Технологическая карта урока русского языка 3«А»классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Пужаева Светлана Владимировна

создать условия для учебной деятельности по формированию у школьников представления о склонении имен  прилагательных, как определить падеж имен прилагательных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка 3«А»классе

Учитель: Пужаева С.В.

Тема урока: «Склонение имен прилагательных. Повторение темы «Правописание парных согласных».»

Тип, вид урока: решение частных задач

Педагогическая цель: создать условия для учебной деятельности по формированию у школьников представления о склонении имен  прилагательных, как определить падеж имен прилагательных.

Задачи: Учиться мыслить логично, научно, творчески. Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а если и забываются, то их легко восстановить, повторяя ход рассуждения, доказательства, аргументации. Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности. Формировать и развивать положительное отношение, интерес к данному учебному предмету, так и к учению вообще.

Планируемые результаты:        

Предметные- представления детей  об имени прилагательном (  что обозначает имя прилагательное; на какие вопросы отвечает; как изменяется).  -умения  объяснять, какой признак обозначают прилагательные и на какие вопросы отвечают; определять падеж имени прилагательного. Получат возможность научиться: выделять в слове орфограммы, демонстрировать умение пользоваться средствами устного общения; определяют значение слова в рамках контекста.

Личностные: имеют представление о причинах успеха в учебе, сохраняют интерес к учебному материалу, оценивают нравственное содержание поступков, ситуаций, переживают этические чувства на основании анализа простых ситуаций, проявляют знание основных моральных норм поведения, участвуют в оценке работ, ответов одноклассников.

Познавательные: анализируют факты языка с выделением их отличительных признаков; проводят сравнение, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной речи, в уме, в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи.

Оборудование:  презентация к уроку

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, коллективная, фронтальная

Дидактическая структура урока   (этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I Мотивация к учебной деятельности

1-2 мин
Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

У. Доброе утро, ребята. Я рада видеть вас. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.
- Каким вы хотите видеть урок?
У. Для этого нужно помнить, что мы одна дружная семья

мотивация  к творческому труду, работа на результат

Д. Интересным, познавательным.

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

личностные: проявлять знание основных моральных норм поведения

II Каллиграфическая минутка

Начинаем наш урок  с задания по чистописанию.
-Сегодня мы продолжим работу над именем прилагательным. Как вы считаете, зачем нам надо изучать имя прилагательное?.
У. Давайте повторим всё. что мы знаем об имени прилагательном. Игра «Аукцион».
У .Хорошо.

Д. чтобы развивать свою речь, правильно разговаривать

 регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

III Актуализация опорных знаний

4-5 мин

Готовность мышления и осознание потребности  к построению нового способа действия

 У. Сейчас поработаем в парах. Посмотрите на тесты, которые лежат у вас на столах. 
Тест
Найди ключевое слово по буквам правильно угаданных ответов.
1) что обозначает имя прилагательное ?
а) предмет          с) признак предмета          в) действие предмета

2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что?    л) что делает? что сделает?   к) какой? какая? какие?

3) как определить род прилагательного?
м) по вопросу   л) по существительному с ним связанному

4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) ая, яя    о) ое, ее       и) ый, ий, ой

5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным     н) второстепенным

6) какое прилагательное является синонимом к слову «старательный»?
а) вежливый   е) аккуратный   о) хлопотливый

7) с чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным  т) с глаголом   с) с наречием

8) укажите слово, от которого образовалось прилагательное «водный»?
а) проводка    и) вода      е) уводить

9) прилагательное это:
о) часть слова     и) член предложения   е) часть речи

У.- Как будете выполнять задание?

У. Желаю удачи!

Навыки сотрудничества со  сверстниками

Представления детей  об имени прилагательном
Мотивация  к творческому труду, работа на результат
Самоконтроль и самооценка (каждый для себя делает вывод,  об уровне своих знаний)

 

 

 

 

 

 

Самостоятельность,самоконтроль
Овладение логическими действиями построения рассуждений

Д. Внимательно прочитаем вопросы теста , найдём правильный ответ, обводить букву, соответствующую правильному ответу. Дети работают 

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

 познавательные:

-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; проводить сравнение, классификацию коммуникативные: допускать существование различных точек зрения;

 предметные: отличать понятия «звук» и «буква»,  

Приобщаются к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого)

Получат возможность адекватно использовать средства устного общения в устной и письменной форме, анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков.

IV.  Повторение раннее изученных тем

Проверим выполнение.  Если вы все задания выполнили правильно, то по буквам можно прочитать ключевое слово.
У. – Какое ключевое слово вы получили? 
Д. Склонение.
У. Что такое склонение? 
Д. . Изменение окончаний по падежам.

Чтобы грамотно писать слова с орфограммой "Парные согласные в корне слова" что каждый третьеклассник должен знать, уметь? Дети, на ваших столах лежат полоски, положите их в конверты "Знать" и "Уметь"."ошибкоопасные" места для парных по звонкости - глухости согласных

-как проверить - признаки проверочного слова

-два способа проверки (изменить форму слова, подобрать однокоренное слово)

-найти орфограмму

-подобрать проверочное слово

-графически обозначить орфограмму

предметные: осознавать взаимозависимость количества слогов от количества гласных.

делить слова на слоги; познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

V. Постановка проблемы

Выявление места и причины затруднения 
3-4 мин
Выявление и фиксация  места и причины затруднения

У. – Как вы считаете, могут ли имена существительные предложить свои формы рода и числа им.прил.?
Д. Да, т.к. существительное обозначает предмет, а прилагательные его признаки. Значит, им.прил. всегда стоит в том же роде и числе, что и существительное.

У. Давайте попробуем это проверить.

Слайд
снег        румяный 
зима        звездный
щеки       морозный
небо        пушистый         
Слайд
Высвечиваются правильные ответы.

снег(какой?)пушистый
зима(какая?)морозная
щеки(какие?)румяные
небо(какое?)звездное

У. Спасибо, ребята, за ясный и подробный ответ. И все таки один вопрос остается для меня неясным.
Предлагаю вам решить его, а в помощь – стихотворение. Дети выразительно читают.

Слайд
Как-то раз с большого клена оторвался лист 
зеленый.
И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.
Закружилась голова у 
зеленоголиста.
Ветер нес его и нес, бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пёс шмыг - к 
зеленому листу.
Лапой – хвать 
зеленый лист, дескать, поиграем
«Не хочу!» - парашютист  головой качает….
Ветер вмиг с листом 
зеленымнад землей взметнулся снова.
Я пишу в саду под кленом стих о том листе 
зеленом.

У. Обратите внимание на выделенные слова. 
- Что общего в этих словах? 
Д. Они имеют один и тот же род и одно число.
У. – А какие отличия?
Д. Имена прилагательные имеют разные окончания.
У. Молодцы!
Этап формулировки темы и целей урока.
У. – Почему меняются окончания в им.прил.?
Д. Им.прил. имеют разные окончания т.к.стоят в разных падежах.
У. – Умеем ли мы определять падеж имен прилагательных?

Овладение логическими действиями построения рассуждений, обобщения

 

 

Самоконтроль и самооценка

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

информационные:

умение добывать информацию; анализировать объекты;синтезировать целое из частей. 

предметные: различать предложения и слова; безошибочно списывать текст с доски и учебника

VI Отчет групп

Построение проекта выхода из затруднения 
4-6 мин
Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств реализации

Чему мы будем сегодня учиться?
Д.Учиться определять падеж имён прилагательных.
У.Правильно.
Сформулируйте  цели урока, используя опорную запись на доске.
На доске таблица
Повторить…
Составить…
Научиться…

Д.  Составить памятку определения  падежей у им.прил. 
Научиться определять падеж им.прил., используя памятку.
У. Давайте последовательно идти к достижению наших целей.
У. У вас на партах лежит карточка № 1 с несколькими заданиями. Посмотрите на них внимательно и выполните те, которые сможете.

Карточка № 1
1.
Допиши прилагательное, определи его род.
Озеро____________, река _____________,  мороз ____________,снежинка_________.

2.Найди словосочетания, которые состоят из существительного и прилагательного. Определи склонение существительного.

Нарядили ёлку в новый наряд
На густых иголках блестки горят.

3.Найди имена прилагательные и определи, в каком падеже они стоят.

Всю ночь сильный ветер свистел в горах
Снежная зима спустилась с гор.
Показалось красное солнце.

Я шел по узкой тропинке. Вдоль берега бежала лисица. Она скользила по жесткому снегу, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.

Даю время на выполнение и проверяем коллективно.
У. – Почему мы не можем выполнить 3 задание?
Д. Мы не умеем определять падеж имен прилагательных.
У.. Предлагаю просклонять такие сочетания:
1 ряд – сильный ветер
2 ряд – снежная зима
3 ряд – красное солнце?
Д. Нет т.к. окончания есть одинаковые.
У. А как можно определить падеж имен прилагательных?
Д. Прилагательное связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.
У. Давайте составим алгоритм определения падежа у имен прилагательных.
Вспоминаем,  какие шаги мы делали?
Слайд (шаги по очереди)

  1. Найти существительные, связанное с прилагательным.
  2. Определить падеж у имени существительного.
  3. По падежу существительного определить падеж прилагательного.

У. Молодцы! Вы хорошо поработали.

Представитель каждого ряда работает у доски. Дети склоняют понравившееся словосочетание.       Давайте попробуем найти способ определения падежа имен прилагательных. Можно ли определить падеж по окончанию

коммуникативные:

умение работать в парах;

умение контролировать и оценивать результат деятельности;

познавательные: анализ объектов, представленных в рисунках,

сравнение рисунков с опорой на выделенные учителем критерии; понимание заданного вопроса

Определение цели урока

.

VIIФизкультминутка

Физминутка

VIII. Первичное закрепление.

Реализация построенного проекта
5-8 мин
Построение и фиксация нового знания

У. Немного отдохнули. А теперь проверим памятку в работе, и выполним то задание, которое трудно было выполнять в карточке №1. . Работаем устно.
Например: прилагательное «сильный» связано с существительным «ветер», которое стоит в именительном падеже. Значит «сильный» тоже в именительном падеже.

-Используя  алгоритм, определим  падеж у имен прилагательных в данном стихотворении . (с комментированием)
Слайд со стихом
Оторвался (что?) лист (им.п.)
Лист (какой?) зеленый (им.п.)
Голова (у чего?) у листа (р.п.)
Листа (какого?) зеленого (р.п.)       и.т.д.

Освоение способов решения проблем
Определение падежа имени прилагательного

регулятивные:

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; 

познавательные:

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

 коммуникативные:

договариваться, приходить к общему решению;Уметь обозначать звуки речи на письме.

IX. Обучающая самостоятельная работа.

Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону
3-5 мин
Самопроверка умения применять новое знание на типовых условиях

Самостоятельная работа стр. 125, упр. 283

Самостоятельность
Самоконтроль и самооценка
Определение падежа имени прилагательного

X. Актуализация полученных знаний.

Включение в систему знаний и повторение 
5-8мин
Включение нового знания  в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

У. Рассмотрите карточку № 2. Посмотрите на запись и сформулируйте к ней задание.
- какое задание вы будете выполнять?

Карточка № 2
На__________поле       (открытое)
У___________окна       (хоккейное)
С____________вареньем         (веселый)
Без___________друга                (черничное)
Около____________ёлки             (пушистая)

 Д. Нужно к каждому существительному подобрать подходящее по смыслу прилагательное, поставив его в нужном падеже.
Проверку осуществляю с помощью карточек с названиями падежей.
У.- Как определить падеж имени прилагательного?
Дети повторяют памятку.
У. Молодцы! Вы хорошо потрудились.

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

предметные:

делить слова на слоги;

познавательные:

проводить сравнение, сериацию и классификацию коммуникативные: допускать существование различных точек зрения;

XI. Итог урока

Рефлексия.

2-3 мин
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

У. Вернемся к тем целям, которые мы  ставили в начале урока ( обращаясь к таблице )
- Как вы считаете, смогли мы их достичь? 
- Что нам помогло в этом? (дружная работа)
- Что нового узнали?
Оцените свои успехи: если вы научились определять склонение имен прилагательных, то покажите зеленого снеговика. Кто в себе еще не уверен, то поднимите красного снеговика. С вами я позанимаюсь дополнительно.
Домашнее задание прописано на том снеговичке,  который вы подняли.

Спасибо за урок. Вы действительно доказали, что вместе мы дружная семья.

Овладение логическими действиями построения рассуждений, обобщения.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

регулятивные:

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, коммуникативные: допускать существование различных точек зрения;


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 41»

Ленинского района г. Саратова

Технологическая карта

 урока по русскому языку

по системе Л.В. Занкова

в 3 «А»классе

Тема: «Склонение имен прилагательных.

 Повторение темы «Правописание парных согласных»

учитель начальных классов

Пужаева С.В

2014-2015 уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

УМК «Перспектива» Технологическая карта урока русского языка во 2 классе учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Цели урокаСформировать представление о словах с непроизносимыми согласными.Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной.Научить использовать приобретенные знания и умения....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий  урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....