Конспект по русскому языку в 4 классе "Падежи имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Носова Лилия Борисовна

Разработка урока соответствует программе "Школа России". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_k_uroku.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:                  Падежи имен существительных.                                                                                                                                              Тип урока:                    Закрепление знаний                                                                                                                                                                               Форма урока:                 Урок с использованием компьютерной презентации,                                 интерактивной доски.                                                                                                                                                                  Цели урока:                - Развивать умения склонять имена существитель-                                   ные, определять падежи у имен существительных;                                    отрабатывать умение озаглавливать текст,                                            определять  его тему и основную мысль;                                                                                                                                                         - Развивать орфографическую зоркость, речь,                                           творческую  мыслительную деятельность, кругозор;                                                                                                                                         - Развивать психические процессы: память,                                           воображение, восприятие, эмоции;                                                                                                                                                                 - Воспитывать интерес к предмету, аккуратность                                   письма,  взаимопомощь;                                                                                                                                                            Оборудование:           компьютер, интерактивная доска, «веера» с                                           названием падежей, карточки для индивидуальной                                 работы, карточки с текстом и заданиями для                                          каждого ученика,    

                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Ход урока                                                                                                                                                                          I. Оргмомент. Эмоциональный настрой                                                         Я люблю родной язык!                                                                         Я – хороший ученик.                                                                         Я в жизни всё познать спешу                                                                 Язык я русский изучу!                                                                          - Поприветствуйте гостей. Садитесь.                                                                           - Сегодня на уроке у нас много работы. Наша задача – активно поработать и на отлично с хорошим настроением выполнять все задания.                                                                                                                                          - Откройте тетради. Запишите число, классная работа (дежурный с                                                                                         комментированием)                                                                                                                  II. Актуализация знаний.                                                                         а) «Аукцион знаний»                                                                         - Какую часть речи мы изучаем? (существительное)                                 - Что вы знаете о существительном? Проведем «Аукцион знаний»         между рядами. Кто больше? (Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопросы кто? что? Обозначает предмет, бывает одушевленным и неодушевленным, в предложении бывает главным и второстепенным членом, изменяется по родам: м.р., ж.р., с.р.; по числам: ед.ч., мн.ч.; по падежам, есть 6 падежей: И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.)                                                                                                         б) чтение стихотворений                                                                         - Давайте послушаем выступление ребят и узнаем, почему падежи имеют такие названия.                                                                                 в) рубрика «Это интересно»                                                                                                                                                                        III. Сообщение темы.                                                                                 - Кто сформулирует тему нашего урока? (Падежи имен существите- льных. Закрепление)                                                                                                                                                                                                  IV. Постановка целей и задач.                                                                 - Каковы цели и задачи нашего урока?                                                 - Начните со слов: Я хочу сегодня на уроке …..                                                                                                                                                           V. «Языковая разминка» (интерактивная доска)                                         - Установите связь между словами первой пары. Составьте вторую пару, используя одно слово из четырех. Вставьте пропущенные буквы.                                                                                                                Утро – ночь. З..ма - … (м..роз, январь, ос..нь, санки)                                 Песня – глухой. К..ртина - …  (художник, б..льной, р.сует, сл..пой)         Коса – трава. Бритва - … (сталь, острая, б..р..да)                                                                                                                                                 VI. Работа по теме.                                                                                  а)  Просклонять слово. – Что называют склонением?                                         Iвариант                         IIвариант                                                                 сосна                        медведь                                                                  (2 ученика на маркерной доске;                                                           слабым ученикам карточки-помогайки)                                                          Проверка:                                                                                                                                                                                                           

             Карточка 1                                              Просклоняйте слово КОТ/ЛИСТОК   И.п. (есть) кто? ....         что?  …                     Р.п. (нет) кого? …          чего? …                Д.п. (дали) кому? …      чему? …            В.п. (вижу) кого? …       что? ….             Т.п. (доволен) кем? …   чем? …              П.п. (думаю) о ком? …  о чем? …

                 Карточка 2                                                       Просклоняйте слово СЕСТРА              И.п. (есть) …..                                            Р.п. (нет) …                                                 Д.п. (дали) …                                                В.п. (вижу) ….                                              Т.п. (доволен) …                                         П.п. (думаю) ….

                                                                                                                                     - К какой природной зоне относятся сосна и медведь? (к лесной)                                               - Что еще растет и кто живет в этой зоне?                                                                        - Устно составьте предложения с однородными членами.                                                                                                                                                   VII. Физминутка (с музыкальным сопровождением)                                         Мы листики осенние,                                                                         На ветках мы сидим.                                                                                 Дунул ветер – полетели.                                                                         Мы летели, мы летели                                                                         И на землю тихо сели.                                                                         Ветер снова набежал                                                                                 И листочки все поднял.                                                                         Закружились, полетели                                                                         И на землю тихо сели.                                                                                                                                                                           VIII. Работа с текстом.                                                                         

                            Медвежья берлога.                                                                        Захрустели в лесу сухие ветки.                                                                                                    Это медведь бродит возле елок.                                                                               Заглянул под крону и расположился под ветвями.                                                      Потом вдруг стал сметать лапой мох.                                                                                                Устроил себе постель.                                                                                                    Хорошее местечко для зимовки!

- Прочтите предложения, вставляя пропущенные буквы.                                           - Что это? (текст)                                                                                                  - Докажите. (Предложения связаны по смыслу)                                                            - Какова тема? (О том, как медведь готовится к  спячке)                                              - Какова основная мысль? (все хотят жить в тепле и уюте, в том числе и                                                                                         животные)                         - Как можно озаглавить текст? (Медвежья берлога)                                                   - Спишите. Выполните задания.                                                                           - Как определить падеж  у существительного в предложении?                    Задания по вариантам:                                                                         

                      1 вариант                                  1предложение:                                                      -в каком падеже стоит слово в лесу     -каким членом предложения является слово сухие                               2 предложение:                                         -определи падеж сущ-го медведь                -определи время у глагола бродит    3 предложение:                                         -в каком падеже стоит слово с предлогом под ветвями                                             

                            2 вариант                                       4 предложение:                                         -определи род у сущ-го мох                   5 предложение:                                         -в каком падеже стоит слово постель –определи время у глагола устроил   6 предложение:                                           -определи род у сущ-го местечко          -в каком падеже стоит слово с предлогом для зимовки 

                                                                                                        Проверка: групповая работа                                                                                                                                                                              IX. Физминутка для глаз                                                                                                                                                                                X. Работа с «веерами»                                                                                 Упражнение «Кто быстрее определит падеж»                                                 бродил по лесу                                                                                        не хватает солнца                                                                                 лежит на ковре                                                                                         прячутся под березами                                                                         лес уснул                                                                                                 подарили бабушке                                                                                 живет под корягой                                                                                 стучали в дверь                                                                                                                                                                                                                              XI. Рефлексия.                                                                                         - Подошел к концу наш урок.                                                                  - Подведем итог, начните со слов                                                                 СЕГОДНЯ НА УРОКЕ                                                                 Я учился…                                                                                         Мне было интересно…                                                                         Мне было трудно…                                                                                                                                                                                                             XII. Выставление оценок. Домашнее задание                                         с. 35-76 подготовиться к словарному диктанту.                                                                                                                  

        Всем спасибо за урок!

Приложение

Я – именительный падеж,                                                                         И нет на мне чужих одежд.                                                                         Меня легко все узнают                                                                                 И в подлежащее зовут.                                                                         Предлогов с детства не люблю,                                                                 С собою рядом не терплю.                                                                         Мои вопросы – КТО? и ЧТО?                                                                         Ни с чем не спутает никто.                                                                                                                                                                                 А я – падеж родительный.                                                                         Характер мой общительный.                                                                 КОГО? ЧЕГО? – и вот он я!                                                                 Предлоги часто мне друзья.                                                                                                                                                                                 Я называюсь дательным,                                                                         Работаю старательно.                                                                         КОМУ отдать?                                                                                         к ЧЕМУ призвать?                                                                                 Лишь только я могу сказать.                                                                                                                                                                                  А я – винительный падеж,                                                                         И я во всем виню невежд.                                                                         Зато отличников люблю,                                                                         Для них «пятерки» я ловлю.                                                                         КОГО позвать, во ЧТО играть,                                                                         Готов ребятам подсказать.                                                                                                                                                                                 А я – творительный падеж!                                                                         Исполнен всяческих надежд.                                                                         Творите! ЧЕМ? Творите! с КЕМ?                                                                  Я подскажу вам, нет проблем!                                                                                                                                                                                 А я – падеж предложный!                                                                         Со мною случай сложный.                                                                         Мне без предлогов свет не мил.                                                                 О КОМ? о ЧЁМ я расскажу?                                                                         О чем мечтать и в чем гулять,                                                                         Какую книгу прочитать.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Безударные окончания имён существительных единственного числа"

На уроке дети открывают для себя новые знания о написании безударных окончаний имён существительных....

Конспект урока русского языка« Творительный падеж имён существительных» 3 класс

Конспект урока русскому языкуУМК "Школа России" 3 класс...

Конспект урока русского языка «Предложный падеж имён существительных» 3 класс

Конспект урока по русскому языку. УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка "Дательный падеж имён существительных", 3 класс

Конспект  урока русского языка составлен в форме технологической карты, УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка "Падежные окончания имён существительных 3-го склонения"

Цель урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён существительных 3- го склонения.Планируемые результаты: Предметные: закрепить навык правопис...