Урок русского языка с применением информационных технологий в 4 классе по теме "Родительный падеж имени существительного"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Цели урока: обобщение и углубление знаний о родительном падеже имени существительного;
Задачи урока:
1. Учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать.
2. Развивать творческие возможности детей.
3. Развивать умение работать в сотрудничестве.
4. Воспитание интереса к изучению русского языка.
5. Прививать и развивать навыки работы на компьютере.
6. Развивать зрительную память, самооценку, внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_po_teme.docx | 19.38 КБ |
4urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.ppt | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка с применением информационных технолоний в 4 классе по теме: «Родительный падеж имени существительного»
Цели урока: обобщение и углубление знаний о родительном падеже имени существительного;
Задачи урока:
1. Учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать.
2. Развивать творческие возможности детей.
3. Развивать умение работать в сотрудничестве.
4. Воспитание интереса к изучению русского языка.
5. Прививать и развивать навыки работы на компьютере.
6. Развивать зрительную память, самооценку, внимание.
Ход урока:
1.Организационный момент. (Слайд 1)
Приветствие.
2. Введение в тему урока. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Имя существительное», обобщим знания о именительном и винительном падежах, а также продолжим знакомство с родительным падежом. Правильное определение падежа поможет нам в написании окончаний имен существительных; а также начнем подготовку к сочинению по теме «Пейзажи осени».
Итак, тема урока….
…одительный падеж имени существительного. (Слайд 2)
- Но что это? Одна буква пропала?
- Ребята, посмотрите внимательно вокруг, может она где-то спряталась?
Ученик находит букву.
- Какая же буква покинула свое место? (На Слайде 2 появляется буква Р)
3. Чистописание.
- Какой звук обозначает буква Р? Дайте характеристику.
- Из каких элементов она состоит?
- На экране есть все элементы заглавной и строчной буквы Р, но встретятся и лишние. Перемещая элементы, соберите буквы. (Слайд 3)
Появился образец написания буквы. Учитель еще раз напоминает порядок написания буквы. А написать предлагает усложненный вариант:
Рр Рр (Слайд 4)
Списывание текста, повторение соединений:
И на ветках у берез,
Как алмазы, блестят
Капли сдержанных слез. (С.Никитин) (Слайд 5)
- Сейчас вы услышите прекрасные строчки о золотой осенней поре. Вслушайтесь, всмотритесь в эти пейзажи осени, почувствуйте себя их частью. (Слайд 6)
- Что это за слезы? Какими вы их представляете? (капли дождя, росы)
- Почему же автор сравнивает их с алмазами?
4. Работа над орфограммами. Словарная работа.
- Какие орфограммы вам известны? Объясните написание слов с этими орфограммами.
Знакомство с новым словарным словом алмаз. (Слайд 7)
- Что такое алмаз?
- Какие орфограммы в этом слове можно объяснить, а какие запомнить?
- Какие еще словарные слова на тему «Осень» вы знаете?
Загадки на слайдах. Дети находят отгадку и проверяют орфограмму (рябина, ветер, тополь, осинка...)
Она к осеннему балу
Снова надела кораллы,
Пылают они далеко,
Всякий увидит легко.(рябина) (Слайд 8,9)
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки) (Слайд 10,11)
Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? — Это... (тополь) (Слайд 12,13)
Неизвестно, где живёт.
Налетит — деревья гнёт.
Засвистит — по речке дрожь.
Озорник, а не уймёшь.(ветер) (Слайд 14.15,16)
Физкультминутка.
- Ребята, давайте вместе покажем осень, ее шаги. (Учитель медленно читает текст В.Бурлака «Шаги осени»)
Дошла до леса осень. Возле тропинки пошуршала листом. Около реки развесила последние туманы. Крутой туман с реки подкрался к лесу. Прятался у дальней поляны. Оседал туман вокруг листьев, сжимался в холодные капли.
Соначала из-под зеленого цвета показались красные и бардовые пятна. У багулиника появилась осенняя седина. Из-за рябины виднелись бледно-желтые мазки. Ягоды от мороза стали алые. Из леса без шума потянулись стаи диких уток. А листья все падали, падали, падали…. (Слайд 17)
- Ребята, вы услышали, как писатели и поэты воспевали это прекрасное время года, почувствовали себя частицей этого леса, присмотрелись к каждому дереву, прислушались к каждому дуновению ветерка.
5. Работа по закреплению пройденного материала.
- Мы с вами почувствовали дыхание осеннего леса. А сейчас поработаем с этим текстом.
Задание: исследовать слова и предложения, вспомнить правила определения Родительного падежа. А поможет вам в определении наш алгоритм.
На экране дети восстанавливают алгоритм из предложенных слов. (Слайд 18)
- Слово
- Вопрос
- Падеж
(проговаривая программу действий: находим слово, от которого можно задать вопрос к нужному существительному, задаем вопрос, по вопросу и предлогу определяем падеж существительного)
Далее работа идет по группам (4 группы по 6 человек):
1 группа – из стихотворения, записанного во время чистописания находят 2 существительных в Р.п., действуя по алгоритму. Затем свои выводы вносят в таблицу, обобщая полученные знания:
- Слово-помощник_____________________
- Вопросы____________________________
- Член предложения____________________
2 группа – работает с первым абзацем теста «Шага осени», находят существительные в Р.п. с предлогом, приводят свои примеры, выводы заносят в таблицу:
Предлоги______________________________
______________________________________
______________________________________
3 группа – работает со вторым абзацем аналогично.
4 группа - работает со стихотворением. Находят существительные, определяют падеж и вспоминают с какими падежами можно спутать существительные Р.п., выводы вносят в таблицу:
Р.п. ≠ ? п.
Дается время для работы. От каждой группы отвечает ученик. Готовые выводы заносятся, на экране появляется обобщающая таблица о родительном падеже. (Слайд 19)
6. Работа по учебнику.
Составленную таблицу учащиеся сравнивают с таблицей в учебнике, еще раз обобщая полученные знания.
Для закрепления выполняется упражнения из учебника №144 с.66, с использование стихов и словосочетаний об осени, продолжая подготовку к сочинению. (слайд 20)
При закреплении задания дифференцируются на 3 группы, учитель заранее определяет группы, а детям раздает осенние листочки разного цвета с разными заданиями
(сильные-красный лист, средние –зеленый лист, слабые –желтый лист).
- Осень в период листопада рассыпает много разноцветных листочков. Вот некоторые из них, кружа в вальсе, упали к вам и принесли задание.
Ребята выполняют задания самостоятельно. Во время работы помогает и проверяет, как сделали задание слабые ученики.
Средние ученики проверяют свои работы по образцу. (Слайд 21)
Предложения. Составленные сильными учениками, зачитываются и на следующем уроке, непосредственно перед написанием сочинения об осени.
7. Итог урока.
-Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовём ключевые слова нашего сегодняшнего урока. (Слайд 22)
- Где нам пригодятся полученные знания?
- Помогут ли прозвучавшие строки в написании сочинения?
- Какие вы сделали открытия?
- Итак, все полученные нами знания на уроке помогут грамотно писать, а это подарит вам радость учения!
Учитель обращает внимание детей к девизу каждого урока русского языка:
Красивое и правильное письмо дарит радость! (Слайд 23)
8. Домашнее задание. (дифференцируется) (Слайд 24)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Она к осеннему балу Снова надела кораллы, Пылают они далеко, Всякий увидит легко.
Деревца в лесу стоят, Даже в тихий день дрожат. Вдоль извилистой тропинки Шелестят листвой...
Клейкие раскрылись почки — Нарядился он в листочки. Летом в пух оделся щеголь. Догадались? — Это...
Неизвестно, где живёт. Налетит — деревья гнёт. Засвистит — по речке дрожь. Озорник, а не уймёшь.
Шаги осени. Дошла до леса осень. Возле тропинки пошуршала листом. Около реки развесила последние туманы. Крутой туман с реки подкрадывался к лесу. Прятался у дальней поляны. Оседал туман вокруг листьев, сжимался в холодные капли. Сначала из-под зеленого цвета показались красные и зеленые пятна. У багульника появилась осенняя седина. Из-за рябины виднелись бледно-желтые мазки. Ягоды от мороза стали алые. Из леса без шума потянулись стаи диких уток. А листья все падали, падали, падали…
Родительный падеж имени существительного 1 . слово-помощник __ нет_ ___________________ вопросы_ _____ кого? чего?_________________ член предложения ___ второстепенный ______ 2. предлоги ___ у, от, до, с, из, без _____________ 3. Родительный падеж ≠ ____ В.п._____________
Не осталось (чего?) следа (Р.п.) Следа (от чего?) от цветов (Р.п.) Скорлупками (чего?) льда (Р.п.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс
Методическая разработка урока развития речи с применением информационных технологий. 3 класс. Из портфолио учителя ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...
Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс
Методическая разработка из портфолио учителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны...
Урок русского языка с применением информационных технологий. в 4 классе по теме: «Повторение изученного материала о простом предложении».
Цель урока: закрепить знания о простом предложении.Задачи урока:2. Учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать.3. Развивать творческие возможности детей.4....
Урок – исследование по русскому языку с применением информационных технологий в 4 классе по теме «Повторение знаний о существительном. Слово Доброта».
МБОУ «Трёхозёрская средняя общеобразовательная школа»Спасского муниципального района Республики ТатарстанУрок – исследование по русскому языкус применением информационных технологий в 4 классепо теме...
Урок русского языка с применением информационных технологий в 4 классе по теме "Родительный падеж имени существительного"
Цели урока: обобщение и углубление знаний о родительном падеже имени существительного;Задачи урока:1. Учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать.2. Развивать творческие во...
Технологическая карта + презентация к уроку русского языка по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Род имен существительных"
Технологическая карта урока с презентацией по программе "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по русскому языку с применением стратегий смыслового чтения по теме: "Предложный падеж имени существительного"
В конспекте урока по русскому языку "Предложный падеж имени существительного" предлагаю использовать такую стратегию смыслового чтения, как создание кластера. Данная стратегия, на мой взгляд...