Занимательные упражнения
классный час по русскому языку (3 класс) на тему

Ростовская Татьяна Валентиновна

 

Одаренность-это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения челове-ком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких

видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 

            Одаренный ребенок-это ребенок, который выделяется яркими,

очевидными, иногда выдающимися достижениями( или имеет внутренние

предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 

            Одна из целей моей работы- создание условий для оптимального

развития детей. Поэтому я подобрала, апробировала и разработала за-

нимательные упражнения по русскому языку для детей с признаками

одаренности.

 

            Я считаю, что использование этих упражнений на уроках позволяет осуществлять дифференциацию на основе индивидуальных

особенностей детей, способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, твор-

чества в урочной и внеурочной деятельности, а также развивает у ода-ренных детей качественно высокий уровень представлений о картине

мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья76.64 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал для начальной школы

«Занимательные упражнения по русскому языку

для детей с признаками одаренности»

Подобраны, апробированы и разработаны

Ростовской Татьяной Валентиновной,

учителем начальных классов

 МБОУ СОШ № 13 Г. Александрова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

        Одаренность-это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения челове-ком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких

видах деятельности по сравнению с другими людьми.

            Одаренный ребенок-это ребенок, который выделяется яркими,

очевидными, иногда выдающимися достижениями( или имеет внутренние

предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

            Одна из целей моей работы- создание условий для оптимального

развития детей. Поэтому я подобрала, апробировала и разработала за-

нимательные упражнения по русскому языку для детей с признаками

одаренности.

            Я считаю, что использование этих упражнений на уроках позволяет осуществлять дифференциацию на основе индивидуальных

особенностей детей, способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, твор-

чества в урочной и внеурочной деятельности, а также развивает у ода-ренных детей качественно высокий уровень представлений о картине

мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

 

Непроверяемые безударные гласные.

1. Игры «10 ос»

Ос- - а
На этой осе в октябре позолота,
Ос- - а
А эта растёт на лугу у болота,
- ос-а
У этой на лапках зелёные иглы,
- ос - - - а-
На этой опасно устраивать игры,
- ос - - - а - -
Эта оса на луну улетает,
- ос - - - - а
Эта на солнце худеет и тает,
- - ос - - - - а - - 
Эта оса продаётся в бутылке,
- ос - - - а
Эта боится горчицы и вилки,
- ос – а
С этой спит в колыбели малыш,
- о - с - - - - а
Эта по классу крадётся , как мышь.

Ответ: осина, осока, сосна, мостовая, космонавт, сосулька, простокваша, сосиска, соска, подсказка.

2. «Поле чудес»

Некоторые буквы уже открыты. Остальное – за вами. Разгадайте и запишите пословицу о зиме.

Д – ка- - - - о - - - - - - - - , а з – му н - - - на- - .

Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

3. «Три сороки».

Три болтливые сороки 
У различных птиц гостили, 
Буквами заполнив строки, 
Догадайтесь, с кем сороки 
Ели джем и кофе пили. 
Не забудьте, что таится 
В каждом строчке только птица

1.Со- - - - - 
- - - - ро - - -
Ка - - - - 

2.Со - -
- - ро - а
- - - - - - - ка

3.Со- - - 
- - ро - - - 
Ка - - - - - - -

Ответ:

  1. Соловей, жаворонок, какаду.
  2. Сова, ворона, перепёлка.
  3. Сокол, воробей, канарейка.

4. Шарады.

Первое – нота, второе – тоже,
А целое на боб похожа. ( Фа – соль)

Первое – предлог, второе- летний дом,
А целое порой решается с трудом. ( За – дача).

Начало – голос птицы, конец – на дне пруда.
А целое в музее найдёте без труда. ( Картина).

5. Ребусы

http://festival.1september.ru/articles/530698/1.gif

6. «Словарное домино»

Игру можно составить из словарных слов для любого класса. Для этого надо вырезать 28 карточек с размером 5×8 см. В верхней части карточек пишется слова с пропущенной буквой, а в нижней части – только буквы, которых пропускали в других словах. Задача детей – подставить к слову с пропущенной буквой карточку с изображением той буквы, которая нужна в данном слове. Первым ходит ученик, у которого карточка со словом «Родина».

Домино можно составить на любую тему.

7. Графические ассоциации.

Суть метода – видеть сходство формы букв и предметов. Дети сами делают рисунки, можно прямо в тетради на уроках.

http://festival.1september.ru/articles/530698/2.gif

Попробуйте эти приёмы! Вы не представляете, как это интересно и увлекательно!

Непроизносимые согласные. 

Есть согласные такие В, Д, Т, Л.
Не во всех словах слышны,
Но везде они нужны.
Чтобы знать, где их писать,
Надо слово проверять.

Грустный
Грустный – грусть,
Грустить не буду.
Грустный – «Т» не позабуду.

Поздно
Поздно – проверим опоздали,
В слове поздно «Д» написали.

Солнце
В слове солнце «Л» не слышим.
В слове солнышко напишем.

Звёздный
Звёздный – проверяй звезда.
Звёздный – «Д» пиши всегда.

Здравствуй
В слове здравствуй «В» не слышна,
Проверим словом здравие.
Здоровья всем вам пожелаем
И в слове здравствуй «В» не забываем.

Загадки.

День и ночь стучит оно
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)

Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прослони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. (Лестница).

Правописание шипящих жи–ши, ча-ща, чу-щу.

1. Загадки

У неё во рту пила, под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. (Щука)

Они живут на крыше, 
Их очень любят кошки. (Мыши)

Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Шиповник).

Стучит, стучит весь день,
Никого не боится.
Считает он весь век, 
Но не человек. (Часы)

Посуда с длинным носом и с круглым хвостом. (Чайник).

2. Ребусы

 http://festival.1september.ru/articles/530698/3.gif 

3. Кроссворды

http://festival.1september.ru/articles/530698/4.gif

4. Замените одним словом.

  • Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф).
  • Что у человека дороже всего? (Жизнь).
  • 60 минут (Час).
  • Густой частый лес. (Чаща).
  • Хищная рыба с острыми зубами. (Щука).
  • Из чего делают тяжёлые сковородки? (Чугун).
  • Животные, которые носят еду на спине. (Ежи).

Парные звонкие и глухие согласные. 

1. Шарады.

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос – голос).

С глухим – траву она срезает,
Со звонким – листья обьедает. (Коса – коза).

С «м» – приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «л» зимой бывает, а весною изчезает. (Мёд – лёд).

С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий. ( Шар – жар).

2. Игра « Цепочка».

Один из учащихся называет слово со звонкой или глухой согласной, рядом сидящий называет проверочное слово. Например: друг – друга, зуб – зубы ит.д.

3. Загадки.

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Потяну за верёвку – встанет гора. (Верблюд).

Старик-шутник, на улице стоять не велит, 
За нос домой тянет. (Мороз).

За тобою он плетётся
Хоть на месте остаётся. (След).

Правописание звонких и глухих согласных перед согласными.

В лесу родилась, в лесу живёт. (Лодка).

Набитая пухом, лежит под ухом.(Подушка).

С одной стороны лес, а с другой – поле. (Шубка).

4. Кроссворд.

 

с

н

е

  

к

и

п

р

ы

 

к

и

ф

л

а

 

к

и

к

р

ы

 

к

и

о

р

е

 

к

и

 

 

 

 

 

 

Упражнения для обогащения словарного запаса детей. 

1. Замени одним словом из 4 букв:

Приятель – …. , противник – … ,
Солдат – … , работа – … , шагать – … .

2. Найдите спрятавшееся слово.

Хлев (лев), удочка (дочка), коса (оса), столб (стол), щель (ель).

3. Угадай слово. 

К – р – н д – ш (карандаш), д – ж – р н – й (дежурный), л – с т – п – д (листопад), з – м – ш к - (зимушка).

4. Помогите прочитать «странное письмо».

∩ ^ ; ∩ ^ ; ¬ ∩ ^ ; ∩ ; ¬ ∩ ^ ; ∩; ¬ ∩.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занимательные упражнения

Задании творческого характера на уроках окружающего мира в начальной школе....

Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка.

Игры и упражнения на правописание парной согласной; безударной гласной в корне слова....

Занимательные упражнения на уроках окружающего мира в начальной школе

Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся нача...

Занимательные упражнения по теме "Состав слова".

Материал содержит занимательные игровые упражнения по теме "Состав слова". Можно использовать на итоговом занятии. Содержатся шарады,  игры по составлению слов....

Занимательные упражнения (мауыҡтырғыс күнегеү)

Уҡыу процесында мауыҡтырғыс күнегеүҙәр ҡулланыу ҙур әһәмиәткә эйә. Мауыҡырыу – ул уҡытыу эшендә уҡыусыларҙа предметҡа ҡарата ҡыҙыҡһыныу, белем алыуға ынтылыш тәрбиәләү маҡсатында төрлө методик алымдар...

Занимательные упражнения по русскому языку.

Данный материал может использоваться  на уроках русского языка....

Методическая разработка «Занимательные упражнения, направленные на развитие звукобуквенного анализа и синтеза»

Цель этого материала заключается в том, чтобы предложить родителям детей страдающих дисграфией на почве нарушения звукобуквенного анализа и синтеза присоединиться к коррекционной работе учителя-л...