Урок русского языка с применением информационных технологий в 4 классе по теме "Родительный падеж имени существительного"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Бимбалова  Людмила  Ивановна

 Цели урока: обобщение и углубление знаний о родительном падеже имени существительного;

Задачи урока:

1.  Учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать.

2.   Развивать творческие возможности детей.

3.   Развивать умение работать в сотрудничестве.

4.  Воспитание интереса к изучению русского языка.

5.  Прививать  и развивать навыки работы на компьютере.

6.  Развивать зрительную память, самооценку, внимание.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка с применением информационных технолоний в 4 классе по теме: «Родительный падеж имени существительного»

 Цели урока: обобщение и углубление знаний о родительном падеже имени существительного;

Задачи урока:

1.  Учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать.

2.   Развивать творческие возможности детей.

3.   Развивать умение работать в сотрудничестве.

4.  Воспитание интереса к изучению русского языка.

5.  Прививать  и развивать навыки работы на компьютере.

6.  Развивать зрительную память, самооценку, внимание.

Ход урока:

1.Организационный момент.                                                                       (Слайд 1)

Приветствие.

2. Введение в тему урока. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Имя существительное», обобщим знания о именительном и винительном падежах, а также продолжим знакомство с родительным  падежом. Правильное определение падежа поможет нам в написании окончаний имен существительных; а также начнем подготовку  к сочинению по теме «Пейзажи осени».

Итак, тема урока….

                   …одительный падеж имени существительного.             (Слайд 2)

- Но что это? Одна буква пропала?

- Ребята, посмотрите внимательно вокруг, может она где-то спряталась?

  Ученик находит букву.

- Какая же буква покинула свое место?                             (На  Слайде 2 появляется буква Р)

3. Чистописание.

  - Какой звук обозначает буква Р? Дайте характеристику.

- Из каких элементов она состоит?

- На экране есть все элементы заглавной и строчной буквы Р, но встретятся и лишние. Перемещая элементы, соберите буквы.                                             (Слайд 3)              

Появился образец написания буквы. Учитель еще раз напоминает порядок написания буквы. А написать предлагает усложненный вариант:                  

                                Рр Рр                                                                      (Слайд 4)

Списывание текста, повторение соединений:

                  И на ветках у берез,

                  Как алмазы, блестят

                  Капли сдержанных слез. (С.Никитин)                              (Слайд 5)

- Сейчас вы услышите прекрасные строчки о золотой осенней поре. Вслушайтесь, всмотритесь в эти пейзажи осени, почувствуйте себя их частью.    (Слайд 6)

- Что это за слезы? Какими вы их представляете? (капли дождя, росы)

- Почему же автор сравнивает их с алмазами?

 

4. Работа над орфограммами. Словарная работа.

- Какие орфограммы вам известны? Объясните написание слов с этими орфограммами.

Знакомство с новым словарным словом алмаз.                                         (Слайд 7)

- Что такое алмаз?

- Какие орфограммы в этом слове можно объяснить, а какие запомнить?

- Какие еще словарные слова на тему «Осень» вы знаете?

Загадки на слайдах. Дети находят отгадку и проверяют орфограмму (рябина, ветер, тополь, осинка...)                                                                                            

Она к осеннему балу
Снова надела кораллы,
Пылают они далеко,
Всякий увидит легко.(рябина)                                                                       (Слайд 8,9)

Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой... (осинки)                                                                   (Слайд 10,11)

Клейкие раскрылись почки —

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? — Это... (тополь)                                                                    (Слайд 12,13)

Неизвестно, где живёт.
Налетит — деревья гнёт.
Засвистит — по речке дрожь.
Озорник, а не уймёшь.(ветер)                                                                           (Слайд 14.15,16)

Физкультминутка.

- Ребята, давайте вместе покажем осень, ее шаги. (Учитель медленно читает текст В.Бурлака «Шаги осени»)

        Дошла до леса осень. Возле тропинки пошуршала листом. Около реки развесила последние туманы. Крутой туман с реки подкрался к лесу. Прятался у дальней поляны. Оседал туман вокруг листьев, сжимался в холодные капли.                                  

       Соначала из-под зеленого цвета показались красные и бардовые пятна. У багулиника появилась осенняя седина. Из-за рябины виднелись бледно-желтые мазки. Ягоды от мороза стали алые. Из леса без шума потянулись стаи диких уток. А листья все падали, падали, падали….                                                                                                 (Слайд 17)

         

- Ребята, вы услышали, как писатели и поэты воспевали это прекрасное время года, почувствовали себя частицей этого леса, присмотрелись к каждому дереву, прислушались к каждому дуновению ветерка.

5. Работа по закреплению пройденного материала.

- Мы с вами почувствовали дыхание осеннего леса. А сейчас поработаем с этим текстом.

Задание: исследовать слова и предложения, вспомнить правила определения Родительного падежа. А поможет вам в определении наш алгоритм.

 На экране дети восстанавливают алгоритм из предложенных слов.               (Слайд 18)

  1. Слово
  2. Вопрос
  3. Падеж

(проговаривая программу действий: находим слово, от которого можно задать вопрос к нужному существительному, задаем вопрос, по вопросу и предлогу определяем падеж существительного)

  Далее работа идет по группам (4 группы по 6 человек):

1 группа – из стихотворения, записанного во время чистописания находят 2 существительных в Р.п., действуя по алгоритму. Затем свои выводы вносят в таблицу, обобщая полученные знания:

  1. Слово-помощник_____________________
  2. Вопросы____________________________
  3. Член предложения____________________

2 группа – работает с первым абзацем теста «Шага осени», находят существительные в Р.п. с предлогом, приводят свои примеры, выводы заносят в таблицу:

        Предлоги______________________________

        ______________________________________

        ______________________________________

3 группа – работает со вторым абзацем аналогично.

4 группа -  работает со стихотворением. Находят существительные, определяют падеж и вспоминают с какими падежами можно спутать существительные Р.п., выводы вносят в таблицу:

                Р.п.  ≠ ? п.

Дается время для работы. От каждой группы отвечает ученик. Готовые выводы заносятся, на экране появляется обобщающая таблица о родительном падеже.     (Слайд 19)

6. Работа по учебнику.    

Составленную таблицу учащиеся сравнивают с таблицей в учебнике, еще раз обобщая полученные знания.

Для закрепления выполняется упражнения из учебника №144 с.66, с использование стихов и словосочетаний об осени, продолжая подготовку к сочинению.                 (слайд 20)

При закреплении задания дифференцируются на 3 группы, учитель заранее определяет группы, а детям раздает осенние листочки разного цвета с разными заданиями

(сильные-красный лист, средние –зеленый лист, слабые –желтый лист).

- Осень в период листопада рассыпает много разноцветных листочков. Вот некоторые из них, кружа в вальсе, упали к вам и принесли задание.

Ребята выполняют задания самостоятельно. Во время работы помогает и проверяет, как сделали задание слабые ученики.

Средние ученики проверяют свои работы по образцу.                                  (Слайд 21)

Предложения. Составленные сильными учениками, зачитываются и на следующем уроке, непосредственно перед написанием сочинения об осени.

7. Итог урока.

                                                         

-Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовём ключевые слова нашего сегодняшнего урока.                                                                                                                     (Слайд 22)

- Где нам пригодятся полученные знания?

- Помогут ли прозвучавшие строки в написании сочинения?

- Какие вы сделали открытия?

- Итак, все полученные нами знания на уроке помогут грамотно писать, а это подарит вам радость учения!

Учитель обращает внимание детей к девизу каждого урока русского языка:

                 Красивое и правильное письмо дарит радость!                               (Слайд 23)

8. Домашнее задание.    (дифференцируется)                                                (Слайд 24)                                                                          


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 8

Она к осеннему балу Снова надела кораллы, Пылают они далеко, Всякий увидит легко.

Слайд 10

Деревца в лесу стоят, Даже в тихий день дрожат. Вдоль извилистой тропинки Шелестят листвой...

Слайд 12

Клейкие раскрылись почки — Нарядился он в листочки. Летом в пух оделся щеголь. Догадались? — Это...

Слайд 14

Неизвестно, где живёт. Налетит — деревья гнёт. Засвистит — по речке дрожь. Озорник, а не уймёшь.

Слайд 17

Шаги осени. Дошла до леса осень. Возле тропинки пошуршала листом. Около реки развесила последние туманы. Крутой туман с реки подкрадывался к лесу. Прятался у дальней поляны. Оседал туман вокруг листьев, сжимался в холодные капли. Сначала из-под зеленого цвета показались красные и зеленые пятна. У багульника появилась осенняя седина. Из-за рябины виднелись бледно-желтые мазки. Ягоды от мороза стали алые. Из леса без шума потянулись стаи диких уток. А листья все падали, падали, падали…

Слайд 19

Родительный падеж имени существительного 1 . слово-помощник __ нет_ ___________________ вопросы_ _____ кого? чего?_________________ член предложения ___ второстепенный ______ 2. предлоги ___ у, от, до, с, из, без _____________ 3. Родительный падеж ≠ ____ В.п._____________

Слайд 21

Не осталось (чего?) следа (Р.п.) Следа (от чего?) от цветов (Р.п.) Скорлупками (чего?) льда (Р.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка  урока развития речи с применением информационных технологий.  3 класс. Из портфолио учителя  ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка из портфолио учителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны...

Урок русского языка с применением информационных технологий. в 4 классе по теме: «Повторение изученного материала о простом предложении».

Цель урока: закрепить знания о  простом предложении.Задачи урока:2.  Учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать.3.   Развивать творческие возможности детей.4....

Урок – исследование по русскому языку с применением информационных технологий в 4 классе по теме «Повторение знаний о существительном. Слово Доброта».

МБОУ «Трёхозёрская средняя общеобразовательная школа»Спасского муниципального района Республики ТатарстанУрок – исследование по русскому языкус применением информационных технологий в 4 классепо теме...

Урок русского языка с применением информационных технологий в 4 классе по теме "Родительный падеж имени существительного"

Цели урока: обобщение и углубление знаний о родительном падеже имени существительного;Задачи урока:1.  Учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать.2.   Развивать творческие во...

Конспект урока по русскому языку с применением стратегий смыслового чтения по теме: "Предложный падеж имени существительного"

В конспекте урока по русскому языку "Предложный падеж имени существительного" предлагаю использовать такую стратегию смыслового чтения, как создание кластера. Данная стратегия, на мой взгляд...