать: коза – дереза в мою избушку засела и двери заперла. Негде мне жить теперь.

        

Сегодня мы ходили на завод ( )

Когда вы ходили на экскурсию ( )

Ребята, пойдёмте на экскурсию на завод ( )

3 класс

1.Здравствуй, осень золотая, школа, солнцем залитая

2.Почему шагают в школу нынче много так ребят

3.Все школьники 1 сентября идут в школу

        Прочитай выразительно. Какие знаки препинания нужно поставить в конце предложений?

Здравствуй, лес, дремучий лес,

полный сказок и чудес ( )

Ты о чём шумишь листвою

ночью тёмной, грозовою ( )

Что ты шепчешь на заре,

весь в росе, как в серебре ( )

Кто в глуши твоей таится ( )

Что за зверь ( ) Какая птица ( )

Всё открой, не утаи,

ты же видишь –

мы свои ( )

  • Классификация восклицательных  предложений в зависимости от их смысла.

Хороша ранняя весна!

Спасибо бобру!

Рожь и василёк

        Во ржи рос василёк. «Какой я красивый! – сказал василёк. – А у тебя, рожь, нет таких красивых цветов!»

        Рожь сказала: «Ты очень красивый, но ты сорняк. А я кормлю людей».

Прочитай предложения.

Как хорошо в лесу осенью! Свежий воздух! Сияние чистого неба над лесом! Приходите в лес осенью! Погуляйте среди нарядных деревьев! Полюбуйтесь красотой их осеннего наряда!

Спиши только те восклицательные предложения, которые по цели высказывания являются побудительными.

Грибник

         - Посмотри, мама, сколько я грибов набрал! Сварим грибной суп.

- Да это ж мухоморы, ядовитые грибы! Ну и грибник же ты, сынок!

  • Выделение предложений с обращением.

Ничего. Ничего, девочка.

- Где купили вы, сеньор,

Это красный помидор?

- Купи мне, папа, очки.

- Белка, где твой склад грибов?

- Яблочко, ты моё наливное!

Обещание.

-  Папа, подари мне барабан.

- Я бы тебе подарил, сынок, да боюсь, что ты будешь мешать, мне работать.

- Что ты, папа. Я только тогда буду барабанить, когда ты спать будешь.

Бросил палку кверху Мишка:

- Падай в шапку с ели, шишка!

Шишка хлоп по голове –

сразу шишек стало две.

В. Петрищева

Дождик

Дождик, дождик, замолчи!

По окошку не стучи!

Не стучи так звонко, не буди котёнка.

Не стучи, мы будем спать.

Ты не будешь нам мешать?

Н.Рождественская.

  • Расстановка знаков препинания в сложных предложениях.

        Если ласточки летают низко, то скоро будет дождь. Если на лужах расходятся круги, то дождь будет продолжаться долго.

        Осенью у деревьев нет достаточного количества сока, поэтому листья вянут  и опадают.

Листья вянут и опадают, потому что у деревьев нет достаточного количества сока.

        Вот растёт красный мак, а рядом покачивает головой синий колокольчик.

        Скрипят клесты, звенят синицы, смеётся кукушка, свистит иволга.

        Под ногами пышным ковром лежит мох, костяника сверкает в траве, а грибы дразнят крепким запахом.

  • Графический диктант.

Весна в лесу.

        Ты бывал в лесу в начале весны? Хороша ранняя весна! Ярко светит солнце. Тает последний снег. Мягкий ветерок торопит тучки. Весело поёт в небе соловей. Ах, какая прекрасная песня!

Белки.

        Где зимой белки берут корм? В своих дуплах. Летом и осенью они заботливо запасают корм на зиму. А, что запасают белки? Белки сушат грибы, собирают орехи.

Переполох в курятнике.

        Захотелось лисице курятинки. Вот и пришла рыжая в деревню. Почуял лисицу пёс Дружок. Да как зарычит, как залает! Такой переполох поднялся! А, что же лиса?  

  • Соотнесение интонационно – смысловой стороны высказывания со знаками препинания.

К осени на земле столько всего выросло!

До радостной встречи весной, журавли!

Один успеет положить только кирпич, а у тех, кто взялся за дело вместе, уже дом готов!

Весело стало в лесу. Спасибо бобру!

Заглянул я под шляпку. Кого там только не было!

Продираешься через ельник, а молодые ёлочки колются:

- Не трогай нас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе (Программа "Школа России") Тема: Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

Урок русского языка в 1 классе. Урок №6.Программа "Школа России"Тема "Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения"Цели:Систематизировать знания учащихся о грамматических признаках пре...

Презентация к уроку русского языка по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Презентация к  уроку  русского языка для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы" по теме  " Однородные члены предложения и знаки препинания при них"Тип урока - закреплени...

Разработка урока по теме:«Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения», 1 класс.

Тема урока: «Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения», 1 класс.Урок предназначен для закрепления изученного материала по данной теме.На уроке рассматриваются вопросы: употре...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"

Материал содержит методические рекомендации для проведения урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"...

Технологическая карта урока русского языка «Предложение и знаки препинания в конце предложения» УМК "Школа России" 2 класс

Тема урока: «Предложение и знаки препинания в конце предложения»Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающихся о предложении, закрепление умений оп...