Русский язык 4 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)

Сальникова Юлия Борисовна

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc273.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА

«РУССКИЙ ЯЗЫК», 4 КЛАСС.

Пояснительная записка.

     Программа обучения составлена в соответствии с рекомендованной  Министерством образования и науки РФ программой (УМК «Планета Знаний»), обеспечена учебником Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой «Русский язык. 1,2ч» и рабочими тетрадями к нему.

        В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели: 

  1. познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
  2. социокультурная цель включает формирование:
  3. а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи);
  4. б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.

Задачи изучения русского языка в начальной школе:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:

— семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;

системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;

этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.

При составлении программы и методики её реализации учтены принципы:

- развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка;

- вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.

- спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».

Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программы каждого класса. В этом разделе указывается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвижения» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями — понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собственные мысли и чувства.

Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной речи учеников: обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение грамматического строя речи, развитие речевого слуха и пр. Рекомендуется проведение упражнений в ситуациях диалога, в ходе которых дети учатся слушать и вступать в диалог, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать других, участвовать в групповом и коллективном обсуждении проблем, налаживать сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативно-речевых действий (умений слушать, читать, говорить, писать) — прямой путь к обеспечению в будущем социальной компетентности учеников.

Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от освоения школьниками круга сведений о правилах, закономерностях построения предложений, использования средств языка в речи. Изучение системы языка, его языковых средств остаётся важнейшим направлением в начальном курсе русского языка, так как именно овладение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. На это нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором представлен языковой материал.

Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учётом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Путь изучения всех языковых средств — от значения к форме, далее — к назначению (функции) в речи.

 Неоднократное обращение к основным средствам языка мотивировано новыми задачами. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи.

Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.

В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.

Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий , так и общеучебных действий.

Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.

В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (50 ч)

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (30 ч)

Речь (6 ч). Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.

Высказывание. Текст (20 ч). Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.

Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.

Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.

Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.

Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.

Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).

Речевой этикет* (4 ч): извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.

  1. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения) (20 ч)

Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):

— слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);

— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (вслух — до 100 слов, про себя — до 130—140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;

— выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других  источников;

— ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;

— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;

— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;

— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.

Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):

— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;

— понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;

— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);

— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;

— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65—70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;

— интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;

— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;

— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (120 ч)

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке (4 ч). Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).

Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.

Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.

Лингвистика и разделы науки о языке.

Фонетика и орфоэпия*. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.

Графика*. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.

Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа шм, кх, ля, ны, уц, иее, мле, щиз, ною и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.

Лексика (слово и его значение)*. Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.

Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.

Состав слова (морфемика) (6 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.

Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).

Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.

Морфология (слово как часть речи) (46 ч). Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.

Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.

Имя существительное (15 ч). Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).

 Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.

Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное (6 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).

Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме притяжательных прилагательных.

Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение (5 ч). Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.

Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).

Глагол (16 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.

Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.

Служебные части речи (4 ч). Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.

Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.

«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.

Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.

Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.

Синтаксис (23 ч). Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).

Словосочетание (3 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место, время, причина, цель его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).

Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.

Предложение (20 ч). Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.

Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация (37 ч). Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.

Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.

Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).

Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).

Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.

Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.

Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями

Развитие речи*. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Упражнения по культуре речи:

— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);

— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;

— в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).

Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.

Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):

— дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно — списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);

— близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);

— сжато (краткий пересказ);

— с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.

Составление текстов указанных выше жанров и тематики.

        Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:

Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2 ч.

Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Русский язык. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Русский язык. Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык». Методическое пособие.

  1. Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина

  2. РУССКИЙ ЯЗЫК

  1. Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала
  2. 4 класс

136 ч (4 ч в неделю)

                                                                             

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

№ п/п

Дата

урока

Тема урока, страницы учебника

Решаемые проблемы (цели)

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1-я четверть (32 ч)

Качества устной речи. (2 ч)

1

03.09

Произносим внятно, читаем выразительно.

с. 6—7

Актуализировать знания о теме, основной мысли текста, об использовании приёма звукописи для достижения авторских задач. Упражняться в выразительном чтении текстов, в произнесении скороговорок,  в звукобуквенном анализе слов, в безошибочном списывании текста.

Общение.

Тема.

Главная мысль текста.

Дикция.

Звукопись.

Скороговорка.

Развитие потребности в хорошей речи при общении в разных формах — устной и письменной.         Развитие артикуляционных, интонационных, каллиграфических и правописных умений.

Знать правила речевого этикета, использовать разумный уровень громкости,  соблюдать произносительные нормы.

Обобщить сведения о свойствах русского ударения.

Осознавать задачи изучения предмета в целях общения.

Наблюдать особенности устной народной речи: мелодичность, ритмичность, темп.

Выразительно читать вслух литературные произведения разных жанров.

Связно высказываться

о событиях (лето,1сентября).

2

04.09

Наблюдение над  свойствами русского ударения.

с. 8—9

Актуализировать знания о правилах речевого этикета, об использовании разумного уровня громкости, о соблюдении произносительных норм.

Обобщить сведения о свойствах русского ударения.

Громкость.

Ритм.

Свойства ударения.

Произносительные нормы и правила письма. (7 ч)

3,4

05.09

06.09

О нормах произношения и правописания

гласных в словах.

с. 10—13

Актуализировать  сведения о нормах произношения и правописания гласных в словах.   Стимулировать к решению орфографических задач, к поиску ответов в словарях.

Культура речи.

Орфограмма.

Орфографическая задача.

Обнаруживать орфограммы, решать орфографические задачи: безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные, употребление на письме мягкого и твёрдого знаков.

Уметь писать по памяти текст, озаглавливать его.

Оценивать правильность звучащей речи (собственной, собеседников) с позиций соблюдения произносительных норм.

Классифицировать типы орфограмм в словах.

Решать орфографические задачи при записи слов.

Обогащать свою речь синонимической лексикой.

Замечать речевые недочёты и вносить  коррективы в  устные и письменные высказывания.

Выражать эмоции с помощью словесных и несловесных средств.

5,6

10.09

11.09

О нормах произношения и правописания

согласных в словах.

с. 14—17

Актуализировать  сведения о нормах произношения и правописания согласных в словах. Упражнять в сопоставлении произношения и написания слов, в  обнаружении орфограмм.

Стимулировать школьников к обогащению собственной речи.

Эмоционально-

оценочная  лексика.

Заголовок.

Главные члены предложения.

7,8

12.09

13.09

Написание слов с разными типами

согласных и гласных орфограмм.

с. 18—21

Дополнить систему тренинговых упражнений словами на повторение написаний с удвоенными согласными, с разными типами орфограмм, с полногласными и неполногласными буквосочетаниями.

Орфограмма.

Редактирование.

9

17.09

Проверочная работа.

с. 40—42

Работа по материалам рубрик «Проверочные работы» и «Школа Грамотея».

Интонация и пунктуация. (9 ч)

10,11

18.09

19.09

Различаем и оформляем предложения по цели высказывания.

с. 22—27

Актуализировать сведения об интонационных средствах и их роли в устной речи, углубить представления о взаимосвязи интонации и знаков препинания.  

Интонация.

Пауза.

Тон.

Знаки препинания.

Выделять предложения из потока речи,  дифференцировать их по цели высказывания, по  выражению в них разных чувств с помощью интонационных средств и знаков препинания при чтении.

Делить «сплошной» текст на предложения.

Выбирать пунктуационные знаки при оформлении на письме повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений.

Выявлять значение интонации, знаков препинания, их взаимосвязь.

Преобразовывать интонационную мелодику предложений в использование на письме соответствующих знаков препинания.

Анализировать предложения и тексты с позиций языковых средств, используемых для выражения смысла

(смысло-интонационно-пунктуационный разбор).

Вникать в смысл и воспроизводить содержание речи, воспринятой на слух.

Осознанно выбирать слова с логическим ударением при произнесении пословиц.

Кратко воспроизводить содержание небольших частей текста.

Правильно  использовать этикетные словесные средства в ситуации поздравления с днём рождения.

12

20.09

Уточняем смысл высказывания.

с. 28—31

Познакомить с интонационными средствами выделения в предложении слов для подчёркивания их смысловой значимости. Упражнять в выделении важных по смыслу слов с помощью логического ударения / его графического обозначения.

Логическое ударение.

Прямой и обратный порядок слов  (инверсия).

Смысловая пауза.

13

24.09

Выделяем  этикетные слова и фразы.

с. 32—33

Организовать наблюдение над выделением этикетных фраз на письме с помощью восклицательного знака, выделением обращений запятой, над употреблением многоточия.

Речевой этикет.

Обращение.

14,15

25.09

26.09

Употребляем знаки  препинания.

с. 34—37

Обобщить сведения о функциях знаков препинания в конце предложения. Упражнять в правильном «чтении» знаков препинания, в расстановке знаков препинания при восприятии текста на слух.

Многоточие.

16

27.09

Проверочная работа.

с. 38

Используется для проверки текст «Листопаднички» («Проверочные работы»).

17,18

01.10

02.10

Проверочный диктант и его анализ.

с. 39

 Контроль уровня сформированности знаний по изученной теме. При анализе - упражнения в зависимости от допущенных ошибок из раздела «Школа Грамотея»

Текст «Берёзовая роща» из рубрики «Проверочные работы».

Уроки творчества. (3 ч)

19

03.10

Свободный диктант и его анализ.

с. 38—44

Обучение воспроизведению содержания текста, воспринимаемого на слух, по мини-частям.

Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей.

Стремиться к словесному творчеству, уметь анализировать работы (свои и чужие), видеть словесные находки, речевые недочеты, давать совет и т. п.

20

04.10

Мастерская слова. Редактирование текста.

с. 44 —45

Беседа о традициях поздравлять с днем рождения, об отличии «дня рождения» и «дня именин». Сопоставление содержания разных текстов поздравлений.

День рождения.

Именины.

21

08.10

Лингвистический разбор слов, предложений.

с. 42—43

Вспомнить таблицу на форзацах в учебниках для 3 и 4 классов, обратиться к памяткам в «Справочном бюро» 4 класса.

Лингвистические (языковые) разборы.

Предложение. (2 ч)

22

09.10

Главные и второстепенные  члены предложения.

с. 48—49

Актуализировать знания о термине синтаксис, о распространённых и нераспространённых предложениях, роли главных членов предложения, их названиях, о словосочетаниях как строительном материале предложений.

Синтаксис.

Распространенные,

нераспространенные

предложения.

Синтаксический

разбор.

Устанавливать соподчинённость объектов (частей речи и членов предложений).

Синтезировать: составлять предложения.

Обобщать изученные языковые факты и ставить новые задачи по их углублению.

Наблюдать над строением предложений.

Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира и речи как способа обмена мыслями и чувствами о мире.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы.

23

10.10

  1. Части речи и члены предложения.

с. 50—51

Углубить представление о функциях частей речи в словосочетании и предложении. Организовать наблюдение над назначением частей речи в предложениях, над связью второстепенных членов предложения с главными.

Часть речи.

Член предложения.

Группа подлежащего.

Группа сказуемого.

Формы глаголов, их «работа» в роли сказуемого. (9 ч)

24

11.10

Неопределённая форма глаголов.

с. 52—53

Углубить представления о неопределенной форме глаголов  как начальной формы в сфере изменения этой части речи. Упражнять в образовании начальной формы глаголов совершенного и несовершенного видов, в выборе нужной формы в словосочетаниях.

Начальная (неопределенная) форма глагола. Совершенный и несовершенный вид глаголов.

Обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола.

Устанавливать новые свойства объекта (глагольных форм) с помощью таблицы.

Устанавливать  зависимость общего значения высказывания (предложения) от выбора временных форм глагола.

Анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения, действуя по памятке.

Участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов.

 действуя по памятке.

Анализировать  содержание и контролировать правильность записей.

Работать в парах при решении орфографических задач: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников.

25

15.10

Времена глаголов.

Изменение глаголов в форме прошедшего времени.

с. 54—55

Актуализировать сведения о формах времени глаголов, о признаках глаголов в прошедшем времени. Упражнять в образовании форм прошедшего времени от неопределенной формы глагола, изменении по родам и числам.

Время глаголов.

Прошедшее время.

Глагольные суффиксы.

26

16.10

Формы глаголов в настоящем и будущем времени.

с. 56—57

Обратить внимание на зависимость образования форм времени от вида глагола. Упражнять в образовании форм настоящего и будущего времени от неопределенной формы глагола, изменении по лицам.

Настоящее время.

Будущее время (простое и сложное).

27,28

17.10

18.10

Спряжение глаголов. Глаголы  1  и  2  спряжения.

с. 58—61

Дать понятие о спряжении как изменении глаголов по лицам и числам. Организовать наблюдение над признаками двух типов спряжения. Упражнять в дифференциации  глаголов по спряжениям.

Спряжение.

Личные окончания

глаголов.

29,30

22.10

23.10

Урок-тренинг.

с. 86—87

Упражнять в написании личных окончаний глаголов. Организовать наблюдение над нетипичными случаями спряжения глаголов.

Спряжение глаголов.

31,32

24.10

25.10

Контрольный диктант и его анализ.

Контроль уровня сформированности знаний по изученной теме, закрепление изученного.

2-я четверть (32 ч)

Правописание глаголов. (9 ч)

33-35

(1-3)

05.11

06.11

07.11

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

с. 62—67

Познакомить с новой орфограммой, с её условиями (в глаголах) и признаками (оканчиваются на шипящие). Упражнять в узнавании орфограммы, в написании глаголов во 2 лице единственного числа, в повелительных формах, в неопределённой  форме.

Спряжение.

Личные окончания

глаголов.

Обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола.

Устанавливать новые свойства объекта (глагольных форм) с помощью таблицы.

Устанавливать  зависимость общего значения высказывания от выбора временных форм глагола. Анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения.

Участвовать в составлении алгоритма решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов.

 действуя по памятке.

Анализировать  содержание и контролировать правильность записей.

Работать в парах при решении орфографических задач: выдвигать собственные гипотезы и обосновывать их.

36-41

(4-9)

08.11

12.11

13.11

14.11

15.11

19.11

Правописание безударных личных окончаний глагола.

с. 68—81

Познакомить с условиями проявления и признаками орфограммы: безударные личные окончания глаголов, выбор гласных еи в зависимости от спряжения.

Спряжение.

Личные окончания

глаголов.

Выражение сказуемого разными формами времени глагола. (3 ч)

42(10)

20.11

Обобщение сведений о формах времени глаголов.

с. 82—83

Повторить употребление в роли сказуемых глаголов, условиях выбора нужного родового/личного окончания на базе нераспространенных предложений.

Время глагола.

Глагол — сказуемое.

Обобщать материал об изученных явлениях языка.

Различать варианты образования и употребления в речи форм настоящего и будущего времени глаголов.

Решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов.

Производить  разносторонний анализ высказываний (предложений).

Осуществлять выбор нужного глагола для достижения точности выражаемой мысли.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания

43(11)

21.11

Глаголы-сказуемые в побудительных

и других предложениях.

с. 84—85

Организовать наблюдение над выражением сказуемых «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях, глаголами прошедшего времени с частицей бы в условных предложениях.

«Повелительные»

формы глаголов.

Слова-обращения.

Глаголы с частицей бы.

44(12)

22.11

Выражение сказуемого глаголами настоящего

и будущего времени.

с. 88—89

Повторить условия выбора безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

Организовать наблюдение  над чередованием согласных при спряжении ряда глаголов.

ч//к

ч//г//ж

Творческие работы. (2 ч)

45(13)

26.11

Свободный  диктант и его анализ.

с. 90

По материалам рубрики «Мастерская  слова».

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Правильно списывать слова, предложения, текст.

Прислушиваться к

мнению собеседников.

Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы.

46(14)

27.11

Творческое списывание.

с. 96—97

По материалам рубрики «Мастерская слова»:

восстановить последовательность  частей текста,

употребить глаголы из скобок в нужных формах.

Предложения с однородными членами. (13 ч)

47(15)

28.11

Второстепенные члены предложения.

с. 94—95

Углубить представление о строении предложений с второстепенными членами и их ролью.

Распространенные/

нераспространенные предложения.

Второстепенные члены.

Выявлять новые особенности, признаки  простых предложений, осложненных однородными членами.

Ориентироваться в условиях (чувствовать) постановки запятой при однородных членах предложения.

Соотносить варианты интонирования и варианты пунктуации в предложениях с однородными членами.

Действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи.

Анализировать новый тип предложений, моделировать их с помощью схем, преобразовывать модели в словесные высказывания.

Синтезировать: составлять предложения с однородными членами

Ставить новые задачи по изучению известной единицы языка — предложения.

Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Любить и уважать Отечество, родной язык и культуру.

Интерес к письму, к созданию собственных текстов.

 

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Извлекать информацию, представленную в разных формах.  Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

 свою точку зрения.

48,49

(16,17)

29.11

03.12

Падежные формы склоняемых частей речи.

с. 96—101

Упражнение в согласовании второстепенных членов предложения, выраженных  склоняемыми частями речи.

Склонение.

Падеж.

Падежные формы.

50,51

(18,19)

04.12

05.12

Однородные подлежащие и сказуемые.

с. 102—107

Сформировать представление об однородных членах предложения, познакомить с их признаками: отнесенность к одним членам предложения, наличие перечислительной интонации, бессоюзное и союзное соединение.

Однородные члены.

Схема О, О, О.

Перечислительная интонация.

Соединительные, противительные союзы.

52,53

(20,21)

06.12

10.12

Однородные  второстепенные члены предложения.

с. 108—111

Организовать сопоставление нераспространенных и распространенных предложений с одинаковой лексикой в роли разных однородных членов предложения.

Обобщить условия определения однородных членов.

Однородные члены.

Схема О, О, О.

Перечислительная интонация.

Соединительные, противительные союзы.

54,55

(22,23)

11.12

12.12

Знаки препинания при однородных

 членах предложения.

с. 112—115

Продолжить наблюдение о взаимосвязи перечислительной интонации и пунктуации при однородных членах предложения.

Знаки препинания.

Интонация.

56(24)

13.12

Решение общих пунктуационных задач.

с. 122—123

Учить решать общие пунктуационные задачи при разных видах письма.

Пунктуация

(с лат. пунктум  «точка»)

57(25)

17.12

Осложненное списывание текста.

с. 121

Списывание текста с расстановкой знаков препинания по материалам рубрики «Проверочные работы».

58,59

(26,27)

18.12

19.12

Проверочный диктант и его анализ.

с. 120—121

Контроль уровня сформированности знаний по изученной теме, закрепление изученного.

Строение текстов разных типов(повествование, описание, рассуждение). (4 ч)

60,61

(28,29)

20.12

24.12

Изложение и его анализ.

с. 125

Обобщить известные признаки разных типов текста.

Организовать наблюдение над средствами раскрытия темы и основной мысли текстов, над их композиционным построением.

Воспроизводить содержание прочитанного или услышанного текста и создавать собственные  письменные высказывания в объёме предложения,  текста.

Создавать  собственные проекты.

Анализировать творческие работы свои и одноклассников, видеть словесные находки, речевые недочеты и т. п.

62,63

(30,31)

25.12

26.12

Сопоставление  признаков разных типов текста.

с. 116—119

Типы текста.

64(32)

27.12

Мастерская слова(резерв).

3-я четверть (38 ч)

Вспоминаем части речи. (2 ч)

65(1)

14.01

15.01

Слово как часть речи.

с. 6—9

Организовать наблюдение над ролью частей речи в художественной речи, над новыми языковыми средствами, выражающими сравнительные отношения.

Части речи.

Художественная речь.

Языковые средства.

Систематизировать сведения об изученных частях речи

Наблюдать над употреблением в речи нового способа выражения сравнительных отношений

Обобщать известные языковые факты и выдвигать новые задачи по их изучению.

Формы частей речи. (3 ч)

66-68

(2-4)

16.01

17.01

21.01

Изменение частей  речи по числам и родам.

с. 10—15

 Упражнять в выделении словосочетаний из предложений, в составлении предложений из слов, данных в начальной форме.

Части речи.

Род и число.

Актуализировать знания о смысловой и грамматической связи слов — членов предложения, частей словосочетания.

Выявлять взаимосвязь форм слов и потребности связывать слова в высказывании.

Спряжение и склонение. (3 ч)

69,70

(5,6)

22.01

23.01

Глагол и его личные формы.

С. 16—19

Повторить сведения о глаголе как части речи. Повторить формы глаголов. Определение форм глаголов в предложениях, текстах, выбор форм самостоятельно.

Повторить 1 и 2 спряжения глаголов.

Глагол.

Формы глагола.

1 и 2 спряжение глаголов.

Различать суть  терминов «спряжение», «склонение».

Соотносить известные падежные формы частей речи с вариантами склонения личных местоимений.

Осознанно выбирать нужную форму слов при составлении предложений

Использовать знания об особенностях языковых явлений для осознанного их использования  в практике речи.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

71(7)

24.01

Склонение  частей речи.

с. 20—21

  1. Повторить, чем различаются спрягаемые и склоняемые  части речи, что значит просклонять слово, какие части речи склоняются, сколько и каких имеется в языке падежных форм, каковы их признаки, для чего нужно знать падежные формы.

Спряжение и склонение.

Падежные формы.

Склонение имен существительных.

Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи. (26ч)

Имя существительное. (15 ч)

72-74

(8-10)

28.01

29.01

30.01

Имена существительные 1, 2 и 3 склонений.

с. 22—27

Познакомить с делением существительных на три склонения по наличию специфических окончаний. Упражнять в определении склонения, в выборе падежных окончаний.

Падежные окончания.

Три склонения имени существительного.

Наблюдать, анализировать таблицу и обнаруживать различия в падежных окончаниях существительных.

Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач.

Выбирать буквы при обозначении конкурирующих безударных падежных окончаний.

Выявлять случаи, противоречащие общим правилам написания.

Наблюдать, анализировать таблицу и обнаруживать различия в падежных окончаниях существительных.

Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач.

Выбирать буквы при обозначении конкурирующих безударных падежных окончаний.

Выявлять случаи, противоречащие общим правилам написания.

Осознавать значимость знания о склонениях для выбора правильных окончаний слов.

Стремиться к совершенствованию собственной речи;  

Осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы.

Строить рассуждения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Осознавать значимость знания о склонениях для выбора правильных окончаний слов.

Стремиться к совершенствованию собственной речи;  

Осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы.

Строить рассуждения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

75(11)

31.01

Безударные падежные окончания

 имен существительных в единственном числе.

с. 28–29

Сопоставить способы проверки безударных гласных в корне, в приставке слова и мотивировать к переносу общего способа — безударный проверяем ударным — для проверки безударных падежных окончаний существительных.

Упражнять в проверке  падежных окончаний с опорой на слова-ключики.

Падежное окончание.

Орфограмма.

76(12)

04.02

Безударные падежные окончания

творительного падежа.

с. 30–31

Падежное окончание.

Орфограмма.

77(13)

05.02

Безударные падежные окончания

имен существительных 3 склонения.

с. 32–33

Падежное окончание.

Орфограмма.

78,79

(14,15)

06.02

07.02

Употребление гласных еи  в падежных окончаниях имен существительных разных склонений.

с. 34—37

[и] — и в окончаниях  1 (Р.п.) и

3 (Р.п., Д.п., П.п.) склонений;

[и] — е  в окончаниях х 1 и 2 склонения (Д.п., П.п.)

[и] — е  в окончаниях  1 и 2 склонения (Т.п.)

Падежное окончание.

Орфограмма.

80(16)

11.02

Выбор: [а] — а, о;

 [и] — и, е .

с. 38—39

Упражнять на вставку орфограмм, на употребление слов в требуемом падеже при  письме.

Падежное окончание.

Орфограмма.

81(17)

12.02

Безударные падежные окончания

  во множественном числе.

с. 40–41

Перенос общего способа проверки на проверку безударных гласных в падежных окончаниях существительных множественного числа.

Падежное окончание.

Орфограмма.

82(18)

13.02

Варианты падежных окончаний винительного падежа.

с. 42—43

Сопоставление падежных форм в винительном падеже. Использование опорных слов для проверки ударными окончаниями.

Падежное окончание.

Орфограмма.

83(19)

14.02

Варианты падежных окончаний родительного падежа.

с. 44—45

Упражнять в образовании форм родительного падежа с конкурирующими окончаниями.

Падежное окончание.

Орфограмма.

84(20)

18.02

Падежные окончания дательного, творительного, предложного падежей.

с. 46—47

Совершенствовать умения в видах письма: осложненное списывание, письмо по памяти, письмо под диктовку.

Падежное окончание.

Орфограмма.

85,86

(21,22)

19.02

20.02

Выбор окончания форм

разных падежей и чисел.

с. 48—49

Упражнять на вставку орфограмм, на употребление слов в требуемом падеже при осложнённом списывании, письме под диктовку.

Падежное окончание.

Орфограмма.

Имя прилагательное. (7 ч)

87,88

(23,24)

21.02

26.02

Безударные падежные окончания

имен прилагательных.

с. 52–55

Анализ таблицы.  Наведение справок об окончаниях по таблице с указанием падежей и их окончаний.

Падежное окончание.

Орфограмма.

Наблюдать различие родовых, падежных форм имен прилагательных,  наличие определенных окончаний ( орфограмма).  Упражняться в согласовании с существительными имён прилагательных.

Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира и речи как способа обмена мыслями и чувствами о мире.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

89-93

(25-29)

27.02

28.02

04.03

05.03

06.03

Проверка безударных окончаний

имен прилагательных

единственного и множественного числа.

с. 56—65

Проверка безударных падежных окончаний по ударным окончаниям вопросов к прилагательным любого числа.

Падежное окончание.

Орфограмма.

Местоимение. (2 ч)

94,95

(30,31)

07.03

11.03

Правописание падежных форм личных местоимений.

с. 66—69

Обратить внимание на непродуктивные окончания и безударные гласные в корнях падежных форм личных местоимений.

Личные местоимения.

Непродуктивные окончания.

Иметь представление о личных местоимениях и правописании их падежных форм.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность,

определять степень успешности своей работы.

Повторение. (2 ч)

96,97

(32,33)

12.03

13.03

Правописание падежных форм

склоняемых частей речи (обобщение).

с. 70—73

Закрепление написания падежных окончаний существительных , прилагательных и местоимений. Осложненное списывание  текста с его предварительным анализом.

Склонение.

Склоняемые части речи.

Падежное окончание.

Орфограмма.

Видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, владеть способами проверки.    

Находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами.

Извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать    ее из одной формы в другую.

Творческие работы. (5 ч)

98(34)

14.03

Изложение (краткое)

 и его анализ.

с. 94—95

Организовать наблюдение над средствами раскрытия темы и основной мысли текстов, над их композиционным построением.

Изложение (краткое).

План.

Понимать и воспроизводить содержание текстов, создавать собственные высказывания типа описания (первоцветов).

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

99(35)

18.03

Творческая работа

и её  анализ.

с. 94

Сочинение.

100,101

(36)

19.03

Объяснительный диктант.

с. 90—93

Контроль уровня сформированности знаний по изученной теме, закрепление изученного.

101,102

(37,38)

20.03

21.03

Контрольный диктант и его анализ.

4-я четверть (34 ч)

Самостоятельные и служебные части речи. (8 ч)

103(1)

01.04

Части речи как словесные средства  выражения

в предложениях мыслей и чувств.

с. 74—75

Углубить представление о частях речи как языковом отражении реальных отношений окружающего мира и как средств выражения в предложениях  мыслей и чувств.

Морфология.

Части речи.

Замечать общее в значениях зависимых слов в словосочетании и второстепенных членов предложения.

Узнавать в речи числительные, наречия

Выявлять отличительные признаки служебных частей речи и осознанно использовать их для связи слов в предложении.

Разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому.

Определять части речи,  употреблять в тексте нужные по смыслу частей речи.

Презентовать творческие работы, оценивать, выражать собственные мнения, давать советы по корректировке высказываний.

Выбирать критерии оценки творческих работ на основе сравнения работ одноклассников.

Оценивать прочность усвоения знания о частях речи.

Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, словоформ и словосочетаний в ситуативной речи.

Наводить справки в толковых словарях и справочниках.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

104(2)

02.04

Назначение и синтаксическая роль

 прилагательных, числительных.

с. 76—77

Углубить представление о роли прилагательных и причастий — определять признаки предметов, быть в предложении определением или сказуемым.

Познакомить с ролью количественных числительных.

Имя прилагательное.

Имя числительное количественное и порядковое.

105(3)

03.04

Назначение и синтаксическая роль

 прилагательных, причастий.

с. 78—79

Имя прилагательное.

Причастие.

106,107

(4,5)

04.04

08.04

Назначение и синтаксическая роль

наречий и деепричастий.

с. 80—83

Организовать наблюдение над употреблением в речи частотных наречий, деепричастий.

Наречие.

Деепричастие.

108,109

(6,7)

09.04

10.04

Служебные части речи.

с. 84—87

Сопоставить, как выражены средства связи частей речи. Дифференцировать части речи на самостоятельные и служебные.

Служебные части речи: предлог, частица, союз, междометие.

Звукоподражание.

110(8)

11.04

Контрольное списывание текста с учебника.

с. 120–121  

Контроль уровня сформированности знаний по изученной теме.

Средства языка в речи. (9 ч)

111(9)

15.04

Язык и речь. Слово.

с. 98—99

Повторить  сведения о свойствах лексического значения слова, смысле устойчивых выражений и пословиц, о толковом словаре. Дать сведения о разных путях пополнения слов в русском языке, в т.ч. заимствования из других языков.

Язык.

Речь.

Слово.

Систематизировать способы и приёмы проверки конкурирующих написаний с помощью анализа и составления таблиц.

Находить разные основания для группировки слов, находить «лишнее» слово в цепочке заданных.  Наблюдать над употреблением в речи слов в переносном значении.                      Знать о разных путях пополнения слов в русском языке, в т.ч. заимствования из других языков.              Определять части речи,  употреблять в тексте нужные по смыслу частей речи.

Уважительно и бережно относиться к родному языку, не засорять его иностранными словами и словами-сорняками.

Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира и речи как способа обмена мыслями и чувствами о мире.

Наводить справки в толковых словарях и справочниках.

Стремиться к совершенствованию собственной речи;  

Осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.

112,113

(10,11)

16.04

17.04

Словари.

Значения слов.

с. 100—103

Слово.

Лексическое значение.

Словари, их виды.

114-116

(12-14)

18.04

22.04

23.04

Правописание слов различных частей речи

с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

с. 104–109

Обобщить всех случаи обозначения «слабых» позиций с помощью «сильных»: в корне, в окончаниях имен  существительных, имен прилагательных, приставках.

Орфограмма проверяемая и непроверяемая.

117(15)

24.04

Проверочная работа.

с. 124—127

118,119

(16,17)

25.04

29.04

Контрольный диктант и его анализ.

Контроль уровня сформированности знаний по изученной теме, закрепление изученного.

Предложение. Текст. (10 ч)

120(18)

30.04

Предложения в составе текста.

с. 110—111

Повторить отличие предложения от текста. Организовать наблюдение над смысловой связью предложений в тексте и его частях.

Текст.

Части текста.

Предложение.

Распознавать разные функции средств языка: слов, словосочетаний и предложений.

Распространять мысли в предложениях

с помощью второстепенных членов.

Сравнивать варианты распространения мыслей в предложении и тексте.

Осознать условия связи разных частей речи в словосочетании, предложении.

Устанавливать связь между речевым назначением предложений и функциональными типами текстов.

Дифференцировать типы текстов по их назначению (функции).

Наблюдать над этапами развития мысли (композицией) в объёмном высказывании (тексте) типа рассуждения, описания.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме  текста.

Различать объём предлагаемых тем высказываний и высказываться в рамках темы.

Использовать план для воспроизведения и составления текста, оценивать информативность плана.

Стремиться к словесному творчеству, уметь анализировать работы (свои и чужие).

Стремиться к совершенствованию собственной речи;  

Осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

«Читать»  репродукции картин, создавать высказывания по описанию картин.

Использовать знания об особенностях языковых явлений для осознанного их использования  в практике речи.

121(19)

02.05

Распространение мыслей в предложении и тексте.

с. 112 — 113

Упражнять в распространении предложений на основе предложенной схемы, на основе отдельных предложений, в создании собственного текста.

Распространенные предложения.

Схема предложения.

122(20)

06.05

Связи частей и предложений в тексте.

с. 114—115

Организовать наблюдение над смысловой связью предложений в тексте и его частях.

Упражнять в построении текста на основе составленных предложений.

Предложение.

Части текста.

Текст.

123(21)

07.05

Текст-повествование: рецепт, зарисовка эпизода.

с. 116—117

Повторить разновидности текста повествовательного типа речи: инструкция, рецепт; зарисовка эпизода. Углубить представление об их общих композиционных частях.   Упражнять в выделении в текстах этих частей, осознании их роли, в    наблюдении над средствами связи этих частей.

Текст-повествование.

Композиция.

Рецепт.

Эпизод.

Вступление, основная часть, заключение.

124(22)

08.05

Текст-повествование: история (рассказ) о случившемся событии

с. 118—119

Продолжить наблюдение над композиционными частями и средствами связи в тексте в жанре рассказа.  Подготовить к воспроизведению содержания текста: озаглавливание, самостоятельное составление плана.

Текст-повествование.

Рассказ.

Завязка, основная часть, кульминация, развязка.

125(23)

13.05

Текст-рассуждение и средства связи его частей.

с. 119

Запись и устные рассуждения по теме пословицы.

Организовать наблюдение над структурой и текстовыми синонимами текста-рассуждения.

Текст-рассуждение.

Тезис, доказательство, вывод.

126(24)

14.05

Текст-описание картины (репродукции).

с. 120—121

Организовать наблюдение над особенностями построения текста-описания картины

(А. К. Саврасов «Грачи прилетели»), над языковыми средствами, с помощью которых связываются его части, наличием контекстуальных синонимов.

Текст-описание.

Вступление, основная описательная часть, заключение.

Контекстуальные синонимы.

127(25)

15.05

Предупредительный/

объяснительный диктант.

с. 124—127

Контроль уровня сформированности знаний по изученной теме, закрепление изученного.

128,129

(26,27)

16.05

20.05

Контрольный диктант и его анализ.

Язык мой – друг мой. (7 ч)

130(28)

21.05

О роли языка в жизни человека.

с.122—123

Проверить степень осмысления вопросов мировоззренческого характера: как происходит процесс общения, почему слово называют  «великим делом», почему язык называют национальным достоянием.

Язык.

Речь.

Коммуникация.

Осознавать важность изучения языка для развития мышления и общения людей.

Накапливать опыт в написании отзыва о прочитанной книге с опорой на план, в написании писем, следуя  составленной памятке по правилам его написания.

Понимать суть эпистолярного жанра.

Проявлять чувство уважения к языку своего народа и познавательный интерес к постижению богатства русского языка.

Стремиться к совершенствованию собственной речи;  

Осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы.

131,132

(29,30)

22.05

23.05

Друзья мои — книги

(составление отзыва о прочитанной книге).

с. 128—129

Напомнить о роли книг в жизни человека, мотивировать к чтению и составлению отзыва о прочитанной или любимой книге.

Чтение.

Книга.

Отзыв.

133(31)

27.05

Повторение правил составления текста письма.

с. 128

Чтение и анализ текста о некоторых правилах общения с помощью писем.  Составление памятки по правилам составления текста письма.  

Письмо, правила его составления.

134-136

(32-34)

28.05

29.05

30.05

Резерв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Обобщение знаний о правописании Ъ и Ь разделительных знаков"

Тема урока по учебно-методическому плану:Обобщение знаний о правописании Ъ и Ь разделительных знаковФорма урока:комбинированный урок с использованием ИКТ,Цели:1.Развитие умения различать слова с Ъ и Ь...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном" Презентация очень простая, но творческие работы у ребят получились замечательные....

Русский язык 1 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...

Русский язык 2 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...

Русский язык 3 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...